При наличии
,
,
,
,
,
[2] возникает вопрос: какие из этих значений необходимо учитывать в выражении (48) при обосновании мер по совершенствованию
? Если воспользоваться значениями
и
, то получим
.
| (50) |
Выполнение такого условия определяется субъективностью оценки
, т.е. зависимостью решения от интеллектуального уровня или информационной грамотности
. При этом
и связанные с ее реализацией дополнительные затраты
могут оказаться бесполезными, не приводящими к положительным изменениям
,
и, как следствие,
. В этом случае оценку
можно производить только после адекватного изменению
повышения качества
, определяемого
[3]. Поскольку для повышения качества
потребуются дополнительные затраты
, то условие обоснования
(50) примет модифицированный вид
.
| (51) |
Естественно, что при
, адекватном
после
, обоснование
можно осуществить на основании показателя роста эффективности
по условию (50). Так или иначе, как в условии (50), так и в условии (51) присутствует субъективный фактор. Для объективной оценки роста эффективности необходимо ориентироваться на эффект
. Тогда получим условие
.
| (52) |
Другой интерпретацией учета эффекта
может быть условие, определяемое двумя неравенствами:
и .
| (53) |
Условие (53) менее трудоемкое, но при этом не учитывает изменения затрат
, которые при оценке
, т.е. при ориентации на
, могут быть определены как
| (54) |
или
.
| (55) |
При (54)
отражает рост эффективности
за счет
и
, т.е. за счет роста интеллектуального капитала, а при (55) за счет реинженерии в целом. Применение условия (52) с учетом (55) позволяет целостно подойти к оценке эффективности информационного обеспечения производственной деятельности, делает возможным определение роли и значения информационного ресурса в инновационной деятельности фирмы, ее развитии. Если выполняется условие (52) с учетом (54), т.е. без изменения затрат
, необходимых для модернизации материальных активов, то это свидетельствует о повышении эффективности управления за счет усовершенствования информационного обеспечения при существующей технологии производства
.
С учетом основного экономического критерия, основного предназначения
целесообразность усовершенствования информационной системы
можно оценить по повышению эффективности
:
.
| (56) |
По аналогии с (53) это условие можно представить упрощенной интерпретацией
и
| (57) |
или с учетом (53)
и , и .
| (58) |
Представленная схема обоснования совершенствования системы информационного обеспечения (см. рис.8) имеет принципиальный характер, выражающий логику прогрессивного развития не только
, но и
,
,
и
. Однако, рассматривая последствия совершенствования
, нельзя не оценивать масштабы
, равно как и масштабы системы
, их влияние на эффект
. В таком случае достаточно в практическом плане ограничиться оценкой модернизации
с помощью выражения
.
| (59) |
Введение
в это условие (по сравнению с (52)) вполне обосновано, поскольку
направлены на изменение
и, как следствие, на
.
Если обратиться к схеме целесообразной системы (см. рис. 8), то можно отметить, что ресурс
, выделяемый системой
для удовлетворения потребности развивающейся системы
, также оценивается эффектом
. Этот эффект определяется степенью удовлетворения системы
выделяемыми для ее функционирования ресурсами, необходимыми для достижения максимального эффекта
(
,
,
). Поскольку возможности выделения ресурса
со стороны
зависят от результативности (продуктивности) этой системы, которая, в свою очередь, зависит от
, то, очевидно, прослеживается взаимозависимость
и
. Величина выделяемого ресурса
однозначно определяется затратами:
.
| (60) |
Любые изменения, связанные с совершенствованием информационной системы
, требуют адекватного изменения затрат З и не только по величине, но и по распределению, учитывающему реальные потребности, а соответственно и проблемы систем
,
и
. В таком случае возникает задача оптимизации, т.е. оптимального распределения выделяемых для повышения эффективности информационного обеспечения имеющихся у владельца средств.
Для рассмотрения этой задачи представим схему (см. рис. 8) в более развернутом виде (рис. 12), где отмечено, что с учетом
эти средства владелец фирмы получает в виде дохода
от реализации продукции
потребителю
, т.е. от предложения, зависящего от спроса. В свою очередь, спрос зависит от потребностей
, обусловленных рядом факторов, и возможностей
, предоставляемых
обществом
. Величина
зависит от того, насколько
реализует цели
, которые предъявляет общество, исходя из своих потребностей
и проблем
, т.е. от
.
При целесообразном соотношении между
и
величина
должна быть сопоставимой с масштабом
и
и степенью удовлетворения
. При этом
стремится к
(
=
). При полном соудовлетворении
=
=1 для того чтобы
обеспечила выполнение
, ей необходимо удовлетворить возникающие при этом потребности
или, иными словами, решить возникающие при этом проблемы
.
Необходимость удовлетворения потребности
заставляет
искать на рынке наиболее адекватный продукт или средство удовлетворения
, предлагая взамен
пропорциональный
:
.
| (61) |

Рис. 12. Схема целесообразных отношений социоэкономической системы
Именно такой потребитель
с высоким
является наиболее желаемым клиентом для развивающейся фирмы, предприятия. Этим объясняется стремление фирм пробиться на те рынки, где имеется потребитель с высокими и надежными доходами.
Для достижения этой цели
необходимо производить
с таким качеством, которое бы удовлетворило
(
,
) с
и гарантировало
, т.е. получение желаемого
. Чтобы выполнить эти условия, фирме необходимо:
· исследовать потребности
, проблемы
, предпочтения, существующие в обществе, их перспективы и факторы, оказывающие на них влияние;
· выявить множества
, где s - элементы общества, находящиеся с ним в наиболее целесообразных отношениях и имеющие при этом потребности
(
), сопоставимые с возможностями
(
), и максимальные собственные возможности
;
· определить внутренние функциональные возможности достижения
, обеспечивающие максимизацию
как гарантию высоких
и
;
· представить
информацию (рекламу) о
и его качестве, способном максимально (
) удовлетворить
, инициированные
.
Проведение этой информационно-аналитической работы вызовет затраты
в объеме, необходимом для выполнения указанных условий. Величина
зависит от гибкости, адаптивности
и интеллектуальных способностей
, от умения управленческого персонала так организовать
, чтобы обеспечить на выходе качество
, при котором
. Отсюда вытекает необходимость выделения средств
для повышения качества (интеллекта, компетенции)
до уровня, позволяющего обеспечить принятие решений
, направленных на
и
, возникших в
при выполнении предыдущих условий, с максимальным эффектом
. В общем случае,
могут иметь стимулирующий характер и использоваться не только на образовательные цели, но и на восстановление, укрепление здоровья, повышение общекультурного уровня персонала, т.е. на повышение человеческого капитала. Однако, как это следует из возрастающей потребности и самой сущности информатизации, эффективность принимаемых решений
во многом зависит от качества информационного обеспечения, от степени удовлетворения
информационных потребностей
управленческого персонала
, возникающих в процессе решения актуальных задач
, фирмы в целом. В этом случае, если
не может предоставить
, то необходимо ее усовершенствование. Цель
определяет направление этого усовершенствования
, которое раскрывает природу возникающих при этом
и
. Реализация
может иметь ряд альтернатив
. Выбор оптимальной альтернативы
осуществляется на основании методики обоснования совершенствования информационного обеспечения, представленного выше (14) – (22):
.
| (62) |
При решении (62) возникает вопрос о выборе
. Этот вопрос решается в каждом конкретном случае, в зависимости от масштабов совершенствования
и
. Но наиболее универсальным можно считать
. Распределение
(60) можно осуществлять на основании принципа целесообразности
, предусматривающего наличие соудовлетворенности. При этом необходимо представлять, что выделение
из общего дохода фирмы связано не только с достижением отмеченных эффектов, но и развитием интеллектуального капитала фирмы.
.
.
.
и
.
.
.
и
, и
.
.
.
.
.






