Информация как ресурс, продукт и товар

Обратимся к двум греческим словам «экономика» (греч. – oikonomikе) и «эконом» (греч. – oikonomos). «Экономика» в переводе оз­начает искусство управления домашним хозяйством, а «эконом» - управ­ляющий домом. Как видим, слова «экономика» и «управление» здесь сли­ваются воедино. Возни­кает вопрос: «Каким искусством должен владеть «эконом»?» Ответ на этот вопрос упрощенно может быть проиллюстриро­ван следующей схемой:

, (3)

где существующий ресурс R соответствующим образом F обрабатывается в продукт P, удовлетворяющий потребность U. Для того чтобы реализовать эту довольно простую схему, необходимо иметь информацию:

1) IU - о том, какая, когда и где возникает потребность U;

2) IP - о том, какие продукты P и в какой степени могут удовлетво­рить потребность U;

3) IF - о том, каким образом F можно получить соответствующий про­дукт P, если имеется ресурс R;

4) IR – о том, сколько, какие и где имеются ресурсы R.

Необходимость такой информации вызвана наличием неопределенно­сти HU, HP, HF, HR . Естественно, что при

; ; ; (4)

схема (3) определяется однозначно. Однако даже для такой элемен­тарной социально-экономической системы, как «дом», «семья», схема (3) яв­ляется чрезвычайно упрощенной. Во-первых, R, F, P и U есть множества, во-вто­рых, кроме HU, HP , HF и HR существуют условные энтропии HU/P, HP/F, HF/R, и т.д. При наличии такой неопределенности управление домашним хо­зяйст­вом действительно становится искусством.

Если принять cardR>>cardU, то схема (3) может быть таковой:

, (5)

что означает отсутствие понятия «экономика». Такой вариант возможен лишь при так называемом идеальном экологическом состоянии. Однако при увеличении численности населения на нашей планете, при прогрес­сивном увеличении его потребностей и вместе с тем при иссякаемости су­ществующих ресурсов все большее внимание отводилось F и P, все более сложной и раз­ветвленной становилась схема (3). При этом пропорцио­нально увеличивалась интегративная неопределенность HS = S(Hi, Hi/j), все больше требовалось информации для реализации возрастающих матери­альных и духовных по­требностей, т.е. IU, IP, IF, IR и пр. В разветвленной схеме (3) социально-экономической системы стала возрастать роль цепо­чек типа

, (6)

где индекс inf обозначает информационный. Появилось понятие информа­ционного продукта Pinf, который являлся продуктом информационных тех­нологий, реализующих Finf, благодаря совместной информационной дея­тельности человека и машины (ЭВМ, компьютерной системы). Информа­ционная потребность Uinf становилась не менее важной, нежели материаль­ная и энергетическая потребности. Информационный ресурс в деятельно­сти человека стал выходить на доминирующие позиции.

Слово «ресурсы» (фр. – resources) означает средства, запасы, воз­можности, источники чего-либо. Речь прежде всего идет о ресурсах жиз­недеятельности человека. Следует рассмотреть, почему информацию не­обходимо относить к этим ресурсам.

1. Человек живет в материальном мире. Информация является неотъ­емлемым свойством материи, «фундаментальной естественнонаучной ка­тегорией, рядоположенной с такими категориями, как «вещество» и «энер­гия» [7]. Исходя из этого, среда обитания человека имеет три основных источника его существования, три ресурса: вещественный, энергетический и информационный. Все остальные ресурсы являются производными или аналогичными. Следовательно,

. (7)

2. Если двум людям Ч1 и Ч2, обладающим абсолютно одинаковыми физическими способностями поручить одно и то же дело (Р), снабдив их равными RВ и RЭ, то в результате получим Р1 и Р2. Исход Р1= Р2 мало­вероятен. Более вероятным может быть исход Р1 ¹ Р2. Не исключен и та­кой исход: Р1(или Р2) = 0. В последнем случае можем сказать, что Ч1 (или Ч2) не умеют делать Р, т.е. он не обладает соответствующими способно­стями, средствами, иначе говоря, ресурсами. Эти ресурсы называют зна­ниями, умениями или интеллектуальными ресурсами (информационными). При этом

. (8)

Характерно то, что Ч2, увидев, как Ч 1 выполняет Р, т.е. получив не­обходимую информацию, приобретает F2» F1, дающие ему возможность выполнить Р.

3. Человек, для того чтобы согреть себя (U), научился изготавливать (F) из шкур зверей (R) одежду (Р). Однако не всегда хватало R, чтобы изго­товить необходимое количество Р, да и Р не всегда в полной мере удовле­творяло U.

В последующем для изготовления одежды человек научился (F) ис­пользовать шерсть животных, хлопок, лен и т.д. Таким образом, для про­изводства Р, удовлетворяющего U, можно было использовать многообразие (множество) ресурсов R={Ri}, преобразуя их различным образом F={Fi} и получая фактически различные одежды P={Pi}, которые расширили спектр потребностей U={Ui}. Смысл этого примера сводится к тому, что знания, информационный ресурс увеличивают разнообразие экономической сис­темы, что в соответствии с законом «необходимого разнообразия» У.Р.Эшби [37] делает ее более жизнеспособной, более управляемой. Это положение развивает выражение (8), определяя зависимость от информа­ции (знаний) не только F, но и ресурсов, продуктов и даже потребностей:

; ; ; . (9)

4. Главное определение информации как ресурса можно проиллюст­рировать следующим примером. Автомобилист, для того чтобы доб­раться из пункта А в пункт В, затратил: 2 ч времени, 20 л бензина (300 руб.). В пункте В один человек дал ему информацию I, исходя из ко­торой он нашел другой путь. Благодаря этой информации автомобилист добрался из пункта В в пункт А за 1,5 ч, израсходовав15 л бензина (225 руб.). В результате он сэкономил 0,5 ч (временной ресурс), 5 л бен­зина (энергетический ресурс) или 75 руб. (финансовый ресурс). Такая си­туация дает возможность оценить информацию:

, (10)

где ценность информации равняется разности ресурсов до () и по­сле () получения информации I.

Выражение (10) раскрывает суть информационного ресурса: инфор­мация I становится информационным ресурсом Rinf, когда ∆RI > 0. В более широком плане кроме ∆RI, т.е. ресурсов или затрат, использованных при достижении одной и той же цели Z, можно учитывать и изменение достиг­нутого результата Р. Тогда выражение (10) примет более общий вид:

. (11)

В этом случае оценка информационного ресурса, его полезности осуществляется на основании ∆(Р-R)>0. Такое положительное приращение возникает в результате более эффективной организации деятельности (F). Таким образом, информация может рассматриваться как ресурс, являю­щийся основным организующим фактором экономической системы и по­зволяющий следующее:

· более рационально использовать существующие ресурсы;

· находить новые ресурсы, способы и средства их преобразования;

· производить новые продукты, удовлетворяющие и развивающие потребности.

В связи с этим в условиях нарастающего дефицита природных ре­сурсов информатизация становится безальтернативным и универсальным средством повышения благосостояния.

Возрастающая информационная потребность, использование инфор­мации как ресурса производства, всей жизнедеятельности предопределяют тот факт, что в современном информационном обществе информация при­обретает статус полноценного товара. Для того чтобы обосновать этот факт, обозначить специфику информационного товара, обратимся к од­ному из направлений экономической теории – трудовой теории стоимости.

Представленная выше схема (3) может быть отнесена к такой орга­низации хозяйства, как натуральное хозяйство, где отсутствует понятие «товар». Современная социально-экономическая система основана на то­варном хозяйстве, при котором продукты (товары) производятся специали­зированными, обособленными производителями и поступают в потребле­ние посредством обмена на рынке. Для товарного хозяйства характерны два основных признака:

1) общественное разделение труда, при котором отдельные производи­тели специализируются на выработке определенных продуктов;

2) экономическое обособление производителей, позволяющее им от­носительно свободно распоряжаться произведенной продук­цией по собственному усмотрению, т.е. быть собственником ее и средств ее производства.

Эти признаки играют прямо противоположную роль: первый признак объединяет людей, определяет их зависимость друг от друга, а второй – разъединяет. Важнейшей чертой товарного производства является обмен товарами как форма экономической связи между производителями. В ре­зультате обмена каждый его участник получает возможность удовлетво­рить свои личные потребности и продолжить свою деятельность.

Товар является важнейшей экономической категорией и определя­ется как продукт труда, предназначенный для обмена, причем каждый то­вар носит двойственный характер: с одной стороны, он выступает как по­требительская стоимость, с другой – он есть результат, продукт труда, т.е. обладает стоимостью. Один и тот же товар не может использоваться одним человеком как стоимость и потребительная стоимость. Хотя в товаре стои­мость не может существовать без потребительной стоимости и наоборот, но, находясь у конкретного человека, товар как бы теряет одно из этих свойств, оно отрицается. В этом заключается внутреннее противоречие то­вара как единство противоположностей.

Двойственный характер товара обусловлен двойственным характе­ром труда, создающего товар. Во-первых, труд каждого товаропроизводи­теля выступает в конкретной форме: сапожник производит обувь, пекарь – хлеб, портной – одежду, информатик – информацию и т.п. То есть конкрет­ный труд создает соответствующую потребительскую стоимость. Во-вто­рых, в процессе конкретного труда каждый производитель затрачивает свои силы, свою физическую и умственную энергию. Эти затраты человеческой энергии представляют собой абстрактный труд, т.е. труд, отвлеченный от конкретной формы. Абстрактный труд, характеризуя затраты энергии про­изводителя на производство товара, создает стоимость данного товара.

Наконец, следует отметить, что конкретные виды труда различаются по трем признакам:

1) предметам труда (т.е. материалам, которые обрабатываются);

2) орудиям труда (при помощи чего обрабатываются предметы труда);

3) приемам воздействия орудия труда на предмет труда (т.е. техноло­гиям).

Если взять в качестве орудий труда измерительные, коммуника­ци­онные, компьютерные, печатные устройства, способные оказывать воз­дей­ствие на предмет труда, информацию по тем или иным алгоритмам, про­граммам, то можно организовать производственный процесс, резуль­татом которого будет продукт труда – информация. Для того чтобы этот продукт стал товаром, необходимо, чтобы он обладал стоимостью и потре­битель­ной стоимостью. Стоимость этого товара вполне очевидна, по­скольку для реализации указанного процесса, безусловно, необходима энергия или на­пряженность [32] интеллектуального труда информацион­ной семантиче­ской системы, именно семантической системы, то есть такой системы, ко­торая благодаря тем или иным приемам воздействия человека или орудий труда на информацию изменит ее смысл. Другим условием преобразова­ния полученной информации в товар является то, что смысл этой инфор­мации должен быть полезен не только ее производителю, но и кому-либо другому. То есть эта информация должна иметь спрос на рынке, или по­требительную стоимость.

В экономике под продуктом (экономическим продуктом) понимается «результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представ­ленный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и услуг» [24, с. 306]. В Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» отмечается, что «ин­формационный продукт (продукция) – документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предна­значенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользовате­лей». В этом законе, а также в Федеральном законе «Об информации, ин­форматизации и защите информации» документированная информация представляется как «зафиксированная на материальном носителе инфор­мация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать». Исходя из этого определения, информационный продукт, представляемый в виде до­кументированной информации, состоит из информации и материального носителя, на котором она изображена знаками, буквами, символами, вол­нами и т.п. В результате документирования происходит как бы материали­зация, или овеществление, информации, посредством чего она обособля­ется от своего производителя, т.е. от ее субъекта собственности (собствен­ника). Двуединство информации и материального носителя дает возмож­ность защищать информационный продукт как документированную инфор­мацию с использованием одновременно двух институтов: института интел­лектуальной собственности и института вещной собственности [15]. Защита информационного продукта как собственности является необходимым ус­ловием экономического обособления производителя этого продукта.

В основе владельцем интеллектуальной собственности может быть только субъект, обладающий интеллектуальными творческими способно­стями, т.е. производитель этого объекта собственности. В сфере отноше­ний отчуждения-присвоения эта собственность может быть передана (да­рована, продана, наследована) во владение, распоряжение, пользование. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с российским законо­дательством право интеллектуальной собственности закрепляется либо са­мим фактом создания произведения, либо путем регистрации формулы (содержания) изобретения, либо путем фиксации и сохранения в тайне ре­зультата творчества. В первых двух случаях информация, создаваемая в процессе творческой, интеллектуальной деятельности и сопровождающая этот процесс, не нуждается в дополнительной защите, поскольку в доку­ментированной форме являет собой результат (например, произведение) или содержит описание результата этой деятельности (например, патент на изобретение; промышленный образец или свидетельство на полезную мо­дель). Дополнительная защита требуется информации, отражающей сек­реты производства или секреты науки (ноу-хау и ноу-ноу). Закрепление авторских прав собственника-производителя интеллектуального продукта законодательным путем создает дополнительные условия реализации вто­рого основного признака товарного хозяйства в информационной сфере и развития этого хозяйства за счет реализации первого признака. Суть пер­вого заключается в том, что автор (или авторский коллектив), создавший интеллектуальный продукт, может быть единственным его владельцем, распоряжаться им по собственному усмотрению, исходя из собственной выгоды, и при этом оставаться независимой творческой личностью (твор­ческим коллективом). В совокупности это делает возможным расширенное интеллектуальное воспроизводство. Более того, активная творческая дея­тельность позволяет развиваться другим субъектам СЭС, специализирую­щимся в различных видах информационной деятельности.

Определяя интеллектуальный продукт как товар, следует отметить, что собственник-производитель этого продукта предлагает на рынке не саму информацию, а право на ее пользование или распоряжение. В этом заключается специфика двойственного характера отношений отчуждения – присвоения, возникающего между процессами интеллектуальной, творче­ской деятельности субъекта, и удовлетворения его потребностей. Для сти­мулирования интеллектуальной деятельности требуется внешний источник удовлетворения потребностей производителя интеллектуального продукта. Процесс овеществления и отчуждения интеллектуального продукта от не­посредственного производителя становится целесообразным при наличии двух условий:

1) существование реальной потребности в производимой интеллекту­альной продукции (потребительная стоимость интел­лектуального товара, новой информации, новых знаний);

2) существование реальной возможности потенциального потреби­теля удовлетворить потребности (материальные и/или духовные) производителя интеллектуального продукта, т.е. ресурса его дея­тельности, труда (стоимости).

Как правило, субъект интеллектуальной собственности владеет та­кими средствами производства, которые позволяют овеществлять интел­лектуальный продукт в одном экземпляре, т.е. произвести оригинал или объект, по поводу которого возникает право интеллектуальной собствен­ности. Тогда субъект интеллектуальной собственности продает право рас­поряжения данным объектом такому субъекту СЭС, который сможет обес­печить его максимально возможным ресурсом. Таким распорядителем яв­ляется субъект, владеющий соответствующими средствами производства, позволяющими достигнуть максимального полезного эффекта от ис­пользования полученной путем отчуждения-присвоения вещной собствен­ности (информационного продукта). Владелец интеллектуальной собст­венности, передавая владельцу средств производства в распоряжение объ­ект своей собственности, получает долю от достигнутого (авторский гонорар, известность и т.д.). Эффект может быть получен распорядите­лем полученного (на договорных условиях с автором) интел­лектуального продукта в сфере инноваций материального производства (новые образцы продукции, новые средства и методы управления и т.д.), а также в различных направлениях информационной деятельности (распро­странение информации, например книг, статей, изобретений и т.п.). Таким образом, получается в процессе овеществления интеллектуальной собст­венности в виде материального и информационного (вещевого) про­дукта. Могут возникнуть и такие социально-экономические условия, при которых производителю и первоначальному владельцу интеллектуальной собственности становится выгодным продать право не только на распоря­жение или пользование этой собственностью, но и на владение ею. Естест­венно, что это определяется возможностью получения , а точнее, той пользой, которую владелец получает в процессе отчуждения своей интел­лектуальной собственности. В результате этого акта он теряет право на владение, передавая его другому лицу.

В настоящее время широко распространена практика, когда владелец или распорядитель средств информационного производства может принять на работу интеллектуального работника на контрактной (договорной) ос­нове, предложив ему за предоставленную работу (труд) определенное воз­награждение в виде заработной платы. В этом случае полученный продукт интеллектуальной деятельности может стать собственностью владельца, предоставившего средства труда и оплатившего интеллектуальный труд. Здесь речь идет об информационной работе. Мотивация творческого труда при этом оказывается наиболее слабой, что сказывается на эффективности информационного производства. Для повышения ценности информацион­ной продукции требуется совершенствование системы стимулирования интеллектуального труда.

Особо следует остановиться на сфере предоставления информацион­ных услуг, на информационном обслуживании. Информационное обслу­живание можно определить как информационное производство, исклю­чающее производство интеллектуальной составляющей информационного продукта. Повышение его полезности заключается лишь в своевременно­сти (оперативности) и массовости (распространенности) представления этого продукта от источника (владельца) до потребителя (пользователя). В основном этим видом деятельности занимается субъект, владеющий или распоряжающийся собственностью на средства информационного произ­водства, обеспечивающие эффективную реализацию процессов передачи, хранения, размножения, распространения информации, т.е. тех процессов, которые не производят новой семантической ценности, а лишь способст­вуют увеличению полезности ранее созданного продукта.

В настоящее время активно развивается такой вид информационной деятельности, как информационное воздействие. Масштабы этой деятель­ности различны: от глобальных информационных волн до индивидуаль­ного воздействия. Независимо от масштабов и направленности этой дея­тельности для нее характерен единый экономический аспект – производи­тель информационной продукции, который, затрачивая на ее производство определенные ресурсы, не требует от потребителя материальной, финансо­вой или какой-либо иной компенсации, а лишь стремится путем доведения до потребителя соответствующей информации оказать воздействие на его поведение, на его отношение к тому или иному объекту, субъекту или со­бытию. При этом компенсацию в виде собственной выгоды, блага (напри­мер, прибыли) производитель получает опосредованно, в процессе дости­жения своей основной экономической цели. Так, разновидностью инфор­мационного воздействия является рекламная деятельность, направленная на формирование потребности в основной продукции производителя у по­тенциальных потребителей. Эффективность рекламной деятельности определяется эффектом, например дополнительной прибылью, получаемой при увеличении спроса на основную продукцию фирмы-производителя. Положительный эффект достигается благодаря взаимосвязанному, системному подходу в организации информационной и основной деятельности экономического субъекта (фирмы). Более того, такой подход позволяет фирме развивать свой потребительский, или клиентский, капитал, приобретающий важное значение в современной социально-экономической системе. Подробно этот вопрос будет рассмотрен в гл. 4 и гл. 5.

А сейчас отметим, что в процессе эволюционного экономического развития цепочки (3) и (6) все более и более переплетаются, информация как информационный продукт становится все более влиятельным ресурсом и, как следствие, более потребным товаром, приобретая при этом все более весомый статус экономической категории. В этих условиях эффективность информатизации становится не только технологической, но и экономической задачей. В связи с этим представляет интерес рассмотрение информационной деятельности с позиции экономических законов и закономерностей, сформировавшихся ретроспективно в рамках существующих экономических теорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: