double arrow

Тема 8. Производство по делам с участием иностранных лиц


С учетом интенсивного участия отечественных организаций в международном коммерческом обороте и вовлечения зарубежных субъектов во внутрироссийскую хозяйственную деятельность все более значимым становится оптимальное регулирование порядки разрешения споров с участием иностранных лиц. С учетом этого действующий АПК РФ содержит более детальную регламентации производства по делам с участием иностранных лиц (раздел V АПК РФ). Следует внимательно изучить специфику правово­го регулирования и этих вопросов, в том числе объем процессуальных прав и обязанности иностранных лиц.

В АПК РФ предусмотрено, что дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам с особенностями, предусмотренными гл. 33 АПК РФ, если между­народным договором не установлено иное.

Особое внимание необходимо уделить компетенции арбитражных судов по рассмотрению дел с элементами иностранного участия.

Международная подсудность (применительно к Российской Федерации) — это компетенция российских арбитражных судов с учетом родовой и территориальной относимости дел.

Международную подсудность не следует смешивать с нацио­нальной подсудностью, но их не следует и противопоставлять, по­скольку они позволяют разграничить компетенцию национальных судов одного звена судебной системы. Классификация междуна­родной подсудности тождественна классификации национальной подсудности, поскольку эти понятия представляют собой одинако­вые по содержанию правовые явления.




В международном праве нет специальных актов, разграничива­ющих подведомственность судебных органов различных стран. Ком­петенция национальных арбитражных судов устанавливается АПК РФ. Общее правило заключается в том, что арбитражные суды разре­шают споры с участием иностранных лиц, если ответчик (организа­ция) находится, а гражданин имеет место жительства на территории Российской Федерации. Следует изучить более конкретные правила определения компетенции арбитражных судов, изложенные в ст. 247 АПК РФ, а также международных правовых актах.

Следует обратить внимание также на правила исключительной компетенции (ст. 248 АПК РФ). Исключительная компетенция мо­жет быть изменена только международными договорами. Если суд другого государства рассмотрел дело, отнесенное к исключитель­ной компетенции, то арбитражный суд отказывает в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда. По соглашению сторон может быть определена международная подсудность эй условии, что она не изменяет исключительную компетенцию. Такая договоренность оформляется пророгационными (отнесение возможных споров к подсудности определенного арбитражного су­да) и дерогационными (исключение подсудности дела определенно­му арбитражному суду) соглашениями. Необходимо обратить вни­мание на форму таких соглашений и требования, предъявляемые к их содержанию.



Процессуальные последствия рассмотрения иностранным судом тождественного дела устанавливаются международными соглаше­ниями. Например, Минской конвенцией (Конвенция о правовой по­мощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уго­ловным делам от 22.01.1993 г.) предусмотрено, что в случае возбуждения производства по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям в судах двух договари­вающихся сторон суд, возбудивший дело позднее, прекращает про­изводство. Регламентирование данного вопроса содержится в ст. 252 АПК РФ.

Правовой статус иностранных лиц определяется на основании до­казательств, подтверждающих их юридический статус и право на осу­ществление предпринимательской и иной экономической деятельно­сти. Согласно Закону «Об иностранных инвестициях» документом, подтверждающим личность иностранного лица, является выписка из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соот­ветствии с законодательством страны его местонахождения, граждан­ства или постоянного места жительства (с заверенным переводом на русский язык). Требования к подобным документам зависят от того, необходимы ли для них легализация или апостиль.



Легализация — установление и засвидетельствование консулом подлинности подписей на документах, а равно соответствия их за­конам пребывания консула.

Апостиль — упрощенная форма легализации, представляющая/ собой специальный штамп, удостоверяющий подлинность подписи, должность, в которой выступало лицо, подписавшее документ подлинность печати или штампа, которым скреплен документ.

На иностранных лиц в полной мере распространяются положения об арбитражной процессуальной правосубьектности, установленные для российских лиц. Следует иметь в виду, что такой подход (равенство) основан на принципах взаимности. В необходимых случаях могут быть применены реторсии как ответные меры, по ограничению процессуальных прав иностранных лиц на ограниче­ния процессуальных прав российских граждан и организаций. Необходимость введения таких мер определяется Правительством Российской Федерации, а не арбитражным судом.

Иностранным лицам могут быть предоставлены процессуальные льготы, если это предусмотрено международными соглашениями. Льготы подразумевают применение более удобного правового ре­жима в арбитражном процессе по сравнению с общим процессуаль­ным регламентом. Необходимо изучить случаи и порядок пре­доставления таких льгот, а также их виды. Особое внимание следует в этой связи уделить судебным расходам.

Иностранные лица могут участвовать в процессе не только в ка­честве истцов и ответчиков, но и в качестве третьих лиц.

В ряде случаев участником процесса в том или ином качестве мо­жет быть иностранное государство. Согласно ст. 251 АПК РФ ино­странное государство, выступающее в качестве носителя власти, обла­дает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде в Российской Федерации, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на иму­щество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Судеб­ный иммунитет государства основан на принципе суверенитета госу­дарства и равенстве государств в международных отношениях.

Судебный иммунитет государства — изъятие из компетенции судов одного государства рассмотрения споров с участием другого государства как международного суверена.

Судебным иммунитетом в силу международных договоров Рос­сийской Федерации и федерального законодательства могут обладать и международные организации. Однако этот иммунитет имеет другие основания по сравнению с иммунитетом государства.

Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном законом иностранного государства и пра­вилами международной организации.

В доктрине различаются два вида судебного иммунитета государства: абсолютный (полный иммунитет, в том числе и в сфере гражданско-пра­вовых отношений) и ограниченный или функциональный (иммуните­том охватываются действия государства только как политического суве­рена то есть участие в экономическом обороте исключается из иммунитета). В настоящее время законодателем развивается идея огра­ниченного иммунитета. При изучении данного вопроса следует обратить внимание также на правила применения судебного иммунитета.

Необходимо уяснить вопросы, связанные с особенностями рас­смотрения дел с участием иностранных лиц. Разбирательство дел ве­дется в соответствии с национальным процессуальным законодатель­ством. Однако если международным договором установлены иные правила судопроизводства, то применяются правила международного договора. Извещение иностранных лиц, проживающих (находящихся) вне пределов Российской Федерации, осуществляется посредством на­правления поручения в соответствующие органы. Срок рассмотрения дела при этом продлевается на период, предусмотренный международ­ным договором. Судебные поручения могут касаться не только изве­щения, но и совершения отдельных процессуальных действий.

При рассмотрении вопроса о признании и приведении в испол­нение иностранных судебных решений следует иметь в виду, что такое признание и исполнение невозможно при наличии условий, содержащихся в ст. 244 АПК РФ. Режим признания и приведения в исполнение иностранного судебного решения зависит от наличия соответствующих международных договоров. Например, Соглаше­нием Российской Федерации и Республики Беларусь предусмот­рен национальный режим исполнения судебных актов, то есть ре­шение суда Республики Беларусь исполняется, как и решение, принятое российским судом, без каких-либо оговорок. Необходи­мо изучить и другие режимы, а также порядок рассмотрения дел о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений.







Сейчас читают про: