Обратимся к двум греческим словам «экономика» (греч. – oikonomikе) и «эконом» (греч. – oikonomos). «Экономика» в переводе означает искусство управления домашним хозяйством, а «эконом» - управляющий домом. Как видим, слова «экономика» и «управление» здесь сливаются воедино. Возникает вопрос: «Каким искусством должен владеть «эконом»?» Ответ на этот вопрос упрощенно может быть проиллюстрирован следующей схемой:
, | (3) |
где существующий ресурс R соответствующим образом F обрабатывается в продукт P, удовлетворяющий потребность U. Для того чтобы реализовать эту довольно простую схему, необходимо иметь информацию:
1) IU - о том, какая, когда и где возникает потребность U;
2) IP - о том, какие продукты P и в какой степени могут удовлетворить потребность U;
3) IF - о том, каким образом F можно получить соответствующий продукт P, если имеется ресурс R;
4) IR – о том, сколько, какие и где имеются ресурсы R.
Необходимость такой информации вызвана наличием неопределенности HU, HP, HF, HR . Естественно, что при
|
|
; ; ; | (4) |
схема (3) определяется однозначно. Однако даже для такой элементарной социально-экономической системы, как «дом», «семья», схема (3) является чрезвычайно упрощенной. Во-первых, R, F, P и U есть множества, во-вторых, кроме HU, HP , HF и HR существуют условные энтропии HU/P, HP/F, HF/R, и т.д. При наличии такой неопределенности управление домашним хозяйством действительно становится искусством.
Если принять cardR>>cardU, то схема (3) может быть таковой:
, | (5) |
что означает отсутствие понятия «экономика». Такой вариант возможен лишь при так называемом идеальном экологическом состоянии. Однако при увеличении численности населения на нашей планете, при прогрессивном увеличении его потребностей и вместе с тем при иссякаемости существующих ресурсов все большее внимание отводилось F и P, все более сложной и разветвленной становилась схема (3). При этом пропорционально увеличивалась интегративная неопределенность HS = S(Hi, Hi/j), все больше требовалось информации для реализации возрастающих материальных и духовных потребностей, т.е. IU, IP, IF, IR и пр. В разветвленной схеме (3) социально-экономической системы стала возрастать роль цепочек типа
, | (6) |
где индекс inf обозначает информационный. Появилось понятие информационного продукта Pinf, который являлся продуктом информационных технологий, реализующих Finf, благодаря совместной информационной деятельности человека и машины (ЭВМ, компьютерной системы). Информационная потребность Uinf становилась не менее важной, нежели материальная и энергетическая потребности. Информационный ресурс в деятельности человека стал выходить на доминирующие позиции.
|
|
Слово «ресурсы» (фр. – resources) означает средства, запасы, возможности, источники чего-либо. Речь прежде всего идет о ресурсах жизнедеятельности человека. Следует рассмотреть, почему информацию необходимо относить к этим ресурсам.
1. Человек живет в материальном мире. Информация является неотъемлемым свойством материи, «фундаментальной естественнонаучной категорией, рядоположенной с такими категориями, как «вещество» и «энергия» [7]. Исходя из этого, среда обитания человека имеет три основных источника его существования, три ресурса: вещественный, энергетический и информационный. Все остальные ресурсы являются производными или аналогичными. Следовательно,
. | (7) |
2. Если двум людям Ч1 и Ч2, обладающим абсолютно одинаковыми физическими способностями поручить одно и то же дело (Р), снабдив их равными RВ и RЭ, то в результате получим Р1 и Р2. Исход Р1= Р2 маловероятен. Более вероятным может быть исход Р1 ¹ Р2. Не исключен и такой исход: Р1(или Р2) = 0. В последнем случае можем сказать, что Ч1 (или Ч2) не умеют делать Р, т.е. он не обладает соответствующими способностями, средствами, иначе говоря, ресурсами. Эти ресурсы называют знаниями, умениями или интеллектуальными ресурсами (информационными). При этом
. | (8) |
Характерно то, что Ч2, увидев, как Ч 1 выполняет Р, т.е. получив необходимую информацию, приобретает F2» F1, дающие ему возможность выполнить Р.
3. Человек, для того чтобы согреть себя (U), научился изготавливать (F) из шкур зверей (R) одежду (Р). Однако не всегда хватало R, чтобы изготовить необходимое количество Р, да и Р не всегда в полной мере удовлетворяло U.
В последующем для изготовления одежды человек научился (F) использовать шерсть животных, хлопок, лен и т.д. Таким образом, для производства Р, удовлетворяющего U, можно было использовать многообразие (множество) ресурсов R={Ri}, преобразуя их различным образом F={Fi} и получая фактически различные одежды P={Pi}, которые расширили спектр потребностей U={Ui}. Смысл этого примера сводится к тому, что знания, информационный ресурс увеличивают разнообразие экономической системы, что в соответствии с законом «необходимого разнообразия» У.Р.Эшби [37] делает ее более жизнеспособной, более управляемой. Это положение развивает выражение (8), определяя зависимость от информации (знаний) не только F, но и ресурсов, продуктов и даже потребностей:
; ; ; . | (9) |
4. Главное определение информации как ресурса можно проиллюстрировать следующим примером. Автомобилист, для того чтобы добраться из пункта А в пункт В, затратил: 2 ч времени, 20 л бензина (300 руб.). В пункте В один человек дал ему информацию I, исходя из которой он нашел другой путь. Благодаря этой информации автомобилист добрался из пункта В в пункт А за 1,5 ч, израсходовав15 л бензина (225 руб.). В результате он сэкономил 0,5 ч (временной ресурс), 5 л бензина (энергетический ресурс) или 75 руб. (финансовый ресурс). Такая ситуация дает возможность оценить информацию:
, | (10) |
где ценность информации равняется разности ресурсов до () и после () получения информации I.
Выражение (10) раскрывает суть информационного ресурса: информация I становится информационным ресурсом Rinf, когда ∆RI > 0. В более широком плане кроме ∆RI, т.е. ресурсов или затрат, использованных при достижении одной и той же цели Z, можно учитывать и изменение достигнутого результата Р. Тогда выражение (10) примет более общий вид:
. | (11) |
В этом случае оценка информационного ресурса, его полезности осуществляется на основании ∆(Р-R)>0. Такое положительное приращение возникает в результате более эффективной организации деятельности (F). Таким образом, информация может рассматриваться как ресурс, являющийся основным организующим фактором экономической системы и позволяющий следующее:
|
|
· более рационально использовать существующие ресурсы;
· находить новые ресурсы, способы и средства их преобразования;
· производить новые продукты, удовлетворяющие и развивающие потребности.
В связи с этим в условиях нарастающего дефицита природных ресурсов информатизация становится безальтернативным и универсальным средством повышения благосостояния.
Возрастающая информационная потребность, использование информации как ресурса производства, всей жизнедеятельности предопределяют тот факт, что в современном информационном обществе информация приобретает статус полноценного товара. Для того чтобы обосновать этот факт, обозначить специфику информационного товара, обратимся к одному из направлений экономической теории – трудовой теории стоимости.
Представленная выше схема (3) может быть отнесена к такой организации хозяйства, как натуральное хозяйство, где отсутствует понятие «товар». Современная социально-экономическая система основана на товарном хозяйстве, при котором продукты (товары) производятся специализированными, обособленными производителями и поступают в потребление посредством обмена на рынке. Для товарного хозяйства характерны два основных признака:
1) общественное разделение труда, при котором отдельные производители специализируются на выработке определенных продуктов;
2) экономическое обособление производителей, позволяющее им относительно свободно распоряжаться произведенной продукцией по собственному усмотрению, т.е. быть собственником ее и средств ее производства.
Эти признаки играют прямо противоположную роль: первый признак объединяет людей, определяет их зависимость друг от друга, а второй – разъединяет. Важнейшей чертой товарного производства является обмен товарами как форма экономической связи между производителями. В результате обмена каждый его участник получает возможность удовлетворить свои личные потребности и продолжить свою деятельность.
|
|
Товар является важнейшей экономической категорией и определяется как продукт труда, предназначенный для обмена, причем каждый товар носит двойственный характер: с одной стороны, он выступает как потребительская стоимость, с другой – он есть результат, продукт труда, т.е. обладает стоимостью. Один и тот же товар не может использоваться одним человеком как стоимость и потребительная стоимость. Хотя в товаре стоимость не может существовать без потребительной стоимости и наоборот, но, находясь у конкретного человека, товар как бы теряет одно из этих свойств, оно отрицается. В этом заключается внутреннее противоречие товара как единство противоположностей.
Двойственный характер товара обусловлен двойственным характером труда, создающего товар. Во-первых, труд каждого товаропроизводителя выступает в конкретной форме: сапожник производит обувь, пекарь – хлеб, портной – одежду, информатик – информацию и т.п. То есть конкретный труд создает соответствующую потребительскую стоимость. Во-вторых, в процессе конкретного труда каждый производитель затрачивает свои силы, свою физическую и умственную энергию. Эти затраты человеческой энергии представляют собой абстрактный труд, т.е. труд, отвлеченный от конкретной формы. Абстрактный труд, характеризуя затраты энергии производителя на производство товара, создает стоимость данного товара.
Наконец, следует отметить, что конкретные виды труда различаются по трем признакам:
1) предметам труда (т.е. материалам, которые обрабатываются);
2) орудиям труда (при помощи чего обрабатываются предметы труда);
3) приемам воздействия орудия труда на предмет труда (т.е. технологиям).
Если взять в качестве орудий труда измерительные, коммуникационные, компьютерные, печатные устройства, способные оказывать воздействие на предмет труда, информацию по тем или иным алгоритмам, программам, то можно организовать производственный процесс, результатом которого будет продукт труда – информация. Для того чтобы этот продукт стал товаром, необходимо, чтобы он обладал стоимостью и потребительной стоимостью. Стоимость этого товара вполне очевидна, поскольку для реализации указанного процесса, безусловно, необходима энергия или напряженность [32] интеллектуального труда информационной семантической системы, именно семантической системы, то есть такой системы, которая благодаря тем или иным приемам воздействия человека или орудий труда на информацию изменит ее смысл. Другим условием преобразования полученной информации в товар является то, что смысл этой информации должен быть полезен не только ее производителю, но и кому-либо другому. То есть эта информация должна иметь спрос на рынке, или потребительную стоимость.
В экономике под продуктом (экономическим продуктом) понимается «результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и услуг» [24, с. 306]. В Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» отмечается, что «информационный продукт (продукция) – документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей». В этом законе, а также в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» документированная информация представляется как «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать». Исходя из этого определения, информационный продукт, представляемый в виде документированной информации, состоит из информации и материального носителя, на котором она изображена знаками, буквами, символами, волнами и т.п. В результате документирования происходит как бы материализация, или овеществление, информации, посредством чего она обособляется от своего производителя, т.е. от ее субъекта собственности (собственника). Двуединство информации и материального носителя дает возможность защищать информационный продукт как документированную информацию с использованием одновременно двух институтов: института интеллектуальной собственности и института вещной собственности [15]. Защита информационного продукта как собственности является необходимым условием экономического обособления производителя этого продукта.
В основе владельцем интеллектуальной собственности может быть только субъект, обладающий интеллектуальными творческими способностями, т.е. производитель этого объекта собственности. В сфере отношений отчуждения-присвоения эта собственность может быть передана (дарована, продана, наследована) во владение, распоряжение, пользование. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с российским законодательством право интеллектуальной собственности закрепляется либо самим фактом создания произведения, либо путем регистрации формулы (содержания) изобретения, либо путем фиксации и сохранения в тайне результата творчества. В первых двух случаях информация, создаваемая в процессе творческой, интеллектуальной деятельности и сопровождающая этот процесс, не нуждается в дополнительной защите, поскольку в документированной форме являет собой результат (например, произведение) или содержит описание результата этой деятельности (например, патент на изобретение; промышленный образец или свидетельство на полезную модель). Дополнительная защита требуется информации, отражающей секреты производства или секреты науки (ноу-хау и ноу-ноу). Закрепление авторских прав собственника-производителя интеллектуального продукта законодательным путем создает дополнительные условия реализации второго основного признака товарного хозяйства в информационной сфере и развития этого хозяйства за счет реализации первого признака. Суть первого заключается в том, что автор (или авторский коллектив), создавший интеллектуальный продукт, может быть единственным его владельцем, распоряжаться им по собственному усмотрению, исходя из собственной выгоды, и при этом оставаться независимой творческой личностью (творческим коллективом). В совокупности это делает возможным расширенное интеллектуальное воспроизводство. Более того, активная творческая деятельность позволяет развиваться другим субъектам СЭС, специализирующимся в различных видах информационной деятельности.
Определяя интеллектуальный продукт как товар, следует отметить, что собственник-производитель этого продукта предлагает на рынке не саму информацию, а право на ее пользование или распоряжение. В этом заключается специфика двойственного характера отношений отчуждения – присвоения, возникающего между процессами интеллектуальной, творческой деятельности субъекта, и удовлетворения его потребностей. Для стимулирования интеллектуальной деятельности требуется внешний источник удовлетворения потребностей производителя интеллектуального продукта. Процесс овеществления и отчуждения интеллектуального продукта от непосредственного производителя становится целесообразным при наличии двух условий:
1) существование реальной потребности в производимой интеллектуальной продукции (потребительная стоимость интеллектуального товара, новой информации, новых знаний);
2) существование реальной возможности потенциального потребителя удовлетворить потребности (материальные и/или духовные) производителя интеллектуального продукта, т.е. ресурса его деятельности, труда (стоимости).
Как правило, субъект интеллектуальной собственности владеет такими средствами производства, которые позволяют овеществлять интеллектуальный продукт в одном экземпляре, т.е. произвести оригинал или объект, по поводу которого возникает право интеллектуальной собственности. Тогда субъект интеллектуальной собственности продает право распоряжения данным объектом такому субъекту СЭС, который сможет обеспечить его максимально возможным ресурсом. Таким распорядителем является субъект, владеющий соответствующими средствами производства, позволяющими достигнуть максимального полезного эффекта от использования полученной путем отчуждения-присвоения вещной собственности (информационного продукта). Владелец интеллектуальной собственности, передавая владельцу средств производства в распоряжение объект своей собственности, получает долю от достигнутого (авторский гонорар, известность и т.д.). Эффект может быть получен распорядителем полученного (на договорных условиях с автором) интеллектуального продукта в сфере инноваций материального производства (новые образцы продукции, новые средства и методы управления и т.д.), а также в различных направлениях информационной деятельности (распространение информации, например книг, статей, изобретений и т.п.). Таким образом, получается в процессе овеществления интеллектуальной собственности в виде материального и информационного (вещевого) продукта. Могут возникнуть и такие социально-экономические условия, при которых производителю и первоначальному владельцу интеллектуальной собственности становится выгодным продать право не только на распоряжение или пользование этой собственностью, но и на владение ею. Естественно, что это определяется возможностью получения , а точнее, той пользой, которую владелец получает в процессе отчуждения своей интеллектуальной собственности. В результате этого акта он теряет право на владение, передавая его другому лицу.
В настоящее время широко распространена практика, когда владелец или распорядитель средств информационного производства может принять на работу интеллектуального работника на контрактной (договорной) основе, предложив ему за предоставленную работу (труд) определенное вознаграждение в виде заработной платы. В этом случае полученный продукт интеллектуальной деятельности может стать собственностью владельца, предоставившего средства труда и оплатившего интеллектуальный труд. Здесь речь идет об информационной работе. Мотивация творческого труда при этом оказывается наиболее слабой, что сказывается на эффективности информационного производства. Для повышения ценности информационной продукции требуется совершенствование системы стимулирования интеллектуального труда.
Особо следует остановиться на сфере предоставления информационных услуг, на информационном обслуживании. Информационное обслуживание можно определить как информационное производство, исключающее производство интеллектуальной составляющей информационного продукта. Повышение его полезности заключается лишь в своевременности (оперативности) и массовости (распространенности) представления этого продукта от источника (владельца) до потребителя (пользователя). В основном этим видом деятельности занимается субъект, владеющий или распоряжающийся собственностью на средства информационного производства, обеспечивающие эффективную реализацию процессов передачи, хранения, размножения, распространения информации, т.е. тех процессов, которые не производят новой семантической ценности, а лишь способствуют увеличению полезности ранее созданного продукта.
В настоящее время активно развивается такой вид информационной деятельности, как информационное воздействие. Масштабы этой деятельности различны: от глобальных информационных волн до индивидуального воздействия. Независимо от масштабов и направленности этой деятельности для нее характерен единый экономический аспект – производитель информационной продукции, который, затрачивая на ее производство определенные ресурсы, не требует от потребителя материальной, финансовой или какой-либо иной компенсации, а лишь стремится путем доведения до потребителя соответствующей информации оказать воздействие на его поведение, на его отношение к тому или иному объекту, субъекту или событию. При этом компенсацию в виде собственной выгоды, блага (например, прибыли) производитель получает опосредованно, в процессе достижения своей основной экономической цели. Так, разновидностью информационного воздействия является рекламная деятельность, направленная на формирование потребности в основной продукции производителя у потенциальных потребителей. Эффективность рекламной деятельности определяется эффектом, например дополнительной прибылью, получаемой при увеличении спроса на основную продукцию фирмы-производителя. Положительный эффект достигается благодаря взаимосвязанному, системному подходу в организации информационной и основной деятельности экономического субъекта (фирмы). Более того, такой подход позволяет фирме развивать свой потребительский, или клиентский, капитал, приобретающий важное значение в современной социально-экономической системе. Подробно этот вопрос будет рассмотрен в гл. 4 и гл. 5.
А сейчас отметим, что в процессе эволюционного экономического развития цепочки (3) и (6) все более и более переплетаются, информация как информационный продукт становится все более влиятельным ресурсом и, как следствие, более потребным товаром, приобретая при этом все более весомый статус экономической категории. В этих условиях эффективность информатизации становится не только технологической, но и экономической задачей. В связи с этим представляет интерес рассмотрение информационной деятельности с позиции экономических законов и закономерностей, сформировавшихся ретроспективно в рамках существующих экономических теорий.