double arrow

Тема 7. Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел. (Особое и упрощенное производство в арбитражном процессе).


Учитывая множество нововведений в действующем арбитраж­ном процессуальном законе применительно к рассмотрению дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, следует внимательно изучить их специфику.

Прежде всего, необходимо обратиться к самим юридическим фактам как межотраслевому понятию.

Юридические факты — это предусмотренные в законе обстоя­тельства, которые являются основанием для возникновения, изме­нения или прекращения субъективных гражданских прав.

Различают два основных вида юридических фактов: события и действия. События представляют собой факты, возникающие независимо от волеизъявления людей, а действиями называют фак­ты, являющиеся результатом их сознательной деятельности.

Для указанной категории дел установлена исключительная подсуд­ность. Дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде по место нахождению (месту жительства) заявителя. Если требуется установить юридический факт, имеющий значение для возникновения, измене­ния, прекращения прав на недвижимое имущество, то дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде по месту нахождения имущества.




Следует изучить особенности производства по делам данной ка­тегории. В них отсутствует спор о праве как таковом.

Юридические факты в делах особого производства следует отличать от иных фактов, имеющих доказательственное значение, которые позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии самих юридических фактов.

Арбитражный суд может устанавливать факт принадлежности строения или земельного участка на праве собственности, факт ре­гистрации предприятия (предпринимателя) в определенном месте в определенное время, факт добросовестного, открытого и непре­рывного владения недвижимым имуществом как своим собствен­ным. Названный перечень является открытым, а потому не исчер­пывающим.

Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое зна­чение, принимается арбитражным судом к производству при соблюдении четырех условий одновременно:

1.заявленные факты порождают правовые последствия;

2.установление юридических фактов не связано со спором о праве;

3.заинтересованное лицо не имеет возможности установить заявленные факты путем восстановления документов;

4.действующее законодательство не предусматривает внесудебно­го порядка установления заявленных юридических фактов.

В случае возникновения спора о праве суд оставляет заявление об установлении юридического факта без рассмотрения и разъясня­ет заявителю право обратиться за защитой в общеисковом порядке.

Дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан находятся в исключительной подведомственности арбитражных су­дов независимо от субъектного состава лиц, участвующих в деле. Установлено и специальное правило территориальной подсудно­сти: заявление о признании должника банкротом подается в арбит­ражный суд по месту нахождения должника.



Организация (гражданин) признается банкротом, если по сво­ему имущественному положению она не в состоянии удовлетво­рить требования кредиторов, связанные с их предпринимательской деятельностью.

Производство по делу о банкротстве возбуждается на основании за­явления лица, обладающего правом на обращение в суд с таким заяв­лением (должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы). Следует обратить внимание на требования, предъявляемые законом к форме и содержанию указанного заявления. Перечисленные лица имеют возможность обращения в суд с заявлением о признании долж­ника банкротом только при наличии признаков банкротства. В частно­сти, гражданин или юридическое лицо признается неспособным удов­летворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по оплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с того дня, когда они должны быть исполнены. Кроме того, признаком банкротства гражданина также является недо­статочность стоимости имущества для погашения обязательств.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, согласно ст. 34 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» явля­ются должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредито­ры, уполномоченные органы, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации и органы местного самоуправления, а также лицо, предо­ставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.



Необходимо изучить статус указанных лиц, а также лиц, участ­вующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35 Фе­дерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Особое внимание следует обратить на порядок назначения арбитражного управляющего. Арбитражный управляющий первоначально (вре­менный управляющий) назначается из числа членов саморегулиру­емой организации арбитражных управляющих, которая выбирается собранием кредиторов большинством голосов.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих — это некоммерческая организация, основанная на членстве, включенная в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций ар­битражных управляющих, целями деятельности которой является регу­лирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Банкротство подразделяется на определенные стадии: наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление, конкурсное производство. Необходимо понять специфику производства по делам о несостоятельно­сти (банкротстве) на каждой из указанных стадий. Заканчивается рассмот­рение дела о банкротстве вынесением решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Следует изучить также порядок заключения мирового соглашения, выявить его особенности.

Названная категория дел в судебной арбитражной практике за­нимает значительное место. Указанные дела весьма сложны и многоаспектны. Важно учесть, что основной массив норм, регу­лирующих указанные процессуальные правоотношения, сосредото­чен в специальном законе, хотя и нынешний АПК РФ регламенти­рует их более подробно, чем прежний кодифицированный акт.

Нововведением настоящего арбитражного процессуального закона (гл 29 АПК РФ) является выделение в особую категорию так назы­ваемых дел упрощенного производства. Круг вопросов, требующих особого внимания при изучении данной темы, достаточно широк

Упрощенный порядок рассмотрения дел предполагает, что порядок является более простым по сравнению с общим порядком Однако не все категории дел могут быть рассмотрены в упрощенном порядке Крите­рии допустимости упрощенного порядка рассмотрения арбитражным судом дел можно определить посредством анализа и сопоставления по­ложений, изложенных в ст 226, 227 АПК РФ. При наличии возможно­сти рассмотрения дела в упрощенном порядке суд в определении о при­нятии заявления к производству указывает на это Стороны имеют право в пятнадцатидневный срок подать возражения относительно упрощен­ного порядка рассмотрения дела. При отсутствии таковых, а также при отсутствии возражений ответчика по существу заявленных требований суд рассматривает дело единолично без вызова сторон

Производство по делам об оспаривании решений третейских су­дов в отличие от выдачи исполнительных листов на принудительное ис­полнение решений третейских судов стало предметом отрасли арбит­ражного процессуального права лишь с отнесением этих дел к компетенции арбитражных судов с 2002 г Судебная арбитражная практика еще только формируется, как, впрочем, и опыт ее научного ос­мысления Поэтому следует внимательно анализировать не только гл 30 АПК РФ, но и федеральные законы «О международном коммерческом арбитраже», «О третейских судах в Российской Федерации»

Необходимо обратить внимание на круг лиц, имеющих право об­ратиться в суд с заявлением об оспаривании решения третейского суда или о выдаче исполнительного листа на принудительное испол­нение решения третейского суда С таким заявлением могут обра­титься только участники третейского разбирательства Судебная практика ориентирует на то, что исключение могут составлять те ли­ца, не являющиеся участниками третейского разбирательства, о пра­вах и обязанностях которых принято решение третейским судом Но этот вопрос является в науке и судебной практике дискуссионным

Решение третейского суда подлежит отмене, если третейское согла­шение недействительно, сторона не была должным образом уведомлена о проведении третейского разбирательства, решение вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением, состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствует третей­скому соглашению, рассмотренный третейским судом спор не может быть предметом третейского разбирательства, решение третейского су­да нарушает основополагающие принципы российского права

Последнее из названного перечня оснований является наиболее сложным с точки зрения его объема и содержания Чаще всего возни­кают вопросы, связанные с наличием или отсутствием возможности отменить решение третейского суда, принятого с явным неправиль­ным применением к спорным отношениям федерального закона

По приведенному перечню оснований, а также, если решение еще не стало обязательным для сторон, суд может отказать в выдаче исполни­тельного листа на принудительное исполнение решения третейского суда

Кроме того, стороны могут обратиться в арбитражный суд с за­явлением по вопросу компетенции третейского суда, то есть об от­мене предварительного постановления третейского суда о наличии у него компетенции

Согласно ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных граж­данских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды.

Усло­вия, порядок и последствия передачи гражданско-правовых споров, подведомственных арбитражным судам, определены АПК РФ (ст. 4, 31, п. 5, 6 ст. 148, п. 3 ст. 150 и др.).

По соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия су­дом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рас­смотрение дела, но существу, может быть передан сторонами на рас­смотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом (п. 6 ст. 4 АПК РФ). АПК РФ (ст. 4) изложил приведенную норму в полном соответствии со ст. 11 ГК РФ.

Вопросы о порядке пе­редачи гражданско-правовых споров, подведомственных судам общей юрисдикции, регулируются нормами ГПК РФ (ст. 27,129, п. 4 ст. 142, ст. 155 и др.).

Из различных дел, подведомственных ар­битражному суду, могут быть переданы на разрешение третейского суда лишь споры, возникающие из гражданских правоотношений между юридическими лицами (организациями, гражданами, осуществляющи­ми предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя).

Споры гражданско-правового характера, возникающие (возникшие) между гражданином (физическим лицом) и юридическим лицом (орга­низацией), по общему правилу не подпадают под данное положение.

Кроме третейских судов, разрешающих гражданско-правовые спо­ры между гражданами, экономические споры гражданско-правового характера между юридическими лицами, гражданами-предпринимате­лями, законодательством предусмотрены третейские суды для разре­шения споров в сфере международных торговых и иных внешнеэконо­мических отношений.

Сущность третейского разбирательства споров, вытекающих из гражданских правоотношений, заключается в том, что стороны (субъекты) правоотношения по взаимному согласию доверяют рассмотрение и разрешение возникшего или могущего воз­никнуть спора третьему избранному (или назначенному ими в каче­стве судьи лицу и обязуются подчиниться его решению по существу спора). Тем самым они отказываются от государственного правосудия и выводят споры из юрисдикции государственных судов.

Третейс­кому производству характерны доверительность, возможность выбора судей самими сторонами, конфиденциальность.

В соответствии со ст. 3 Закона в Российской Федерации могут со­здаваться третейские суды для рассмотрения:

1. конкретного спора

2. постоянно действующие третейские суды, т. е. институциональные.

Постоянно действующие третейские суды (органы, которым по со­глашению сторон поручена организация третейского разбирательства конкретного спора) могут создаваться:

1. торговыми палатами, биржами,

2. общественными объединениями предпринимателей и потребителей,

3. иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответ­ствии с законодательством РФ и их объединениями (ассоциациями, со­юзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.

В законе оговаривается, что постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при органах государственной власти и органах местного самоуправления (ст. 3).

Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юриди­ческое лицо:

1. приняла решение об образовании постоянно действующего тре­тейского суда;

2. утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3. утвердила список третейских судей, который может иметь обяза­тельный или рекомендательный характер для сторон.

Третейское разбирательство.Порядок организации, деятельности и разрешения споров для тре­тейского суда, образованного для рассмотрения конкретного спора, определяется Законом о третейских судах.

В частности, порядок формирования состава третейского суда для разрешения конкретного спора определяется правилами ст. 8-10 Закона о третейских судах.

В третейском суде, созданном для разрешения конкретного спора, по­рядок разрешения спора определяется по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения третейский суд может определить по­рядок разрешения спора с учетом правил, установленных Законом о третейских судах (ст. 19).

В третейском суде для разрешения конкретного спора стороны мо­гут по своему усмотрению определить место разрешения спора (ст. 20 указ. Закона). При отсутствии такой договоренности место разреше­ния спора определяется третейским судом с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон.

Сторонам предоставляется также право определить язык, который должен применяться при раз­решении спора. При отсутствии соглашения об этом, третейское раз­бирательство ведется на русском языке.

Третейский суд вправе потре­бовать от сторон перевода любых письменных доказательств на язык, который должен применяться при разрешении спора (ст. 21).

Федеральный закон «О третейских судах» дал (ст. 42) перечень слу­чаев, служащих основаниями для отмены решения третейского суда.

В случае отмены решения третейского суда арбитражным судом лю­бая из сторон вправе в соответствии с третейским соглашением обра­титься в тот же постоянно действующий третейский суд (или в иной третейский суд). Право на вторичное обращение в третейский суд с ана­логичным иском у сторон отсутствует.

В случае если решение третей­ского суда отменено полностью или частично вследствие недействи­тельности третейского соглашения, или потому, что решение принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпа­дающему под его условия, либо содержащим постановления по вопро­сам, не охватывающим третейским соглашением. При указанных обстоятельствах заинтересованная сторона вправе обратиться в соответству­ющий арбитражный суд с соблюдением правил о подсудности дела.

Недостатки исправляются в течение 10 дней третейским судом по заявлению заин­тересованной стороны, предварительно уведомив об этом другую сто­рону. По результатам исправления арифметических ошибок, опечаток о разъяснении решения суд выносит определение. Дополнительное решение и определения о разъяснении решения, об исправлении опи­сок, опечаток, арифметических ошибок являются составной частью решения.

Заявитель вправе обратиться в компетентный арбитражный суд с просьбой о восстановлении пропущенного срока. Арбитражный суд вправе восстановить срок на подачу заявления о выдаче исполнитель­ного листа, если найдет причины пропуска указанного срока уважи­тельными, о чем он выносит определение. Определение об отказе в вос­становлении пропущенного срока может быть обжаловано.

Заявление о выдаче исполнительного листа рассматривается судьей арбитражного суда единолично в течение 1 месяца со дня поступления в суд. Рассмотрение заявления происходит в порядке, установленном АПК РФ с уведомлением о месте и времени его рассмотрения сторон. Однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления.

По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение.

Определение арбитражного суда о выдаче исполнительного листа подлежит немедленному исполнению. Определение арбитражного суда по вопросам выдачи исполнительного листа может быть обжало­вано в порядке, установленном арбитражным процессуальным зако­нодательством.

ФЗ о третейских судах установил (ст. 46), что при рассмотрении за­явления о выдаче исполнительного листа арбитражный суд не вправе исследовать обстоятельства, установленные третейским судом, либо пересматривать решение третейского суда по существу.

Суд, рассмот­рев заявление, отказывает в выдаче исполнительного листа, если:

1. сторона, против которой было вынесено решение третейского суда, представит в арбитражный суд доказательства того, что тре­тейское соглашение является недействительным, в том числе по основаниям, предусмотренным ст. 7 (форма и содержание третей­ского соглашения) ФЗ о третейских судах;

2. решение третейского суда принято по спору, не предусмотренно­му третейским соглашением или не подпадающему под его усло­вия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления третей­ского суда по вопросам, охватывающимся третейским соглашени­ем, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, то в выдаче исполнительного листа на принуди­тельное исполнение той части решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, охватывающимся третей­ским соглашением, не может быть отказано;

3. состав третейского суда или третейское разбирательство не соот­ветствовали требованиям ст. 8 (требования, предъявляемые к третейскому судье), ст. 10 (формирование состава третейского суда), ст. 11 (основания для отвода третейского судьи), ст. 19 (оп­ределение правил третейского разбирательства) ФЗ о Третейских судах;

4. сторона, против которой было вынесено реше­ние третейского суда, не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения.

5. арбитражный суд установил, что:

· спор не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом;

· решение третейского суда нарушает основополагающие прин­ципы российского права.

Как уже указывалось, в соответствии со ст. 43 ФЗ о третейских су­дах в случае отмены решения третейского суда любая из сторон вправе в соответствии с третейским соглашением обратиться в третейский суд.

За исключением споров, по которым третейское соглашение:

1. при­знано недействительным,

2. решение принято по спору, не преду­смотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия,

3. либо содержащим постановления по вопросам, не охватывае­мым третейским соглашением.

Согласно ст. 46 (п. 3) ФЗ при отказе в выдаче исполнительного листа по аналогичным основаниям стороны вправе в соответствии с третей­ским соглашением обратиться в третейский суд либо в арбитражный суд.

Кроме того, при невозможности рассмотрения спора в том же тре­тейском суде исковое требование после отмены решения третейско­го суда (ст. 43) либо после отказа в выдаче исполнительного листа (ст. 46) может быть предъявлено в арбитражный суд в соответствии с установленной АПК РФ подсудностью.

Вступившее в силу решение третейского суда, которое стороной не выполнено добровольно, или на основании которого выдан исполни­тельный лист на принудительное исполнение, влечет для арбитражно­го процесса определенные правовые последствия. Так, в соответствии со ст. 150 (п. 3) арбитражный суд прекращает производство по делу, если имеется принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете, по тем же основаниям решение третейского суда.







Сейчас читают про: