Тема 6. Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации по сравнению с ранее действовавшим законом выделяет наряду с исковым такой вид судопроизводства как производство по делам, возникающим из административных и иных публичных пра­воотношений.

Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, это основанный на исковом, но самостоятельный порядок рассмотрения дел, для которого харак­терны следующие признаки:

1. при рассмотрении дел применяются нормы публичного права;

2. одним из лиц, участвующих в деле, выступает административ­ный орган или должностное лицо, поэтому стороны представле­ны субъектами, которые находятся в отношениях не равнопра­вия, а власти и подчинения;

3. средством обращения за судебной защитой служит заявление;

4. целью судебного разбирательства является судебный контроль за законностью и обоснованностью административных актов и действиями (бездействием) должностных лиц.

Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства. Вместе с тем в федеральных законах предусмотрен ряд особенностей, которые содержатся:

1. в гл. 22—26 АПК РФ (раздел III «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений»). В со­ответствии с ч. 3 ст. 189 АПК РФ обязанность доказывания об­стоятельств, послуживших основанием для принятия оспаривае­мого акта, законности оспариваемых решений и действий(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возлагается на органы и лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

2. в разделе I АПК РФ «Общие положения». Например, согласно абз. 2 ч. 3 ст. 17 АПК РФ не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, возникающие из административ­ных и иных публичных правоотношений;

3. в иных федеральных законах (в частности, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях).

Дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматри­ваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к его компетенции. Например, на основании ч. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели вправе обжало­вать нормативный акт налогового органа в арбитражном суде.

При рассмотрении дела арбитражный суд устанавливает соот­ветствие нормативного правового акта федеральному конститу­ционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу; не свя­зан доводами, содержащимися в заявлении, проверяет оспаривае­мое положение в полном объеме. Отказ заявителя от своего тре­бования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению дела по существу.

Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассацион­ной инстанции в течение месяца.

По общему правилу лицо в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав и законных интересов, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненорма­тивного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительны­ми, решений и действий (бездействия) незаконными.

При рассмотрении дел данной категории суд:

1. осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту;

2. устанавливает наличие полномочии у органа или лица, который принял оспариваемый акт или совершил оспариваемое действие;

3. устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение или действия (бездействие) права и законные интересы заявителя.

В случае непредставления органом или лицом, который приняли оспариваемый акт, решение или совершил оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

Арбитражные суды рассматривают отнесенные к их подведом­ственности дела о привлечении к административной ответственности. Дела этой категории рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 25 АПК РФ «Рас­смотрение дел об административных правонарушениях» и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Содержащиеся в гл. 25 АПК РФ специальные правила, подлежат при­менению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

Заявление о привлечении к административной ответственности по­дается органами и должностными лицами, уполномоченными состав­лять протоколы об административных правонарушениях, в арбитраж­ный суд по месту нахождения или месту жительства правонарушителя.

Арбитражный суд рассматривает дело о привлечении к администра­тивной ответственности единолично в срок, не превышающий пятнад­цати дней со дня поступления заявления в арбитражный суд. Указанный срок включает время на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по существу. По ходатайству лиц, участвующих в де­ле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоя­тельств дела суд может продлить срок рассмотрения дела.

Решения административных органов о привлечении юридиче­ских лиц и индивидуальных предпринимателей к административ­ной ответственности могут быть оспорены этими лицами.

Дела об оспаривании решений административных органов рас­сматриваются единолично в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.

При рассмотрении дела суд:

1. проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения;

2. устанавливает наличие соответствующих полномочий адми­нистративного органа, принявшего оспариваемое решение;

3. устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения лица к административной ответственности, соблюден ли поря­док привлечения к ответственности;

4. иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об оспаривании решения административного органа. Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязатель­ных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмот­рен иной порядок их взыскания. Указанные дела рассматриваются единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступ­ления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судеб­ному разбирательству и принятие решения по делу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: