Линейный контактор служит для включения и выключения силовой цепи вагона при его пуске и переходе на выбег и также автоматического отключения (в течение 0,05—0,07 с) электрических цепей вагона при коротком замыкании.
Линейный контактор (рис. 17) смонтирован вместе с реле максимального тока на общем основании и при помощи изоляторов прикреплен к раме кузова. К основанию 1 прикреплено ярмо магнитопровода 2, на сердечнике которого расположена низко-вольтная обмотка катушки электромагнита 3. На якоре 10 расположен главный подвижной контакт 14. Главный неподвижный контакт 15 укреплен на стойке и соединен электрически с дугогасительной катушкой 16, к которой подходит провод 18 от токоприемника. Соединение подвижного контакта 14 с неподвижным 15 происходит внутри дугогасительной камеры 17. Якорь оттягивают две выключающие пружины 12. Для притирания главных контактов имеется притирающая пружина 13. Для включения и отключения низковольтных цепей имеются низковольтные вспомогательные контакты 9. Для того, чтобы ток не проходил по шарнирам, во избежание их приваривания, имеется гибкий шунт 11.
На общем сердечнике расположены две обмотки — токовая 5 и удерживающая 4. Токовая служит для прохождения тока силовой цепи от линейного контактора к выводному проводу 18, а удерживающая является низковольтной. Якорь 7 реле максимального тока при своем притяжении к сердечнику воздействует на низковольтные контакты 6.
Регулировочная пружина 8 имеет регулировку, с помощью которой можно отрегулировать величину тока срабатывания реле. Величина тока уставки равна 750 А. Когда водитель нажимает на пусковую педаль вагона, включается низковольтная цепь, подающая ток напряжением 24 В на обмотку 3. Сердечник контактора намагничивается и притягивает якорь 10. При этом главные контакты 14 и 15 соединяются. Тогда ток высокого напряжения, подводимый по проводу 18, от токоприемника пройдет через витки дугогасительной обмотки 16 на неподвижный главный контакт 15, на соединенный с ним подвижной контакт 14, через гибкий шунт 11 на токовую обмотку реле максимального тока 5 и к выводному проводу.
При включении контактов происходит их «притирание». Когда водитель отпускает пусковую педаль в нулевое положение, низковольтная цепь, подающая ток на обмотку 3, отключается. Сердечник размагничивается, и якорь 10 контактора под действием силы тяжести и с помощью выключающих пружин 12 отпадает, благодаря чему главные контакты 14 и 15 разъединяются. При этом между главными контактами возникает электрическая дуга, которая гасится дугогасительным устройством. Подача тока высокого напряжения к тяговым двигателям прекращается.
При включенном линейном контакторе по токовой обмотке 5 реле максимального тока проходит ток силовой цепи. Если величина тока силовой цепи меньше 750 А, то сила притяжения якоря 7 недостаточна, чтобы преодолеть усилие пружины 8. При прохождении тока свыше 750 А магнитный поток токовой обмотки 5 реле увеличит силу притяжения якоря 7 настолько, что последний преодолеет усилие пружины 8. Якорь 7 притянется к сердечнику и приведет в действие низковольтные контакты 6. Одна пара этих контактов отключит питание обмотки катушки 3 линейного контактора 5. Линейный контактор выключится. Другая пара контактов 6 включит цепь удерживающей обмотки 4 реле максимального тока — это предотвращает повторное включение линейного контактора.
Для включения линейного контактора после срабатывания реле максимального тока следует отпустить в нулевое положение пусковую педаль. При этом разрывается цепь питания удерживающей обмотки 4 реле максимального тока и аппарат подготовляется к следующему пуску.
Технические данные контактора SL-11 с реле максимального тока следующие:
Номинальное напряжение | 750 В |
Ток главных контактов | 250 А |
Ток уставки реле максимального тока | 750±5 А |
Напряжение включающей обмотки | 24 В |
Сопротивление включающей обмотки | 9,2 Ом |
Напряжение удерживающей обмотки реле максимального тока | 6,6 В |
Сопротивление удерживающей обмотки реле максимального тока | 2,43 Ом |
Толщина главных контактов | 7 мм |
Толщина изношенных главных контактов | 4,5 мм |
Расстояние между сердечником и якорем контактора в момент включения для: | |
новых контактов | 3,5 мм |
изношенных контактов | 0,5 мм |
Расстояние между главными контактами (раствор) | 20 мм |