Этика и нравственное сознание

Ученый определяется своей нравственной составляющей.

Мораль – нормы человеческого поведения в данном обществе: соответствует или нет – зависимость от конкретного общества, культуры, исторического этапа. Мораль подвержена религиозной, политической конъюнктуре.

Этика – конкретная философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность.

Нравственность – сам человеческий характер, целостно-связанная совокупность особенностей, заданная природой. Насколько человек считает возможным руководствоваться нормами морали. У Гиппократа – психо-биологические признаки нравственности. Добро и зло – надстройка над долгом у Канта.

Иногда ученый в силу своих способностей ума и таланта или представляет образец высоконравственного существа, или использует ниши хитреца.

Любая профессиональная характеристика определяется наличием нравственности в исследованиях. Угроза человеческому существованию в связи с биотехнологиями не менее безнравственна, чем то, что связано с оружием массового поражения.

В науке взаимопонимание между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что позволяется, а что нет в различных ситуациях. В нормах научной этики соединяются как общечеловеческие моральные требования и запреты (не укради, не лги), так и специфические нормы (бескорыстный поиск и отстаивание истины). В повседневной научной деятельности часто бывает непросто сразу определить истинность или ложность полученного значения, поэтому в нормах научной этики не требуется, чтобы результат был истинным знанием, а требуют лишь научной новизны и обоснованности (теоретической или эмпирической). Ответственность за соблюдение этих норм лежит на самом ученом.

Нормы науки (по Мертону) строятся на основополагающих ценностях:

  1. Универсализм – убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и знаний тех, кто их формулирует.
  2. Общность – научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им. Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для дальнейшего использования всеми коллегами.
  3. Бескорыстность – первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды (завоевания славы, получения денежного вознаграждения). Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводятся исследования.
  4. Организованный скептицизм – каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности. При этом ученый, опиравшийся в своей работе на неверные данные, заимствованные из работ его коллег, не освобождается от ответственности, коль скоро он сам не проверил точность используемых данных. Таким образом, в научной деятельности равно необходимы как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое отношение к их результатам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: