Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

V. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ




1. Управленческое консультирование как метод прикладной психологии.

2. Задачи психолога консультанта в организации.

3. Формы работы психолога в организационном консультировании

4. Роли психолога консультанта

5. Два направления консультирования: организационно-индустриальное и клинически-консультативное.

6. Схема работы психолога-консультанта в организации.

7. Циклы развития организации и проблемы характерные для каждого цикла.

8. Деловые игры в управленческом консультировании.

9. Особенности работы внешних консультантов.

10. Требования к личностным качествам и профессиональным умениям психолога консультанта, работающего с организациями.

11. Использование метафор в управленческом консультировании.

12. Коучинг для организаций и команд.

13. Консультант-клиентские отношения: проблемы и решения.

14. Психологическое обследование: проведение и отчет.

15. Психологические проблемы профессионального отбора, аттестации и планирования карьеры руководителя.

16. Психологические средства достижения благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе.

17. Психологические аспекты регулирования межличностных конфликтов в коллективе.

18. Психологическая коррекция и обучение руководителя.

19. Составление профиля базовых компетенций менеджера.

20. Индивидуальное собеседование: методы и возможности.

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная литература

1. Бакирова Г Х. Тренинг управления персоналом. СПб.: Речь, 2004.

2. Гуревич, Анна Марковна. Ассессмент: принципы подготовки и проведения, СПб.: Речь , 2005.

3. Гуревич Анна Марковна. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах, СПб.: Речь, 2007.

4. Горшкова, Екатерина Геннадьевна. Коуч-наставничество как инструмент развития бизнеса: Практическое руководство / Е. Г. Горшкова, О. В. Бухаркова, 2006.

5. Дмитриева З.М. Школа менеджмента. Книга практикующего руководителя и бизнес тренера. СПб.: Речь, 2008.

6. Ильин Е.П. Мотивы человека. Теория и методы изучения. Киев, 1998.

7. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем, СПб.: Речь, 2006.

8. Коучинг: истоки, подходы, перспективы: Сборник статей / сост. М. А. Данилова, сост. Е. В. Фролова, пер С. Швецова ,2003

9. Машков В. Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента, СПб.: 2005.

10.Морозова Г.Б. Психологическое сопровождение организации и персонала , СПб.: Речь, 2006.

11. Максвелл. Д. С. Шеф и его команда. СПб.: 1998.

12. Психологические типологии: Пособие для менеджеров и практических психологов / Под. ред. Ю. П. Платонова, 2004.




13. Робер М.А. , Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1998.

14. Соцков Н.Я. Практический менеджмент. М., 1998.

15. Степанов Д. В. Эффективное управление: команда, иерархия, единовластие, СПб.: Речь, 2005.

16. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: взгляд клинициста М. «Класс», 2000.

17. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск, 1997.

18. Управление персоналом /под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремена. М., 1998.

19. Шарухин А. П. Психология менеджмента : Учебное пособие для вузов , 2005.

20. Чикер, В. А. Психологическая диагностика организации и персонала , 2006.

Дополнительная литература

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

2. Аккофф Р. Планирование будущего корпорации. М., 1985.

3. Барташев А. В. Диагностика профессионально - важных качеств/А. В. Барташев, И. Ю. Алексеева, Е. В. Майорова. - СПб.: Питер, 2007.

4. Бухаркова О. В. Имидж лидера: технология создания и продвижения. Тренинговая программа / О. В. Бухаркова, Е. Г. Горшкова, 2007.

5. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов , 2007.

6. Бойко В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.

7. Власов Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. Л., 1980.

8. Волгин А.П. и др. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. М., 1992.

9. Гришина Н.В. Давайте договоримся. СПб., 1993.

10. Гроув В. Высокоэффективный менеджмент. М., 1993.

11. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителей. Новосибирск, 1995.



12. Иванилов И.Ю. Тренинг "Эмоциональная компетентность в бизнесе" / И. Ю. Иванилов, 2007.

13. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.

14. Друкер Ф. П. Управление, нацеленное на результаты. М., 1992.

15. Мелия М. Бизнес – это психология. Психологические координаты жизни современного человека М.: «Альпина Бизнес Букс» ,2007.


2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Рекомендации по использованию материалов УМК и проведению лекционных занятий

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управленческое консультирование» предназначен для повышения качества подготовки студентов в процессе проведения лекционных, семинарских, практических занятий, а также во время самостоятельной работы.

В учебном процессе наиважнейшее место занимает лекционное занятие. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В связи с этим остановимся на некоторых методических рекомендациях по “эффективному слушанию”.

За установление контакта с аудиторией всегда отвечает лектор, выступающий. Говорит ли он экспромтом, импровизирует ли по тезисам, читает ли сплошной текст — выступающий только тогда добьется эффекта, когда аудитория слушает то, что он говорит. С другой стороны, чтобы понять и усвоить то, о чем говорит выступающий, надо уметь слушать внимательно и даже тщательно.

От умения слушать во многом зависит эффективность делового и личного общения людей. Преходящий характер произносимого слова — вот что повышает важность умения слушать. Слушающий, в отличие от говорящего, не может позволить себе отвлечься даже на мгновенье, поскольку произносимое слово исчезает, “умирает” в момент, когда оно слетает с губ говорящего. Умение эффективно слушать особенно важно для менеджера, который заинтересован в непосредственном общении с подчиненными.

Слышать и слушать — не одно и то же. Мы многое слышим, не слушая, и часто осознаем, что услышали тот или иной звук, только после того, как он прекратился. Например, в тихой комнате мы можем слышать тиканье часов, однако мы редко специально слушаем это; иногда мы вспоминаем о наличии в комнате часов только в момент, когда они вдруг остановились.

Слышание (простое чувствование звука) фактически является лишь первым шагом в законченном процессе слушания, который включает в себя:

· слушание слов;

· понимание языка лектора, значения отдельных слов;

· правильное выделение в речи говорящего законченных выражений;

· понимание смысла предложений и фраз;

· оценку сказанного, включая отделение фактов от мнений.

Чтобы успешно слушать и понимать, необходимо непрерывное постоянное усилие для поддержания должного внимания к словам говорящего. Этот процесс требует значительного умственного напряжения. Только при этом можно хорошо понять, о чем говорит преподаватель, проанализировать и запомнить отдельные положения предлагаемого материала.

Поддержать непрерывное внимание к лектору для многих оказывается нелегким делом по целому ряду причин:

· отключение внимания. Отвлечь наше внимание может все, что действует необычно или раздражает, например, наружность лектора, его голос или особенности произношения;

· высокая скорость умственной деятельности. По данным психологов, мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего;

· антипатия к чужим мыслям. Мы всегда больше ценим свои мысли, и для нас обычно приятнее и легче следовать этим мыслям, нежели заставлять себя следить за тем, что говорит другой;

· избирательность внимания. Мы с детских лет привыкли слушать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать все была бы непосильным занятием. И в порядке самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что в определенный отрезок времени представляет для нас наибольший интерес. Эта присущая нам привычка переключать внимание с одного на другое затрудняет фиксированное внимание на чем-то одном;

· потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у нас неотвратимую потребность ответить. Если это с нами происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Наши мысли заняты формулированием “разгромных” комментариев, с которыми мы хотим выступить, в лучшем случае — по окончании речи говорящего, обычно же — сразу, перебивая и ни с кем, и ни с чем не считаясь.

Из сказанного, по всей видимости, ясно, что слушать эффективно для большинства из нас является весьма трудной задачей. Но она становится еще более сложной в результате воздействия помех, которые могут возникнуть между лектором, говорящим и аудиторией.

1. Физические помехи. Они разнообразны, но их можно сгруппировать по характеру воздействия и результатов:

· температура в комнате. Если в помещении жарко или холодно, то мысли слушающих будут заняты главным образом этим неудобством, а не тем, что говорит лектор;

· шум (постоянный или спорадического характера, от случая к случаю, время от времени) отвлекает внимание аудитории;

· неожиданное действие. Опоздание студента или его уход во время лекции всегда отвлекает внимание всей аудитории;

· усталость. Студент, испытывающий физическую усталость, обычно не в состоянии внимательно относиться к словам лектора. Его голова, как правило, в этом случае больше занята своим состоянием, нежели тем, что говорит преподаватель.

2. Умственные помехи:

· безразличие. Тема или некоторые из ее аспектов могут оказаться малоинтересными для некоторых студентов или для всей аудитории;

· предубеждение. Студент, имеющий предубеждение к теме лекции или к какой-то ее части, может либо полностью отключить свое внимание от того, о чем говорит преподаватель, либо вместо того, чтобы слушать с познавательной целью, будет следить за недостатками лектора;

· озабоченность. Когда студент озабочен своими личными проблемами, ему, естественно, трудно сосредоточиться на восприятии материала лектора, так как его мысли постоянно возвращаются к этим проблемам;

· реакция на слова с эмоциональной окраской. Многие непроизвольно реагируют на определенные слова, ассоциирующиеся с неприятностями или несчастьем. Например, такие слова, как “увольнение”, “штраф”, “убытки”, “банкротство”, и им подобные могут вызвать нежелательную эмоциональную реакцию. Когда кто-то слышит такого рода слова, то возникает опасность появления у него раздражения или злости, которые могут отвлечь слушателя от сути лекционного выступления;

· напряжение. Если материал труден для понимания или излагается непоследовательно и путано, то это, как правило, вызывает ненужное умственное напряжение аудитории и затрудняет усвоение преподносимого материала.

У определенной части обучающихся выработались и укоренились отрицательные привычки, затрудняющие установление контакта с преподавателем. Вот наиболее распространенные из них:

· повышенное внимание к недостаткам в наружности, голосе, речи лектора и его манерах;

· слушание лектора, не глядя на него (обычно хорошие лекторы свою речь подкрепляют выразительными жестами и богатой мимикой; студент или другой слушающий, который не смотрит на такого выступающего, получает неполную информацию);

· активная реакция на незначительные отвлекающие моменты, например, шарканье ногами, кашель, чихание и т.д.;

· поспешная оценка темы лектора и вывод о том, что в лекции не будет ничего нового или ценного;

· поспешное заключение о том, что положения лектора неправильны или не заслуживают внимания; здесь необходимо предоставить лектору или другому выступающему возможность обосновать их;

· поспешный отказ от усилий слушать лектора (чаще всего бывает, когда материал труден или преподносится непоследовательно);

· отрицательные эмоции в случаях, когда лектор выдвигает противоречивую мысль или использует в речи слова, вызывающие отрицательные эмоции или ассоциации;

· показное внимание в случаях, когда на самом деле голова отвлечена личными заботами;

· детальное конспектирование; оно оставляет для слушания слишком мало времени (конспектируя лекцию, студент не может сосредоточить полностью свое внимание на том, что говорит преподаватель).

Каждый студент должен разделять ответственность за эффект общения с преподавателем. Лектор отвечает за эффективность своей лекции, а аудитория — за эффективность слушания. Во всяком случае, так должно быть.

Чтобы научиться эффективно слушать, нужно приучаться поддерживать непрерывное внимание к лектору. Основная проблема — это не поддаться соблазну отвлечься и не давать воли собственным мыслям. Для этого необходимо постоянным усилием поддерживать свой “настрой” на одной волне с лектором. Решение этой задачи облегчается, когда выработаны положительные устойчивые привычки и точно соблюдается план слушания.

Положительные устойчивые привычки выражаются в следующем:

· активная поза студента всегда помогает сосредоточить внимание. Правильный выбор вертикальной посадки помогает лучше сосредоточиться. Наоборот, когда расслабляется тело, тогда то же самое происходит с мозгом. Стоит только расслабиться физически, как оказывается трудно не расслабиться и умственно;

· сосредоточенный взгляд на лектора. Лектора легче слушать и сохранять внимание, наблюдая за ним. Если смотреть в сторону или на кого-либо, то появляется опасность, что наши мысли будут следовать за нашими глазами;

· устойчивая сосредоточенность. Во время речи легко отвлечься по различным причинам. Более того, можно отвлечься, даже какое-то время не осознавая этого. Чтобы сосредоточиться, нужно уметь воздержаться от всякого рода “игр”, например, созерцание предметов, находящихся на столе, нежелательно перебрасываться взглядами, читать любую литературу и т.д.

В качестве существенной методической рекомендации для улучшения процесса слушания лекций может выступать план слушания лекции (или любого другого выступления). Основные его моменты заключаются в следующем.

1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.

Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.

2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, “далее”, “итак”, “таким образом”, “следовательно” и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.

Вообще любой выступающий, лектор делает паузы (например, чтобы просмотреть свои записи, подойти к наглядным пособиям, выпить воды и т.д.). Эти небольшие паузы лучше использовать для анализа и обобщения того, что преподаватель сказал, чем давать волю своим собственным мыслям и витать в облаках.

3.Опережение речи лектора. Если речь лектора представляет интерес, то появляется естественное стремление предугадать ход мысли, следующее ее положение. С каждым случаем совпадения мысли лектора и слушающего его студента улучшается усвоение и запоминание отдельных положений лекции. Однако даже при несовпадении такого рода мыслительной деятельности уровень запоминания и последующего усвоения лекционного материала со стороны студента, тем не менее повышается, поскольку происходит умственная работа, сравниваются предположения слушателя и утверждения говорящего.

Принцип сравнения или противопоставления (контраста) широко известен в обучении. Следовательно, опережение речи лектора является не только одним из средств “настройки на волну” слушаемой лекции, но и достаточно эффективным средством ее запоминания, усвоения.

4.Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания.

В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление.





Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 675; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10350 - | 8003 - или читать все...

Читайте также:

 

3.230.76.196 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.007 сек.