Этот субтест достаточно сложен, для успешного выполнения его ребенок должен хорошо владеть навыками чтения, иметь некоторые творческие задатки, а также обладать достаточно высоким уровнем общей осведомленности. С этим заданием, по нашей статистике, справляются далеко не все, но сильные, хорошо подготовленные к школе дети, ооычно демонстрируют высокие результаты. В качестве стимульного материала используется карточка №8. На ней написано 4 слова, одно из которых (ПОСУДА) является образцом и используется во всех случаях для демонстрации задания и объяснения инструкции. Три других слова являются тремя возможными вариантами задания и каждому конкретному ребенку надо предъявить для выполнения субтеста только одно из них.
Инструкция:
Педагог показывает ребенку карточку с написанным на ней словом и говорит: "Посмотри, здесь написано слово ПОСУДА. Оно состоит из букв. Из букв этого слова можно составить другие слова, например, СУП, СОДА, СУД, САД (показать рукой соответствующие буквы в слове ПОСУДА). А теперь я тебе предлагаю слово... и из его букв ты попробуй составить свои слова".
|
|
Критерии оценки:
Если ребенок составил два или больше слов, то он получает за выполнение этого субтеста 2 балла.
Если ребенок составил хотя бы одно слово, то он получает за выполнение этого субтеста 1 балл.
Если ребенок не составил ни одного слова, то он получает за выполнение этого субтеста 0 баллов.
Итак, мы получаем заполненную Анкету-протокол сооеседования с ребенком, в котором отмечено знаком "+" количество баллов, набранное ребенком за выполнение каждого из 11 субтестов. Сумму баллов мы обычно сообщаем родителям, обязательно даем положительную оценку тому, как ребенок работал, отмечаем его сильные стороны.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОБЕСЕДОВАНИЯ
Если по сумме баллов результат ребенка оказывается ниже нормы, то родители получают рекомендацию обратиться к психологу или к школьному логопеду (ниже 18 —желательно, ниже 16 баллов — обязательно). В школе МЖК "Сабурово" это является обычной практикой, психологи работают в часы приема первоклассников. Работа психолога при "контрольном" консультировании может быть организована следующим образом:
1. По анкете ребенка, которая заполнена педагогом, выявляются задания, с которыми ребенок справился наименее успешно.
Здесь хотелось бы отметить, что качественный анализ анкеты ребенка может дать психологу очень много информации. Так, например, мы всегда обращаем внимание на ответы ребенка в первой части анкеты, а именно: правильно ли он называет свои имя, отчество и фамилию, как называет родителей, знает ли свой день рождения и даже в какой последовательности называет членов семьи (кстати, эта информация нужна и в случаях с неполными семьями для того, чтобы не травмировать ребенка вопросами об отсутствующих членах семьи). Скудные, неполные ответы, незнание полных имен родителей и их социальных ролей и тому подобные ответы могут быть не только признаком отсутствия контакта ребенка с тестирующим его педагогом, но и (при общих низких результатах тестирования) позволяют предположить сниженный уровень вербального развития, недостаточность общей осведомленности ребенка.
|
|
При просмотре анкеты можно сразу выделять группы субтестов: субтесты 1, 3, 6 и 7 в совокупности дают достаточно хорошее представление о речевом развитии ребенка; субтесты 2, 4 и 8 — о развитии его пространственных представлений; субтесты 5, 8 и 11 — о развитии логического мышления. Если видно, что результаты всех субтестов в какой-либо из указанных групп низкие, то можно сразу предполагать, что у этого ребенка существуют проблемы в развитии определенной сферы и учитывать это как при проведении дополнительной углубленной диагностики, так и при выборе корректирующих заданий, обычно предлагаемых нами родителям для занятий дома.
2. Выявляются причины неудачи (усталость, отсутствие контакта с педагогом, вмешательство родителей, негативные эмоции, связанные с воспоминаниями о подобного рода занятиях и т.п.).