Целесообразность и эффективность информатизации фирмы

При наличии , , , , , [2] возникает вопрос: какие из этих значений необходимо учитывать в выражении (48) при обосновании мер по совершенствованию ? Если воспользоваться значениями и , то получим

. (50)

Выполнение такого условия определяется субъективностью оценки , т.е. зависимостью решения от интеллектуального уровня или информационной грамотности . При этом и связанные с ее реализацией дополнительные затраты могут оказаться бесполезными, не приводящими к положительным изменениям , и, как следствие, . В этом случае оценку можно производить только после адекватного изменению повышения качества , определяемого [3]. Поскольку для повышения качества потребуются дополнительные затраты , то условие обоснования (50) примет модифицированный вид

. (51)

Естественно, что при , адекватном после , обоснование можно осуществить на основании показателя роста эффективности по условию (50). Так или иначе, как в условии (50), так и в условии (51) присутствует субъективный фактор. Для объективной оценки роста эффективности необходимо ориентироваться на эффект . Тогда получим условие

. (52)

Другой интерпретацией учета эффекта может быть условие, определяемое двумя неравенствами:

и . (53)

Условие (53) менее трудоемкое, но при этом не учитывает изменения затрат , которые при оценке , т.е. при ориентации на , могут быть определены как

(54)

или

. (55)

При (54) отражает рост эффективности за счет и , т.е. за счет роста интеллектуального капитала, а при (55) за счет реинженерии в целом. Применение условия (52) с учетом (55) позволяет целостно подойти к оценке эффективности информационного обеспечения производственной деятельности, делает возможным определение роли и значения информационного ресурса в инновационной деятельности фирмы, ее развитии. Если выполняется условие (52) с учетом (54), т.е. без изменения затрат , необходимых для модернизации материальных активов, то это свидетельствует о повышении эффективности управления за счет усовершенствования информационного обеспечения при существующей технологии производства .

С учетом основного экономического критерия, основного предна­значения целесообразность усовершенствования информационной сис­темы можно оценить по повышению эффективности :

. (56)

По аналогии с (53) это условие можно представить упрощенной интерпретацией

и (57)

или с учетом (53)

и , и . (58)

Представленная схема обоснования совершенствования системы информационного обеспечения (см. рис.8) имеет принципиальный характер, выражающий логику прогрессивного развития не только , но и , , и . Однако, рассматривая последствия совершенствования , нельзя не оценивать масштабы , равно как и масштабы системы , их влияние на эффект . В таком случае достаточно в практическом плане ограничиться оценкой модернизации с помощью выражения

. (59)

Введение в это условие (по сравнению с (52)) вполне обосно­вано, поскольку направлены на изменение и, как следствие, на .

Если обратиться к схеме целесообразной системы (см. рис. 8), то можно отметить, что ресурс , выделяемый системой для удовлетворения потребности развивающейся системы , также оценивается эффектом . Этот эффект определяется степенью удовлетворения системы выделяемыми для ее функционирования ресурсами, необходимыми для достижения максимального эффекта (, , ). Поскольку возможности выделения ресурса со стороны зависят от результативности (продуктивности) этой системы, которая, в свою очередь, зависит от , то, очевидно, прослеживается взаимозависимость и . Величина выделяемого ресурса однозначно определяется затратами:

. (60)

Любые изменения, связанные с совершенствованием информационной системы , требуют адекватного изменения затрат З и не только по величине, но и по распределению, учитывающему реальные потребности, а соответственно и проблемы систем , и . В таком случае возникает задача оптимизации, т.е. оптимального распределения выделяемых для повышения эффективности информационного обеспечения имеющихся у владельца средств.

Для рассмотрения этой задачи представим схему (см. рис. 8) в более развернутом виде (рис. 12), где отмечено, что с учетом эти средства владелец фирмы получает в виде дохода от реализации продукции потребителю , т.е. от предложения, зависящего от спроса. В свою очередь, спрос зависит от потребностей , обусловленных рядом факторов, и возможностей , предоставляемых обществом . Величина зависит от того, насколько реализует цели , которые предъявляет общество, исходя из своих потребностей и проблем , т.е. от .

При целесообразном соотношении между и величина должна быть сопоставимой с масштабом и и степенью удовлетворения . При этом стремится к ( = ). При полном соудовлетворении = =1 для того чтобы обеспечила выполнение , ей необходимо удовлетворить возникающие при этом потребности или, иными словами, решить возникающие при этом проблемы .

Необходимость удовлетворения потребности заставляет искать на рынке наиболее адекватный продукт или средство удовлетворения , предлагая взамен пропорциональный :

. (61)
   

Рис. 12. Схема целесообразных отношений социоэкономической системы

Именно такой потребитель с высоким является наиболее желаемым клиентом для развивающейся фирмы, предприятия. Этим объясняется стремление фирм пробиться на те рынки, где имеется потребитель с высокими и надежными доходами.

Для достижения этой цели необходимо производить с таким качеством, которое бы удовлетворило (, ) с и гарантировало , т.е. получение желаемого . Чтобы выполнить эти условия, фирме необходимо:

· исследовать потребности , проблемы , предпочтения, существующие в обществе, их перспективы и факторы, оказывающие на них влияние;

· выявить множества , где s - элементы общества, находящиеся с ним в наиболее целесообразных отношениях и имеющие при этом потребности (), сопоставимые с возможностями (), и максимальные собственные возможности ;

· определить внутренние функциональные возможности достижения , обеспечивающие максимизацию как гарантию высоких и ;

· представить информацию (рекламу) о и его качестве, способном максимально () удовлетворить , инициированные .

Проведение этой информационно-аналитической работы вызовет затраты в объеме, необходимом для выполнения указанных условий. Величина зависит от гибкости, адаптивности и интеллектуальных способностей , от умения управленческого персонала так организовать , чтобы обеспечить на выходе качество , при котором . Отсюда вытекает необходимость выделения средств для повышения качества (интеллекта, компетенции) до уровня, позволяющего обеспечить принятие решений , направленных на и , возникших в при выполнении предыдущих условий, с максимальным эффектом . В общем случае, могут иметь стимулирующий характер и использоваться не только на образовательные цели, но и на восстановление, укрепление здоровья, повышение общекультурного уровня персонала, т.е. на повышение человеческого капитала. Однако, как это следует из возрастающей потребности и самой сущности информатизации, эффективность принимаемых решений во многом зависит от качества информационного обеспечения, от степени удовлетворения информационных потребностей управленческого персонала , возникающих в процессе решения актуальных задач , фирмы в целом. В этом случае, если не может предоставить , то необходимо ее усовершенствование. Цель определяет направление этого усовершенствования , которое раскрывает природу возникающих при этом и . Реализация может иметь ряд альтернатив . Выбор оптимальной альтернативы осуществляется на основании методики обоснования совершенствования информационного обеспечения, представленного выше (14) – (22):

. (62)

При решении (62) возникает вопрос о выборе . Этот вопрос решается в каждом конкретном случае, в зависимости от масштабов совершенствования и . Но наиболее универсальным можно считать . Распределение (60) можно осуществлять на основании принципа целесообразности , предусматривающего наличие соудовлетворенности. При этом необходимо представлять, что выделение из общего дохода фирмы связано не только с достижением отмеченных эффектов, но и развитием интеллектуального капитала фирмы.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: