Клиентцентрированное направление

Относится к концепции гуманистического направления и разработана К. Роджерсом.

В этой терапии необходимо активное участие клиента, движущегося в определенном направлении.

Суть метода заключается в том, что консультант входит с клиентом в глубоко личный контакт. Консультация больше опирается на чувства, чем на интеллект и касается в основном непосредственной жизненной ситуации.

Характеристика терапевтического процесса.

В процессе консультации происходит движение от симптомов к «Я». Сначала клиент изучает свою проблему (симптомы проблемы), а потом переключается на себя, на свои чувства и переживания, концентрируется на том, как он воспринимает ситуацию и как ее оценивает. Причину своего поведения, своей реакции, переживаний клиент ищет в себе.

Принципы:

1. Конгруэнтность. Консультант должен быть самим собой. Консультант конгруэнтен полностью только тогда, когда он полностью и точно осознает свои переживания в каждый момент взаимоотношений.

2. Безусловное положительное отношение. «Теплое» отношение консультанта к клиенту, приязнь, которая не требует благодарности. Включается принятие и доброжелательность к клиенту, как к независимой личности, позволяя ему иметь собственные чувства и переживания, и находить в них собственный смысл

3. Эмпатийное понимание. Ощущать внутренний мир клиента как будто свой собственный, но никогда не терять качество «КАК БУДТО». \

Клиент должен ощущать конгруэнтность, принятие и эмпатию консультанта. Консультант также должен передавать свои чувства, эмоции и переживания.

Приемы:

1. Вербализация. Перефразирование консультантом слова клиента без интерпретации.

2. Умелое использование молчания.

3. Отражение эмоции. Повторение тех слов клиента, в которых выражаются эмоции.

С клиентом происходят такие изменения, как: клиент воспринимает себя более адекватной личностью; он позволяет большему количеству переживаний проникать в сознание, следовательно, приходит к более реалистичному самооцениванию самого себя; клиент склонен находить обоснования соответственным нормам и ценностям в самом себе.

В процессе консультации происходит следующее:

1.Клиент все более свободен в выражении своих чувств, которые осуществляются по вербальным и моторным каналам.

2. Его выраженные чувства имеют все большее отношение к «Я» и все реже остаются безликими.

3. Его выраженные чувства все больше относятся к несоответствию между кем-то из переживаний и его концепцией «Я».

4. Клиент начинает осознавать угрозу такого несоответствия.

5. Консультант принимает все это, отражает и клиент осознает переживания чувств, в отношении которых в прошлом отмечались отказы или искажения.

6. Концепция «Я» реорганизуется, т.о., чтобы ассимилировать и включить эти ранее искажаемые и подавляемые переживания.

7. По мере реорганизации концепции «Я» она включает такие переживания, которые ранее были слишком угрожающими, чтобы осознаваться, т.е. снимаются механизмы защиты.

8. Клиент развивает способность переживать безусловно положительные отношения со стороны консультанта без какого-то бы ни было чувства угрозы.

9. Клиент все отчетливее чувствует безусловную положительную самооценку.

10. Источником представлений о себе все в большей степени является его собственные ощущения.

11. Клиент реже реагирует на опыт исходя из оценок, даваемых значимым окружением, чаще как удовлетворительные оцениваются те стимулы и поведенческие акты, которые сохраняют и осложняют организм и «Я».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: