Римская республика

(конец 6 – конец 1 века до н. э.)

В античный гуманизм римляне внесли черты более трезвого миропонима­ния; суровая проза, точность и историзм мышления лежат в основе их художественной культуры, далекой от возвышенной поэтичности мифо­творчества греков. Божества римлян — это по­кровители отдельных видов человеческой деятельности. Особенности трезвого, рационалистического восприятия действитель­ности римлянами выражены в веризме (документальной точности), в остром и суровом реализме. Искусство слагалось на основе взаимодействия самобытного искусства местных италийских племен и народов, эт­русков, и более совершенного греческого искусства.
Архитектура Во всем древнем мире римская архитек­тура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строитель­ства. Подлинная красота и мощь римской архитектуры не в пышной декоративности, но в удовлетворении практических бытовых и обществен­ных потребностей масс городского населения. Ее пафос раскрывается в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах, в лаконизме архитектурной мысли. Строго организованная планировка и масштабы города отвечали новым условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплины, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, са­нитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками и монументами.Рацио­нализм проявляется в простран­ственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских ар­хитектурных комплексов, строгой симметрии геометрических форм. Главным завоеванием римлян было создание огромных внутренних пространств, свободных от внут­ренних опор.Необходимость их перекрытия способствовала развитию мощных сводчатых и купольных конструкций Переход к сводчатым конструкциям совершился с введением на рубе­же 3—2 вв. до н. э. прочного водоупорного римского бетона
В республиканский период сложились основные типы римской архи­тектуры. амфитеатры, термы, триумфальные арки, колонны, акведуки и др. Дворцы, особняки, виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники и т. п. получили на римской почве новое архитектурное решение
Оборонительная стена Рима представляет собой одно из знаменитых произведений инженерного искусства античности. Сложен­ная из больших блоков туфа, она спускалась к Тибру
Форум Романум древнейший в Риме — республиканский форум, к которо­му сходились все дороги столицы; с его ростр, прикрепленных к ора­торской трибуне, раздавались речи крупнейших политических деятелей.
Римские дороги построенные для дви­жения когорт и гонцов имели важное стратегическое значение, они объе­диняли различные части страны.
Аппиева дорога (4—3 вв. до н. э.) ведущая к Риму, - это первая из сети дорог, покрывших позже всю Италию. Около долины Ариччи дорога шла по массивной стене 197 м длиной, 11 м высотой, расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными пролетами для горных вод. Мощенная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, она была дополнена во 2 в. до н. э. акведуком (водопроводом).
Акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н. э. В следующие века Рим становится наиболее богатым водой городом мира. Мощные мосты и акведуки, перекинутые через широкие пролеты, пробегающие десятки километров, заняли видное место в архитектуре города, в облике его окрестностей, входя неотъемлемой частью в пейзаж.
Клоака Максима в Риме сточный канал, существующий до наших дней, относится к древнейшим сводчатым конструкциям.
новое понимание ордерной системы В греческой архитектуре ордер играл конст­руктивную роль, в Риме он используется главным образом в декоратив­ных целях. Это происходит потому,- что опорные функции в римской архи­тектуре выполняет стена. Большое место, поэтому принадлежит арке, опирающейся на массивные столбы. Колонны не были способны нести на себе нагрузку многоэтажных сооружений со сводчатыми и купольными перекрытиями и лишь в аркадах сохраняют конструктивную роль, при­чем чаще оформляются в пышном коринфском ордере. Кроме того, римляне заимствовали у этрусков тосканский ордер, колонна которого отли­чается от дорического наличием базы, отсутствием триглифно-метопного фриза и каннелюр. В императорский период возникает особая разновидность коринфской капители в виде комбинации ее с капителью ионической.
Древнейшим местным типом римского храма был круглый периптер. Храм в Тиволи близ Рима (1 в. до н. э.)   небольшой круглый периптер. Его массивное со сводчатыми пролетами основание создает переход от каменистой скалы, которую он живописно завершает, к изящной круглой ротонде коринф­ского ордера. Поднятый на высокое основание, гармоничный по пропор­циям, со стройной и строгой колоннадой, наполненной светом, храм доми­нирует в пейзаже. Его спокойные гармоничные формы контрастируют с бурным каскадом водопада.
Нового типа жилого дома – дом с атриумом «Дом Пансы», «Дом Фавна», «Дом Веттиев» лучшие образцы жилого дома сохранились в Помпеях. По большей части — это одноэтажный дом, который состоял из парадного помещения — атриума, открытого двора — перистиля (одного или нескольких), замкнутого жилыми комнатами и мраморной колоннадой; перистиль украшался фонтаном, статуями, цветниками. В отличие от греческого в римском доме все помещения рас­полагаются в стройном порядке по сторонам от главной оси. Атриум осве­щался через прямоугольное отверстие в перекрытии. По скатам крыши в это отверстие дождевая вода стекала в расположенный под ним мрамор­ный бассейн. Чувством спокойного бытия веет от помпейских домов, их перистилей; лишенные фасадной обработки, дома приобретают внутри привлекательный вид благодаря украшающим их фрескам и мозаикам.
Декоративная живопись Стили помпейских росписей: 1. Первый стиль, инкрустационный, распространенный во 2 в. до н. э. 2. Второй помпейский стиль, архитектурно-перспективный, получает разви­тие в начале 1 в. до н. э. 3. Третий стиль, ориентализирующий, получает развитие в эпоху империи с конца 1 в. до н. э. 4. Четвертый, декоративный, стиль распространяется позже — в 1 и 2 вв. н. э.
«Дом Фавна» в Помпеях Первый стиль, инкрустационный
«Вилла ми­стерий» близ Помпеи Второй помпейский стиль, архитектурно-перспективный
Скульптура Главное место в скульп­туре занимает портрет, имеющий глубоко познавательный смысл. В нем проявляется интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-историческом характере человека. В портретном жанре наиболее ярко проявлялся самобытный реализм, острая наблюдательность историческое чутье римлян, их умение обобщить наблюдения в ясной и сжатой форме. Люди, запечатленные в портретах, отмечены сдержанностью, спокойствием и серьезностью, за которыми чувствуется напряженная жизнь мысли и страстей. Портретам республиканской эпохи, при документальной точности вос­произведения черт лица, свойственны упрощение форм, резкая жесткость линий.Детали не всегда приведены к единству, моделировка суха. Но запечатленные в них образы мужественных участников ожесточенной общественно-политической борьбы исполнены самосознания, нравствен­ной силы, овеяны суровым духом республиканских добродетелей.
Капитолийская волчица, бронза, 6 в. до н. э., Рим, Палаццо Консерватори,(ил. 49) символ Рима, отличающаяся остротой реализма и экс­прессивностью. Древнейшее произведение скульптуры первых десятилетий респуб­лики.
Портрет рим­лянина (3 в. до н. э., Турин,. Музей) остро индивидуален, с худым асимметричным лицом, с напряженным взором и со скеп­тической складкой на тонких искривленных губах.
«Римлянин, совершающий возлияние» (1 в. до н. э., Рим, Ватикан) гражданственные идеалы республиканской поры воплощены в этом монументальном портрете в рост сурового римлянина, исполненного чувства долга.
Авл Метелл (ок. 100 г. до н. э., Флоренция, Археологический музей) (ил. 48) овеян духом республиканских форумов. Изображенный в момент обращения к согражданам, он воплощение самодисциплины и волевой собранности. Самосознание личности предельно лаконично выражено в ораторском жесте и напряженно сосредоточенном лице. Угловатые движения, строгие жесткие складки тоги, энергичный чеканный рисунок и размеренный ритм подчеркивают суровость и героику образа доблест­ного оратора.
Надгробная стела римлянина Вибия (мрамор, 1 в. до н. э., Рим, Ватикан) пример группового портрета, изображающего римлянина и членов его семьи.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: