При системном представлении интеллектуального капитала, описании его динамической структуры особое внимание обращалось на целесообразность отношений между его отдельными компонентами, обеспечивающую его целостность и возможность синергетического развития. Понятие целесообразности, являющееся общесистемным, вытекает из естественнонаучного толкования коррелированности отдельных элементов системы, приводящих к образованию новых диссипативных структур, т.е. к новому качеству системы. Данная интерпретация коррелированности позволила сформулировать принцип целесообразности открытых систем [5].
Сущность целесообразной системы можно выразить схемой, представленной на рис.8, где система и ее среда рассматриваются как единое целое. На схеме , , , , , соответственно функция, структура, цель, ресурсы, продукт, потребность информационной системы , в рамках которой осуществляется целенаправленная информационная деятельность (информационное производство); , , , – функция, ресурсы, продукт (результат), потребность пользователя (потребителя) информационного продукта или информационной системы.
Из многообразия определений функции системы [5] для характеристики выделим следующее: функция есть процесс, т.е. . Тогда можно рассматривать как любой бизнес-процесс с его системой управления (менеджмента). При реализации этого подхода в системе возникают потребности , в том числе и информационные, вызванные дефицитом ресурса и обозначенные проблемой . Проблема определяет цель системы , которая благодаря и при наличии может быть реализована в виде продукта . Этот информационный продукт направляется на удовлетворение потребности путем ликвидации дефицита информационного обеспечения . Степень удовлетворенности системы продуктивностью системы определяет в общем виде эффект системы . Свою удовлетворенность система выражает путем предоставления системе компенсации (оплаты за информационное обеспечение ) за использование ресурса , необходимого для производства . Эта компенсация выделяется системой в зависимости от приращения , а точнее от , где – цена реализуемой системой продукции :
, | (34) |
где – коэффициент отчислений. Фактически этим коэффициентом определяется ценность информационного обеспечения или вклад системы в достижение положительного результата . Насколько объективна оценка этого вклада, можно судить по эффекту .
Если принять условие, что потребность есть ни что иное, как дефицит ресурса, то эффекты и , определяемые как степень удовлетворения потребностей и систем и , можно представить отношениями
; (35а) | . (35б) |
Отсюда видно, что и , как, впрочем, и любой другой эффект, могут изменяться в интервале от 0 до 1: . Равенство
(36) |
означает, что системы и находятся в состоянии соудовлетворенности, а равенство
(37) |
характеризует их полную соудовлетворенность.
Отношение
(38) |
можно представить как степень соудовлетворенности.
Теоритически может изменяться в пределах от 0 до : . При условии (38) . При полной соудовлетворенности, наступающей в процессе функционирования систем и ,
; ; ; . | (39) |
Состояние соудовлетворенности может быть достигнуто в открытой целесообразной системе. В данном случае целесообразность выражается тем, что система имеет потенциальные возможности решить проблему системы (удовлетворить потребность ), а система , в свою очередь, обладает потенциальными возможностями решить проблему системы (удовлетворить потребность ). Тогда получим потенциальные эффекты
(40а); | (40б), |
а их произведение определит степень целесообразности
. | (41) |
В идеальном случае . Однако это равенство не всегда выполняется по двум причинам:
1) информационная система , выполнив большую работу, т.е. создав большую стоимость продукта , израсходовав соответствующий ресурс , удовлетворила возникшую потребность , но при этом система достигла несущественного приращения , что в соответствие с (34) отразилось на ;
2) система , удовлетворив свои потребности за счет , необъективно оценила (коэффициент ) данный ресурс своей деятельности (функционирования).
В свою очередь, у этих причин есть свои причины. Одна из них заключается в том, что система в полной мере осознает степень своей удовлетворенности не тогда, когда получит дополнительный информационный ресурс , а когда им воспользуется, т.е. обнаружит дополнительный эффект, вызванный приращением . Этот эффект может быть обнаружен только при взаимодействии системы с ее средой по принципу целесообразности, когда рассматривается как открытая система, а – как ее атрибут [5]. Тогда эффект будет определяться степенью удовлетворенности системы системой , а точнее ее продуктом . Аналогично, как и при взаимодействии систем и , свою удовлетворенность система выразит в виде компенсации системе , которая, в свою очередь, оценит эту компенсацию своей степенью удовлетворенности . При условии соудовлетворенности согласно теории спроса и предложения цену продукта как товара можно считать равновесной. Тогда величина компенсации системой за дополнительные приращения будет равна . Чем больше будет эта дополнительная прибыль системы , тем больше в соответствии с (34) будет . Более того, это может положительно отразиться на значении , поскольку у появится соответственная потребность стимулирования . Исходя из этого, система должна осуществлять информационное обеспечение не по релевантному, а по пертинентному принципу, при котором получает для себя непредсказуемые преимущества. Для успешной реализации этого принципа должна содержать мощный аналитический компонент, позволяющий осуществлять анализ информации, отражающей не только , но и , а также функции более высоких в соответствии с иерархией систем.
Такая иерархия рассматривалась в [3, 4], где с применением аксиомы о первичности информационной системы установлена иерархическая последовательность систем
. | (42) |
Здесь индексы «и», «n», «э», «с», «эк» означают соответственно информационную, производственную, экономическую, социальную, экологическую системы.
Под информационной системой понимается система, предназначенная для обеспечения информацией той или иной деятельности. В этом случае первичность информационной системы представляется очевидной, поскольку любая деятельность, как, впрочем, и любые действия, всегда исходит из информации, отражающей предметную область («Не зная брода, не суйся в воду»)[1].
Производственная система означает любую деятельность, направленную на производство товаров и услуг как материальных, так и информационных. Каждая система является подсистемой (или элементом) экономической системы , производящей и предлагающей потребителям свою продукцию. Взаимодействие производителя и потребителя благ отражает суть экономической системы . В свою очередь, система выступает в роли подсистемы социальной системы , т.е. общества, которое функционирует в своей среде обитания (биосфере), являясь ее подсистемой.