Ускоритель

Для выведения пусковых реостатов при разгоне (или тормозных реостатов при электрическом торможении) на вагоне «Татра» имеется многопозиционный переключатель клавишного типа, называемый ускорителем. Он расположен в средней части вагона под кузовом в специальном отсеке. Ускоритель имеет большой цилиндр 1 из изоляционного мате­риала (рис. 9), на котором крепят нижние держатели. В верхней части на держателях 10 укреплено асбоцементное кольцо, состоя­щее из двух полуколец 5 для верхних держателей 9. Между верх­ними и нижними держателями зажимами 3 закреплены 95 ленточ­ных элементов реостатов ускорителя 11. Нижние держатели одновременно служат для крепления пальцев 13. Каждый из 99 пальцев состоит из стальной плоской пружины, медного шунта из полосок фольги для лучшего токопрохождения и медного кон­такта. Пальцы ускорителя расположены двумя рядами, имеют нумерацию — один ряд нечетные с 1-го до 99-го, другой ряд — четные со 2-го до 98-го. К 1, 2, 75 и 76-му пальцам через выводы 6 подключены выводные провода 2. К нижней части изоляционного цилиндра крепят токосъемное кольцо 21 с шестью медными сег­ментами 22, а к верхней — плиту 14, на которой укреплен ре­дуктор 7.

При враще­нии крестовины изоляционные ролики нажимают поочередно на пальцы 13, которые, касаясь сег­ментов токосъемного кольца, создают контакт, соединяя таким образом соответствующий элемент реостата с токосъемным кольцом. Элементы реостата (рис. 10) имеют М-образную форму и выполняют их из сплава, обладающего большим удельным сопротивлением. Они выпол-нены двух типов: КА и KB (маркируемые цифрами 6 и 8), отличающихся значением сопро­тивления. На ускорителе они объединены в группы и подсое­динены к пальцам (табл. 1). Полное сопротивление реостатов ускорителя равно 3,614 Ом.

Крестовина при своей работе может поворачиваться почти на половину оборота. Ее поворот ограничивается упором. Положение крестовины, при котором прижаты какие-либо пальцы к токосъемному кольцу, называется позицией ускорителя. Позиции уско­рителя обозначают по номерам прижатых пальцев. Таким образом, позиция ускорителя может быть от 1-й до 99-й. С целью получе­ния большого числа позиций пальцы относительно центра ускори­теля расположены несимметрично. Поэтому, когда первый ролик прижимает один палец, нажимая на его середину, второй ролик находится в положении, при котором он прижимает два пальца (и наоборот), поэтому при вращении крестовины чередуются нажатие четных и нечетных пальцев.

Вал ускорителя через редуктор 7 и гибкий вал 4 приводится в движение электродвигателем («пилот—мотором»).

В начале пуска вагона (рис. 11, а) ускоритель находится на 1-й позиции и ток поступает через вывод, соединенный с 75-м пальцем на нечетные элементы реостата. Пройдя все нечетные элементы до 1-го пальца, прижатого к токосъемному кольцу, ток поступает через токосъемное кольцо на прижатый к нему второй палец и проходит все четные элементы реостата до 76-го пальца, через зажим которого размыкается цепь тока. По мере разгона реостаты ускорителя выводятся, для чего работает двигатель ускорителя, вращая крестовину. Изоляционные ролики пооче­редно прижимают к токосъемному кольцу другие пальцы.

Таблица 1

Группа Подключения Число элементов Маркировка элементов Общее сопротивле­ние группы, Ом
3—23   КА 0,360
23—51   KB 0,575
51—79   КА 0,490
79—99   KB 0,410
4—22   КА 0,315
22—52   KB 0,615
52—80   КА 0,490
80—98   KB 0,369

 
 
Рис. 11. Схемы прохождения тока в цепи на позициях ускорителя: а — в начале пуска; б — при разгоне; в — в начале торможения; г — при тор­можении


Включение низковольтных контактов ускорителя ZR1—ZR10, приводимых в действие от сегментов внутреннего изоляционного цилиндра, происходит в зависимости от позиции ускорителя в соответствии с табл. 2.

При работе ускорителя в его элементах реостатов выделяется большое количество тепла. Чтобы они не перегрелись и не покоробились, ускоритель при работе непрерывно обдувается наруж­ным воздухом, подаваемым вентиляторами двигатель-генератора. В холодное время нагретый ускорителем воздух подается по каналам вдоль правой боковой стенки кузова в салон для обогрева, а в теплое — выбрасывается в атмосферу (под вагон).

В настоящее время фирмой ЧКД выпускаются ускорители, не имеющие изоляционного кольца. Крепление элементов реостатов этих ускорителей осуществляют при помощи фарфоровых изоляторов на стальном кольце. Это повышает надежность с точки зрения противопожарной техники и по прочности конструкции. Однако такая конструкция при ремонте требует замены большого числа фарфоровых изоляторов, которые при эксплуатации получают трещины от температурных воздействий, а при демонтаже ускорителя раскалываются.

Таблица 2

  Позиция     Позиция  
Контакт включе­ния Цепь Контакт включе­ния Цепь
ZR1 1—80 Сигнальная лампа ZR6 85—99 Контактор Fl
ZR2 75—99 Контактор Ml ZR7 1—97 Электродвигатель ускорителя РМ
ZR3 95—99 » F2 ZR8 3—99 То же
ZR4 80—99 » F4 ZR9 1—30 Резервная
ZR5 90—99 » F3 ZR10 3—99 Контактор BR1

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: