Фаюмские портреты 1—3 вв

В римском искусстве портрет получает широкое распространение и в живописи. Но эволюцию римского живописного портрета нельзя проследить подобно скульптурному. Живописных портретов сохранилось немно­го. Об их характере в известной мере дают представления фаюмские порт­реты 1—3 вв., названные по месту нахождения в восточной римской про­винции — Египте, в некрополе оазиса Эль-Фаюм.

Живописный портрет развивался в Фаюме под воздействием эллини­стически-римского искусства. Он сохранял здесь еще культовое назначение, продолжая этим традицию древнеегипетского портрета. Исполнен­ный при жизни на тонкой деревянной дощечке или холсте, портрет после смерти человека вставлялся в забинтованную мумию или в расписную пелену с изображением Озириса. Но иногда портрет выставлялся в атриу­ме, обрамленный рамой круглой или четырехугольной формы.

По сравнению с египетскими портретами-масками, фаюмский портрет был новым видом живописного искусства. В нем исчезает скованность фронтальной композиции египетского портрета. Модель изображается с естественным трехчетвертным поворотом головы и обычно помещается на нейтральном фоне. Плоскостная декоративная раскраска сменяется живописной лепкой объема. В связи с этим получают распространение техники энкаустики (земляные краски, соединенные с воском и смолой) и восковой темперы, повышающих пластическую выразительность форм и звучность чистых красок. Применялась и чистая темпера, а также сме­шение этих красок, дающее разнообразные живописные эффекты.

В фаюмских портретах обращает внимание яркая обрисовка индиви­дуальных особенностей модели; перед нами проходит галерея людей с раз­личными характерами и темпераментами — жизнерадостные, грустные, безвольные, энергичные, суровые. Точно воспроизводятся возрастные особенности и этнические черты тех различных народов которые населяли тогда Египет.

«Портрете молодой женщины» (2 в., Лондон, Национальная гале­рея) (ил. 66)-обаятельный женский образ. В изы­сканном за внешней горделивостью и сдержанностью проступает волевой, яр­кий, страстный темперамент.

«Портрет мо­лодого человека с бородкой в золотом венке» (начало 2 в., Москва, ГМИИ) – прекрасный образец в технике энкаустики. Насыщенные краски переливаются глянцем, мерцают как драгоцен­ные камни.

«Портрет пожилого римлянина» (вторая половина 1 в., Москва, ГМИИ) (ил. 65) - разнообразные по рисунку и направленности плотные мазки подчеркивают скульптурность форм осунувшихся черт. Этому способствуют брошенные на лоб, щеки и нос световые блики и глу­бокая тень под подбородком. Художник остро чувствует взаимосвязь и гар­монию насыщенных цветов: белого и голубого в одежде, темно-золотистого в лице, голубых рефлексов на розовых щеках.

В конце 2—3 вв. в фаюмских портретах появляются элементы схематизма. Вместе с тем в них усиливается воздействие местной древнеегипет­ской традиции. Вновь возрождается фронтальная композиция, графически плоскостная трактовка форм, локальный цвет. Энкаустика вытесняется темперой. Формы передаются плоскостно, контур силуэта становится бо­лее четким, воспроизведение черт лица дается дробным орнаментальным рисунком. Во взгляде появляется напряженность, предвосхищающая иконные лики Византии.

«Портрет юноши в венке», 3 в., Вена, Художест­венно-исторический музей;

«Портрет женщины», начало 3 в., Москва, ГМИИ.

Римское искусство завершает большой период античной художественной культуры.

В 313 г. признание христианства господствующей рели­гией, с которого начинается сложение традиций раннехристианского искусства.

В 395 г. Римская империя раскололась на Западную и Восточную.

В 476 г. Рим пал под натиском варваров. Разрушенный, разграбленный варварами, в 4—7 вв. Рим обезлюдел, его руины заросли травой, но традиция римского искусства продолжала жить в средние века. Слава Древнего Рима, воплощенная в художественных образах, вдохновляла мастеров Возрождения.

К герои­ческому и суровому искусству Рима обращались крупнейшие мастера 17-19 вв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: