1. Управленческое консультирование как метод прикладной психологии.
2. Задачи психолога консультанта в организации.
3. Формы работы психолога в организационном консультировании
4. Роли психолога консультанта
5. Два направления консультирования: организационно-индустриальное и клинически-консультативное.
6. Схема работы психолога-консультанта в организации.
7. Циклы развития организации и проблемы характерные для каждого цикла.
8. Деловые игры в управленческом консультировании.
9. Особенности работы внешних консультантов.
10. Требования к личностным качествам и профессиональным умениям психолога консультанта, работающего с организациями.
11. Использование метафор в управленческом консультировании.
12. Коучинг для организаций и команд.
13. Консультант-клиентские отношения: проблемы и решения.
14. Психологическое обследование: проведение и отчет.
15. Психологические проблемы профессионального отбора, аттестации и планирования карьеры руководителя.
16. Психологические средства достижения благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе.
17. Психологические аспекты регулирования межличностных конфликтов в коллективе.
18. Психологическая коррекция и обучение руководителя.
19. Составление профиля базовых компетенций менеджера.
20. Индивидуальное собеседование: методы и возможности.
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
Основная литература
1. Бакирова Г Х. Тренинг управления персоналом. СПб.: Речь, 2004.
2. Гуревич, Анна Марковна. Ассессмент: принципы подготовки и проведения, СПб.: Речь, 2005.
3. Гуревич Анна Марковна. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах, СПб.: Речь, 2007.
4. Горшкова, Екатерина Геннадьевна. Коуч-наставничество как инструмент развития бизнеса: Практическое руководство / Е. Г. Горшкова, О. В. Бухаркова, 2006.
5. Дмитриева З.М. Школа менеджмента. Книга практикующего руководителя и бизнес тренера. СПб.: Речь, 2008.
6. Ильин Е.П. Мотивы человека. Теория и методы изучения. Киев, 1998.
7. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем, СПб.: Речь, 2006.
8. Коучинг: истоки, подходы, перспективы: Сборник статей / сост. М. А. Данилова, сост. Е. В. Фролова, пер С. Швецова,2003
9. Машков В. Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента, СПб.: 2005.
10.Морозова Г.Б. Психологическое сопровождение организации и персонала, СПб.: Речь, 2006.
11. Максвелл. Д. С. Шеф и его команда. СПб.: 1998.
12. Психологические типологии: Пособие для менеджеров и практических психологов / Под. ред. Ю. П. Платонова, 2004.
13. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1998.
14. Соцков Н.Я. Практический менеджмент. М., 1998.
15. Степанов Д. В. Эффективное управление: команда, иерархия, единовластие, СПб.: Речь, 2005.
16. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: взгляд клинициста М. «Класс», 2000.
17. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск, 1997.
18. Управление персоналом /под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремена. М., 1998.
19. Шарухин А. П. Психология менеджмента: Учебное пособие для вузов, 2005.
20. Чикер, В. А. Психологическая диагностика организации и персонала, 2006.
Дополнительная литература
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
2. Аккофф Р. Планирование будущего корпорации. М., 1985.
3. Барташев А. В. Диагностика профессионально - важных качеств/А. В. Барташев, И. Ю. Алексеева, Е. В. Майорова. - СПб.: Питер, 2007.
4. Бухаркова О. В. Имидж лидера: технология создания и продвижения. Тренинговая программа / О. В. Бухаркова, Е. Г. Горшкова, 2007.
5. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов, 2007.
6. Бойко В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.
7. Власов Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. Л., 1980.
8. Волгин А.П. и др. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. М., 1992.
9. Гришина Н.В. Давайте договоримся. СПб., 1993.
10. Гроув В. Высокоэффективный менеджмент. М., 1993.
11. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителей. Новосибирск, 1995.
12. Иванилов И.Ю. Тренинг "Эмоциональная компетентность в бизнесе" / И. Ю. Иванилов, 2007.
13. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.
14. Друкер Ф. П. Управление, нацеленное на результаты. М., 1992.
15. Мелия М. Бизнес – это психология. Психологические координаты жизни современного человека М.: «Альпина Бизнес Букс»,2007.
2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Рекомендации по использованию материалов УМК и проведению лекционных занятий
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управленческое консультирование» предназначен для повышения качества подготовки студентов в процессе проведения лекционных, семинарских, практических занятий, а также во время самостоятельной работы.
В учебном процессе наиважнейшее место занимает лекционное занятие. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В связи с этим остановимся на некоторых методических рекомендациях по “эффективному слушанию”.
За установление контакта с аудиторией всегда отвечает лектор, выступающий. Говорит ли он экспромтом, импровизирует ли по тезисам, читает ли сплошной текст — выступающий только тогда добьется эффекта, когда аудитория слушает то, что он говорит. С другой стороны, чтобы понять и усвоить то, о чем говорит выступающий, надо уметь слушать внимательно и даже тщательно.
От умения слушать во многом зависит эффективность делового и личного общения людей. Преходящий характер произносимого слова — вот что повышает важность умения слушать. Слушающий, в отличие от говорящего, не может позволить себе отвлечься даже на мгновенье, поскольку произносимое слово исчезает, “умирает” в момент, когда оно слетает с губ говорящего. Умение эффективно слушать особенно важно для менеджера, который заинтересован в непосредственном общении с подчиненными.
Слышать и слушать — не одно и то же. Мы многое слышим, не слушая, и часто осознаем, что услышали тот или иной звук, только после того, как он прекратился. Например, в тихой комнате мы можем слышать тиканье часов, однако мы редко специально слушаем это; иногда мы вспоминаем о наличии в комнате часов только в момент, когда они вдруг остановились.
Слышание (простое чувствование звука) фактически является лишь первым шагом в законченном процессе слушания, который включает в себя:
· слушание слов;
· понимание языка лектора, значения отдельных слов;
· правильное выделение в речи говорящего законченных выражений;
· понимание смысла предложений и фраз;
· оценку сказанного, включая отделение фактов от мнений.
Чтобы успешно слушать и понимать, необходимо непрерывное постоянное усилие для поддержания должного внимания к словам говорящего. Этот процесс требует значительного умственного напряжения. Только при этом можно хорошо понять, о чем говорит преподаватель, проанализировать и запомнить отдельные положения предлагаемого материала.
Поддержать непрерывное внимание к лектору для многих оказывается нелегким делом по целому ряду причин:
· отключение внимания. Отвлечь наше внимание может все, что действует необычно или раздражает, например, наружность лектора, его голос или особенности произношения;
· высокая скорость умственной деятельности. По данным психологов, мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего;
· антипатия к чужим мыслям. Мы всегда больше ценим свои мысли, и для нас обычно приятнее и легче следовать этим мыслям, нежели заставлять себя следить за тем, что говорит другой;
· избирательность внимания. Мы с детских лет привыкли слушать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать все была бы непосильным занятием. И в порядке самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что в определенный отрезок времени представляет для нас наибольший интерес. Эта присущая нам привычка переключать внимание с одного на другое затрудняет фиксированное внимание на чем-то одном;
· потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у нас неотвратимую потребность ответить. Если это с нами происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Наши мысли заняты формулированием “разгромных” комментариев, с которыми мы хотим выступить, в лучшем случае — по окончании речи говорящего, обычно же — сразу, перебивая и ни с кем, и ни с чем не считаясь.
Из сказанного, по всей видимости, ясно, что слушать эффективно для большинства из нас является весьма трудной задачей. Но она становится еще более сложной в результате воздействия помех, которые могут возникнуть между лектором, говорящим и аудиторией.
1. Физические помехи. Они разнообразны, но их можно сгруппировать по характеру воздействия и результатов:
· температура в комнате. Если в помещении жарко или холодно, то мысли слушающих будут заняты главным образом этим неудобством, а не тем, что говорит лектор;
· шум (постоянный или спорадического характера, от случая к случаю, время от времени) отвлекает внимание аудитории;
· неожиданное действие. Опоздание студента или его уход во время лекции всегда отвлекает внимание всей аудитории;
· усталость. Студент, испытывающий физическую усталость, обычно не в состоянии внимательно относиться к словам лектора. Его голова, как правило, в этом случае больше занята своим состоянием, нежели тем, что говорит преподаватель.
2. Умственные помехи:
· безразличие. Тема или некоторые из ее аспектов могут оказаться малоинтересными для некоторых студентов или для всей аудитории;
· предубеждение. Студент, имеющий предубеждение к теме лекции или к какой-то ее части, может либо полностью отключить свое внимание от того, о чем говорит преподаватель, либо вместо того, чтобы слушать с познавательной целью, будет следить за недостатками лектора;
· озабоченность. Когда студент озабочен своими личными проблемами, ему, естественно, трудно сосредоточиться на восприятии материала лектора, так как его мысли постоянно возвращаются к этим проблемам;
· реакция на слова с эмоциональной окраской. Многие непроизвольно реагируют на определенные слова, ассоциирующиеся с неприятностями или несчастьем. Например, такие слова, как “увольнение”, “штраф”, “убытки”, “банкротство”, и им подобные могут вызвать нежелательную эмоциональную реакцию. Когда кто-то слышит такого рода слова, то возникает опасность появления у него раздражения или злости, которые могут отвлечь слушателя от сути лекционного выступления;
· напряжение. Если материал труден для понимания или излагается непоследовательно и путано, то это, как правило, вызывает ненужное умственное напряжение аудитории и затрудняет усвоение преподносимого материала.
У определенной части обучающихся выработались и укоренились отрицательные привычки, затрудняющие установление контакта с преподавателем. Вот наиболее распространенные из них:
· повышенное внимание к недостаткам в наружности, голосе, речи лектора и его манерах;
· слушание лектора, не глядя на него (обычно хорошие лекторы свою речь подкрепляют выразительными жестами и богатой мимикой; студент или другой слушающий, который не смотрит на такого выступающего, получает неполную информацию);
· активная реакция на незначительные отвлекающие моменты, например, шарканье ногами, кашель, чихание и т.д.;
· поспешная оценка темы лектора и вывод о том, что в лекции не будет ничего нового или ценного;
· поспешное заключение о том, что положения лектора неправильны или не заслуживают внимания; здесь необходимо предоставить лектору или другому выступающему возможность обосновать их;
· поспешный отказ от усилий слушать лектора (чаще всего бывает, когда материал труден или преподносится непоследовательно);
· отрицательные эмоции в случаях, когда лектор выдвигает противоречивую мысль или использует в речи слова, вызывающие отрицательные эмоции или ассоциации;
· показное внимание в случаях, когда на самом деле голова отвлечена личными заботами;
· детальное конспектирование; оно оставляет для слушания слишком мало времени (конспектируя лекцию, студент не может сосредоточить полностью свое внимание на том, что говорит преподаватель).
Каждый студент должен разделять ответственность за эффект общения с преподавателем. Лектор отвечает за эффективность своей лекции, а аудитория — за эффективность слушания. Во всяком случае, так должно быть.
Чтобы научиться эффективно слушать, нужно приучаться поддерживать непрерывное внимание к лектору. Основная проблема — это не поддаться соблазну отвлечься и не давать воли собственным мыслям. Для этого необходимо постоянным усилием поддерживать свой “настрой” на одной волне с лектором. Решение этой задачи облегчается, когда выработаны положительные устойчивые привычки и точно соблюдается план слушания.
Положительные устойчивые привычки выражаются в следующем:
· активная поза студента всегда помогает сосредоточить внимание. Правильный выбор вертикальной посадки помогает лучше сосредоточиться. Наоборот, когда расслабляется тело, тогда то же самое происходит с мозгом. Стоит только расслабиться физически, как оказывается трудно не расслабиться и умственно;
· сосредоточенный взгляд на лектора. Лектора легче слушать и сохранять внимание, наблюдая за ним. Если смотреть в сторону или на кого-либо, то появляется опасность, что наши мысли будут следовать за нашими глазами;
· устойчивая сосредоточенность. Во время речи легко отвлечься по различным причинам. Более того, можно отвлечься, даже какое-то время не осознавая этого. Чтобы сосредоточиться, нужно уметь воздержаться от всякого рода “игр”, например, созерцание предметов, находящихся на столе, нежелательно перебрасываться взглядами, читать любую литературу и т.д.
В качестве существенной методической рекомендации для улучшения процесса слушания лекций может выступать план слушания лекции (или любого другого выступления). Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, “далее”, “итак”, “таким образом”, “следовательно” и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
Вообще любой выступающий, лектор делает паузы (например, чтобы просмотреть свои записи, подойти к наглядным пособиям, выпить воды и т.д.). Эти небольшие паузы лучше использовать для анализа и обобщения того, что преподаватель сказал, чем давать волю своим собственным мыслям и витать в облаках.
3.Опережение речи лектора. Если речь лектора представляет интерес, то появляется естественное стремление предугадать ход мысли, следующее ее положение. С каждым случаем совпадения мысли лектора и слушающего его студента улучшается усвоение и запоминание отдельных положений лекции. Однако даже при несовпадении такого рода мыслительной деятельности уровень запоминания и последующего усвоения лекционного материала со стороны студента, тем не менее повышается, поскольку происходит умственная работа, сравниваются предположения слушателя и утверждения говорящего.
Принцип сравнения или противопоставления (контраста) широко известен в обучении. Следовательно, опережение речи лектора является не только одним из средств “настройки на волну” слушаемой лекции, но и достаточно эффективным средством ее запоминания, усвоения.
4.Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания.
В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление.