Совершенствования информационного обеспечения

Определение эффекта информационного обеспечения, исходящего из системного принципа целесообразности и прагматической оценки информации, согласуется с основными положениями теории спроса и предложения, теории полезности. При этом ценность системы информационного обеспечения определяется не ее характеристиками, а полезностью той информации, которую она предоставляет в виде информационного продукта потребителю. Точнее сказать, совершенствование системы информационного обеспечения, отображаемое изменением ее характеристик, должно быть направлено на увеличение полезности выходной информации, информационного продукта. В таком случае информационная система рассматривается как функционирующая или производительная.

Широкое толкование понятия «информационная система» включает в себя и такое предназначение, как обеспечение доступа к существующей информации, организации взаимодействия отдельных субъектов, общения между ними. В этом случае информационную систему характеризуют не производственные (преобразовательные), а коммуникативные функции, и она уже рассматривается как функциональная. Коммуникативная функция информационной системы всегда имела важное значение, которое возрастает с увеличением значимости организационного капитала.

Представим область инноваций в информационной сфере как , где – изменения, производимые в системе в целях повышения ее эффективности. Область определяется научно-техническим прогрессом в информационных технологиях, а отдельные изменения могут иметь различный характер и масштабы: от изменения отдельных элементов или связей системы до смены платформы или идеологии. Изменения, производимые в системе , как правило, приводят к изменению качества этой системы: . Показатели качества системы можно подразделить на группы:

· временные показатели, характеризующие динамику информационных процессов: время (скорость) получения, поиска, передачи, обработки, представления информации;

· коммуникационные показатели, характеризующие возможности организации общения: коммуникации, множества агентов, доступ к различным источникам информации и т.п.;

· интеллектуальные показатели, характеризующие способность системы производить (генерировать) новую, более ценную информацию;

· надёжностные показатели, характеризующие вероятность отказов, потерь информации или связи, несанкционированного доступа и т.п.

Первоначальный смысл любых инноваций сводится к улучшению показателей . Поэтому, прежде чем осуществить какое-либо , необходимо предусматривать функциональную зависимость, выражаемую в общем виде:

. (43)

Функция j может иметь как явный, очевидный, так и неявный, эмерджентный, характер. При одном изменении возможно изменение различных показателей качества системы и наоборот, совокупность различных может быть направлена на изменения одного конкретного показателя.

Сами по себе показатели не являются самоцелью, они лишь определяют характер системы . Так, например, вектор рассматриваемой системы можно сопоставить с вектором аналогичной системы (метод аналогов, бенчмаркет) и по отношению векторов с учетом (43) определить пути () совершенствования. Такой же векторный анализ можно применить при выборе наиболее разумного из множества альтернатив.

Для реально функционирующей (открытой) системы направление ее совершенствования, равно как и направление изменения ее качества, определяется исходя из потребностей пользователей. Качество системы определяется через качество информационной продукции , т.е. , оцениваемого степенью удовлетворения потребностей этой продукцией. Поскольку потребности имеют скрытый, латентный характер, направленность совершенствования фактически определяется проблемами, возникающими у пользователя в процессе его деятельности (или функционирования). Таким образом, качество может быть определено степенью решения проблем , через которую можно выразить полезность , а соответственно и полезность или, точнее, .

Здесь необходимо остановиться на определении понятия «полезность», которое характеризует степень «пользы», получаемой тем или иным субъектом от чего-либо. В свою очередь, «польза», по С. Ожегову, есть «хорошие положительные последствия, благо, выгода». Поэтому при рассмотрении как производителя и источника информационного обеспечения ее полезность может быть определена только по результату деятельности (функционирования) того субъекта, который использует : если при использовании субъект получит в процессе своего функционирования дополнительные блага, выгоду, то именно эти блага, выгода и определят ту полезность, которая «таится» в (как это было показано формулами (10) и (11)). Если рассматривать как компонент интеллектуального капитала, а как его приращение, то это приращение можно считать положительным только в том случае, когда модифицированная за счет будет иметь способность наращивать капитал за счет нового, более ценного . То есть доходность интеллектуального капитала будет зависеть от полезности , от результатов деятельности субъектов, пользователей . В свою очередь, результаты деятельности субъектов также могут быть определены их потреблением, т.е. степенью удовлетворения потребителей этих результатов. Таким образом, функция полезности будет иметь последовательный, системный характер. Эту последовательность представим схемой (рис. 9).

Рис. 9. Схема обоснования совершенствования информационной системы
 
В основе этой схемы находится система , т.е. производитель, например, материальных благ (продуктов) , индивидуальный или коллективный (фирма, предприятие, корпорация и т.п.). Система осуществляет информационное обеспечение этого производителя, удовлетворяя его информационные потребности. Система имеет на рынке свой сегмент в виде системы клиентов , потребителей . Соответствие данной схемы со схемой (42) представлено на рис 10.

Логика данной схемы такова. Конкретное изменение в информационной системе приводит к изменению качества системы , отображаемого изменением значений одной или нескольких характеристик этой системы . Изменение качества функционирующей системы приводит, в свою очередь, к изменению , оцениваемому количественными и качественными характеристиками. Вновь получаемый или модифицированный информационный продукт ведет к повышению эффекта , определяемого степенью удовлетворения потребностей пользователя этой информационной системы . Оценка осуществляется с позиции , выражая полезность с точки зрения . Эффект может принимать как интегрированный, так и дифференцированный характер. При интегрированной оценке выражает общую удовлетворенность результативностью осуществленных преобразований. Дифференцированная оценка целесообразна при наличии различных по характеру информационных потребностей . В этом случае через частные эффекты может быть выражена результативность по различным позициям:

- полноте представленной информации;

- своевременности информационного обеспечения;

- доступности к различным источникам;

- оперативности коммуникации;

- надежности и пр.

Однако при дифференцированной оценке возникает известная проблема многокритериальности, усложняющая задачу определения эффективности.

Для определения эффективности кроме эффекта необходимо определение затрат , без которых невозможно достижение . К этим затратам в первую очередь относятся те затраты, которые необходимы для создания и эксплуатации модифицированной :

- на предпроектные исследования, позволяющие выявить необходимое и пути реализации ;

- разработку , наладку и внедрение;

- разработку и (или) приобретение программных средств;

- приобретение аппаратных (компьютерно-коммуникационных) средств;

- приобретение, установку или сооружение дополнительных материально-технических средств;

- обслуживание , включая затраты на расходные материалы;

- амортизацию технических и программных средств и др.

Если принять в качестве показателя эффективности отношение

, (44)

то в качестве критерия обоснования производимых преобразований системы , т.е. , может быть взята разность

, (45)

где , – эффективности до и после изменения , а условием обоснования – неравенство

(46)

Объединяя выражения (44), (45), (46), получим

(47)

Поскольку и , то можно (47) представить как

. (48)

При равенстве , т.е. при неизменной удовлетворенности потребителя информационным обеспечением, повышение эффективности может произойти только в результате сокращения затрат, стоимости информационного ресурса. Здесь и выступают в качестве весовых коэффициентов, учитывающих отношение потребителя этого ресурса (продукта ), т.е. потребительную стоимость, которая играет решающую роль в современных экономических отношениях, в процессе развития этих отношений. Такая методика обоснования, где устанавливается соответствие , позволяет отображать возрастающую динамику развития и, как следствие, , т.е. фирмы, организации и её капитала. Это является одной из основных задач информационного менеджмента. Для ее реализации необходим постоянный мониторинг эффективности: и эффектов Е, и затрат З. И не только и .

Качество информации, как, впрочем, и чего-либо иного оценивается ее полезностью, т.е. последствиями использования. Выражая удовлетворенность полученным информационным продуктом пользователь (в данном случае ) должен предполагать, насколько полезным для него в процессе его функционирования, в процессе принятия решений окажется данный продукт. Однако в этом случае при определении по (48) возобладает субъективный подход, зависящий от способностей, качества пользователя . Для того чтобы выразить содержание вектора , представим систему как систему управления.

Обычно система управления представляется в виде двух подсистем (систем): управляющей и управляемой. Под управляющей подсистемой подразумевается орган управления, аппарат управления, менеджмент (как организованная совокупность менеджеров, ЛПР), а также средства управ­ления, в том числе и автоматические. В соответствии с каноническим представлением информационной системы все они входят тем или иным образом в ее состав. Под управляемой подсистемой понимается совокуп­ность сырьевых, энергети­ческих, трудовых и иных ресурсов, оборудова­ния, агрегатов, сооружений, предметов труда и т.д., ор­ганизованных в рам­ках производственного (или технического) процесса, т.е. процесса произ­водства . В рассматриваемом контексте (см. рис.9) систему можно представить в виде схемы (рис.11).

Данная схема позво­ляет утверждать, что оп­ределяется степенью удовле­творения информационной продукцией восприни­мающей ее управляющей подсистемы системы , т.е. – управляющего органа . При этом зависит не только от качества , т.е. , но и от каче­ства , оцениваемого характеристиками , которые отражают интеллектуальные способности системы , ее информационную культуру. В то же время своей продукцией оказывает воздействие на , в частности, на состояние индивидуального и коллективного интеллекта. Это отражается на качестве , т.е. на качестве принимаемых управленческих решений. Однако это качество , будь то интенсивность, правильность или еще какой-либо показатель , может проявиться только при реализации этих решений, т.е. в . Так, например, интенсивность принимаемых решений должна совпадать с динамикой, динамическими характеристиками , что может быть определено соответствующими показателями эффекта . Точно так же правильность принимаемых решений может отразиться на состоянии, например, технологического оборудования. И все-таки основным индикатором качества согласно современному экономическому представлению будет эффект , определяющий соответствие спроса и предложения в виде . Именно определяет целесообразность всей фирмы, ее эффективность, эффективность ее информационной системы. Стремление фирмы к повышению можно представить как стремление к развитию, к обеспечению устойчивого положения на рынке, к повышению конкурентоспособности. С точки зрения эффективности возможное приращение , вызванное , можно считать положительным только в том случае, когда это приращение приведет к положительному приращению . В связи с этим на общей схеме (см. рис. 9) представлена как единая система. Однако ее разделение на подсистемы и дает возможность более детально подойти к рассмотрению последствий преобразований , т.е. полезности .

Как уже было отмечено, зависит не только от и , но и от интеллектуальных способностей . Если система благодаря произведет более ценный (потенциально) информационный продукт , но он окажется невостребованным из-за низкого , то положительного приращения не произойдёт и дополнительные затраты , связанные с , окажутся напрасными. Для того чтобы повысить , необходимо повысить путём дополнительного обучения управленческого персонала. Возникают дополнительные затраты , связанные с организацией и реализацией образовательного процесса. В результате этого процесса, который также является информационным, а следовательно, представляет собой дополнительные , возрастает человеческий капитал фирмы, являющийся важнейшим в структуре интеллектуального капитала. При качественном процессе обучения дополнительные затраты компенсируются более значительным приращением , позволяющим достигнуть . И в этом случае индикатором дополнительной капитализации выступает . Затраты необходимы, с одной стороны, для того чтобы повысить эффект , а с другой стороны, для того чтобы создать основы формирования дополнительного эффекта . Эти основы имеют информационно-организационный характер: при получении полезного происходит усовершенствование организации мыслительного процесса (интеллекта) – индивидуального или коллективного, приводящего к повышению (полезности принимаемых управленческих решений). Показателями, характеризующими , могут являться доход (доходность), объём произведённой и реализованной продукции , её цена, предельная полезность и т.д.

Безусловно, для того чтобы повысить , необходимо также осуществить технологические новации, т.е. , приводящие к улучшению и . Для этого потребуются определённые затраты . Однако эти затраты предназначены для совершенствования технологической системы, материальных активов и к информационной системе непосредственного отношения не имеют. Но роль их в определении эффективности информационного обеспечения весьма существенна. Эта роль проявляется при оценке потребителем, степени удовлетворения его потребностей, потребительной стоимости.

Если , полученная за счет , приведет к более значительному сокращению затрат на сырьевые, энергетические, трудовые и иные ресурсы, то это вызовет снижение стоимости . К тому же любое ориентировано на повышение потребительной стоимости . В конечном счете и то, и другое должны приводить к росту потребительского спроса, к увеличению , к повышению эффективности , т.е. .

Аналогично , имеющего двустороннюю зависимость, эффект согласно теории спроса и предложения зависит как от характеристики , так и от , т.е. от характерных особенностей потребителей этой продукции , от потребительского поведения, ценовых и неценовых факторов спроса. Исследование спроса, определение факторов потребительского поведения (маркетинг), а также формирование этого спроса, например, с помощью рекламы есть ни что иное, как информационная деятельность, осуществляемая в рамках . Данная деятельность направлена на формирование и укрепление клиентского капитала фирмы. Для реализации этой информационной функции требуются соответствующие затраты , благодаря которым происходят направленные на повышение изменения (), ее характеристик . Эти изменения оказывают влияние на отношение , т.е. множества клиентов , с окружающей средой, целесообразность которых определяется эффектом . Согласно схеме (см. рис. 10) этот эффект определяет удовлетворенность социальной системы своей экономической системой . Масштабы этого взаимодействия в каждом конкретном случае могут быть различными, но их характер подчиняется единому критерию: любая экономическая деятельность должна быть направлена на улучшение благосостояния людей, общества. Такая точка зрения весьма убедительно обоснована А. Птушенко, который утверждает: «Критерий оценки эффективности экономики должен быть репрезентативным и релевантным; он должен быть критичным (чувствительным) к изменениям всех параметров, всех элементов экономики. Наконец, он должен четко отображать основную цель экономики, которая состоит в удовлетворении демографически обоснованных потребностей общества. Всем перечисленным требованиям, по нашему мнению, удовлетворяет такой критерий: средняя продолжительность жизни населения (Т). Можно считать, что это – наиболее обобщающий критерий эффективности экономики. Если удастся найти его адекватное общее математическое выражение, связывающее аналитически (или хотя бы корреляционно) функцию (Т) со всеми аргументами, характеризующими эффективность всех подсистем общества, зависящих от результатов функционирования экономики и в свою очередь влияющих на условия жизни человека, – задача оценки эффективности экономики будет решена в наиболее полной и строгой постановке» [23].

Следует сразу отметить, что перечислить все аргументы функции (Т), а тем более выразить аналитически эту зависимость, не представляется возможным. Однако логически в каждом конкретном случае можно установить, как новый или обновленный продукт может оказать влияние на физическое или духовное состояние потребителей, на его способность жизнедеятельности, т.е. проявить свою полезность. Для этого необходимо представить содержание , определяющего состояние и способности конкретной . В обычном понимании характеризует здоровье человека, его образование, культуру, способность защищать себя от природных факторов, негативных общественных проявлений, трудоспособность и возможность ее восстановления, способность общения и самовыражения и т.д. Развитие такого рода качеств людей, потребителей , способствует позитивному развитию общества, социальной системы . В этом заключается основное предназначение . Причем под позитивным в современном представлении понимается такое развитие , которое находится в целесообразном соотношении с эволюционными процессами, происходящими в окружающей среде, природе , т.е. коэволюционное развитие [20].

Если систему рассматривать как функциональную подсистему социальной системы , т.е. , то отношение целесообразности между ними определяется эффектом , который в общем случае может быть представлен степенью адаптации к . То есть каждый элемент или множество элементов , используя , становится более привлекательным, более сильным, более влиятельным, более общительным, более успешным и т.д. в существующем обществе. Все эти «более» можно объединить понятием «более приспособленным» к среде своего существования, что в большей мере гарантирует благополучие субъекта . Поскольку система открытая, функционирующая в среде , то отношение с , выражаемое , будет носить аналогичный приспособительный характер. Поэтому при определении влияния на необходимо учитывать, что изменения только тогда можно считать позитивными, если при этом увеличится , т.е. степень адаптации, приспособленности к и . В связи с этим неслучайно для организации эффективной деятельности фирм () необходима информация о различных процессах, происходящих в обществе – экономических, политических, демографических, культурных, экологических и пр. Эта информация используется при стратегическом планировании деятельности фирм. Получение этой информации – одна из функций системы информационного обеспечения , совершенствование которой также является задачей информационного менеджмента. Здесь же можно отметить и тот факт, что в «Программе XXI век» [42], представляющей концепцию устойчивого развития, значительное внимание уделяется необходимости создания глобальной корпоративной информационной системы, способной объективно оценить и в мировом масштабе. Все это свидетельствует о том, что максимизации можно достичь при определенном соответствии , и . Для оценки этого соответствия необходим мониторинг и , требующий дополнительных затрат, которые можно отнести как к , так и .

По сути системная методология оценки эффективности информационного обеспечения производственно-коммерческой деятельности в своей реализации основана на мониторинге, т.е. на результатах постоянного наблюдения за состоянием систем , , , и , на данных контроля и анализа характерных изменений, происходящих в этих системах. Конечно, такую оценку не назовешь простой. И это вполне естественно, поскольку сложность предлагаемой методики сопоставима с функциональным многообразием и степенью ответственности информационного менеджмента, ориентированного на решение информационных проблем в контексте производственных, экономических и социальных и даже экологических задач. При таком комплексном подходе наиболее полно раскрываются подходы возможности и последствия информатизации, имеющие как локальный, так и глобальный характер. Попытки упростить процедуру обоснования выбора путей и средств совершенствования информационных систем приводят порой к тому, что модернизация осуществляется не исходя из существующих потребностей, а под воздействием интенсивно развивающегося предложения со стороны производителей информационных средств и технологий. Зачастую это позволяет в лучшем случае повысить , но не дает никакой пользы при ощутимых затратах на .

Прогнозируя последствия информационных инноваций согласно системной логике, системному представлению полезности, можно более рационально подойти к формированию информационной политики фирмы, к выбору или созданию необходимых, вытекающих из реальных потребностей нововведений , а соответственно и . Принцип целесообразности, заложенный в основу методики обоснования выбора необходимых , позволяет снизить ошибку прогноза путем анализа обратной последовательности возникающих потребностей

, (49)

которые можно выявить в процессе мониторинга. Так как существует какая-либо экологическая проблема , отражающая наличие проблемы , то она может оказать влияние на поведение социоэкономической системы ( и ), вызвать соответствующие потребности и . Система должна осуществлять такие преобразования, которые в соответствии с принципом целесообразности должны быть направлены на удовлетворение этих потребностей. Для осуществления этих преобразований потребуются () дополнительные ресурсы, в том числе и информационные. Если существующая информационная система не сможет удовлетворить возникшие потребности, то необходимо произвести ее целенаправленное усовершенствование. Тем самым конкретно определится , реализация которой потребует соответствующего . Такой анализ, ориентировочно обозначенный схемой (49), в сочетании с системным анализом полезности позволит принять наиболее целесообразное решение по совершенствованию , способствующее развитию фирмы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: