При системном представлении интеллектуального капитала, описании его динамической структуры особое внимание обращалось на целесообразность отношений между его отдельными компонентами, обеспечивающую его целостность и возможность синергетического развития. Понятие целесообразности, являющееся общесистемным, вытекает из естественнонаучного толкования коррелированности отдельных элементов системы, приводящих к образованию новых диссипативных структур, т.е. к новому качеству системы. Данная интерпретация коррелированности позволила сформулировать принцип целесообразности открытых систем [5].
Сущность целесообразной системы можно выразить схемой, представленной на рис.8, где система и ее среда рассматриваются как единое целое. На схеме
,
,
,
,
,
соответственно функция, структура, цель, ресурсы, продукт, потребность информационной системы
, в рамках которой осуществляется целенаправленная информационная деятельность (информационное производство);
,
,
,
– функция, ресурсы, продукт (результат), потребность пользователя (потребителя)
информационного продукта или информационной системы.
Из многообразия определений функции системы [5] для характеристики
выделим следующее: функция есть процесс, т.е.
. Тогда
можно рассматривать как любой бизнес-процесс с его системой управления (менеджмента). При реализации этого подхода в системе
возникают потребности
, в том числе и информационные, вызванные дефицитом ресурса
и обозначенные проблемой
. Проблема
определяет цель системы
, которая благодаря
и при наличии
может быть реализована в виде продукта
. Этот информационный продукт направляется на удовлетворение потребности
путем ликвидации дефицита информационного обеспечения
. Степень удовлетворенности системы
продуктивностью системы
определяет в общем виде эффект
системы
. Свою удовлетворенность система
выражает путем предоставления системе
компенсации (оплаты за информационное обеспечение
) за использование ресурса
, необходимого для производства
. Эта компенсация
выделяется системой
в зависимости от приращения
, а точнее от
, где
– цена реализуемой системой
продукции
:
,
| (34) |
где
– коэффициент отчислений. Фактически этим коэффициентом определяется ценность информационного обеспечения
или вклад системы
в достижение положительного результата
. Насколько объективна оценка этого вклада, можно судить по эффекту
.
Если принять условие, что потребность есть ни что иное, как дефицит ресурса, то эффекты
и
, определяемые как степень удовлетворения потребностей
и
систем
и
, можно представить отношениями
; (35а)
| . (35б)
|
Отсюда видно, что
и
, как, впрочем, и любой другой эффект, могут изменяться в интервале от 0 до 1:
. Равенство
| (36) |
означает, что системы
и
находятся в состоянии соудовлетворенности, а равенство
| (37) |
характеризует их полную соудовлетворенность.
Отношение
| (38) |
можно представить как степень соудовлетворенности.
Теоритически
может изменяться в пределах от 0 до
:
. При условии (38)
. При полной соудовлетворенности, наступающей в процессе функционирования систем
и
,
; ; ; .
| (39) |
Состояние соудовлетворенности может быть достигнуто в открытой целесообразной системе. В данном случае целесообразность выражается тем, что система
имеет потенциальные возможности
решить проблему
системы
(удовлетворить потребность
), а система
, в свою очередь, обладает потенциальными возможностями
решить проблему
системы
(удовлетворить потребность
). Тогда получим потенциальные эффекты
(40а);
| (40б),
|
а их произведение определит степень целесообразности
.
| (41) |
В идеальном случае
. Однако это равенство не всегда выполняется по двум причинам:
1) информационная система
, выполнив большую работу, т.е. создав большую стоимость продукта
, израсходовав соответствующий ресурс
, удовлетворила возникшую потребность
, но при этом система
достигла несущественного приращения
, что в соответствие с (34) отразилось на
;
2) система
, удовлетворив свои потребности
за счет
, необъективно оценила (коэффициент
) данный ресурс своей деятельности (функционирования).
В свою очередь, у этих причин есть свои причины. Одна из них заключается в том, что система
в полной мере осознает степень своей удовлетворенности не тогда, когда получит дополнительный информационный ресурс
, а когда им воспользуется, т.е. обнаружит дополнительный эффект, вызванный приращением
. Этот эффект
может быть обнаружен только при взаимодействии системы
с ее средой
по принципу целесообразности, когда
рассматривается как открытая система, а
– как ее атрибут [5]. Тогда эффект
будет определяться степенью удовлетворенности системы
системой
, а точнее ее продуктом
. Аналогично, как и при взаимодействии систем
и
, свою удовлетворенность система
выразит в виде компенсации системе
, которая, в свою очередь, оценит эту компенсацию своей степенью удовлетворенности
. При условии соудовлетворенности согласно теории спроса и предложения цену
продукта
как товара можно считать равновесной. Тогда величина компенсации системой
за дополнительные приращения
будет равна
. Чем больше будет эта дополнительная прибыль системы
, тем больше в соответствии с (34) будет
. Более того, это может положительно отразиться на значении
, поскольку у
появится соответственная потребность стимулирования
. Исходя из этого, система
должна осуществлять информационное обеспечение
не по релевантному, а по пертинентному принципу, при котором
получает для себя непредсказуемые преимущества. Для успешной реализации этого принципа
должна содержать мощный аналитический компонент, позволяющий осуществлять анализ информации, отражающей не только
, но и
, а также функции более высоких в соответствии с иерархией систем.
Такая иерархия рассматривалась в [3, 4], где с применением аксиомы о первичности информационной системы
установлена иерархическая последовательность систем
.
| (42) |
Здесь индексы «и», «n», «э», «с», «эк» означают соответственно информационную, производственную, экономическую, социальную, экологическую системы.
Под информационной системой понимается система, предназначенная для обеспечения информацией той или иной деятельности. В этом случае первичность информационной системы представляется очевидной, поскольку любая деятельность, как, впрочем, и любые действия, всегда исходит из информации, отражающей предметную область («Не зная брода, не суйся в воду»)[1].
Производственная система означает любую деятельность, направленную на производство товаров и услуг как материальных, так и информационных. Каждая система
является подсистемой (или элементом) экономической системы
, производящей и предлагающей потребителям свою продукцию. Взаимодействие производителя и потребителя благ отражает суть экономической системы
. В свою очередь, система
выступает в роли подсистемы социальной системы
, т.е. общества, которое функционирует в своей среде обитания
(биосфере), являясь ее подсистемой.
,
; (35а)
. (35б)
;
;
;
.
(40а);
(40б),
.
.






