Консультант по организационному развитию представил Диру предварительный отчет, заранее попросив его ответить письменно на ряд вопросов. Ответы членов команды на те же вопросы он пока придержал, имея в виду, что членами команды при ответах директор был включен в ее состав.
Вопросы | Ответы П. Дира | Ответы членов команды | ||
Да | Нет | Не знаю | ||
Считаете ли Вы, что команда руководителей состоялась? | Да | |||
Учитывает ли директор объем работы и сроки исполнения каждого задания? | Возможно не всегда, но без напряженной работы не обеспечишь движения вперед | |||
Обсуждаете ли Вы вместе стратегические вопросы развития Центра? Знаете ли Вы главный мотивирующий фактор каждого из своих личности заместителей? | Да, на каждой планерке Не уверен, но все они -личности | |||
Испытываете ли Вы внутреннюю готовность к сознательному изменению стиля отношений с членами команды? | Не уверен | |||
Способна ли по Вашему мнению команда к открытой дискуссии без излишней щепетильности и нервозности | Да | |||
Соблюдает ли команда высокую дисциплинированность и солидарность при выполнении согласованных решений? | Нет | |||
Способна ли команда обсуждать и понимать как текущие, так и перспективные вопросы? | Да | |||
Способна ли команда делать и принимать замечания, соблюдая объективность и не переходя «на личности»? | В общем да |
Директору УКЦ
|
|
Диру П.П.
Уважаемый Петр Петрович!
Свою задачу консультанта я вижу прежде всего в том, чтобы попытаться помочь Вам взглянуть на ситуацию «со стороны», используя арсенал некоторых теоретических представлений. Только после Вашей осознанной оценки ситуации и определения причин последних неудач можно будет приступить ко второму этапу работы — совместному планированию изменений.
Эффективность работы команды оценивается по степени реализации ее целей и удовлетворенности ее членов.
Любая команда и особенно команда руководителей отличается от группы совместно работающих людей рядом признаков, перечисленных в нижеследующей таблице. Жирным шрифтом выделены доминирующие признаки вашей команды, а курсивом — подавленные.
Нормативные признаки | Характеристика Вашей команды |
Количественный состав более 2 | Семь членов, включая Вас |
Участие членов команды в меру своей компетентности в совместном достижении поставленных целей | Люди объединены достаточно четко сформулированной целью - исполнения миссии организации - заслужить доверие администрации в качестве ключевой части социальной инфраструктуры региона и обеспечивать пятилетнее стратегическое конкурентное преимущество. Компетенция каждого исполнителя для решения поставленных задач достаточна Осознанный вклад каждого в достижение общей цели недостаточен — отельные члены команды стремятся удовлетворить прежде всего личные амбиции. |
Команда должна иметь свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качествами ее членов | Командные роли «захвачены» стихийно и не сбалансированы. Коммуникации на уровне человеческих отношений неустойчивы. |
Команда должна периодически оценивать свою эффективность | Настоящий отчет — первая серьезная попытка оценить эффективность команды. |
Примечание: правая часть таблицы заполнена на основе самооценки работы команды по опроснику Вудкока.
|
|
Обращаю Ваше внимание, что основные функциональные задачи команды относятся к сфере управления человеческими ресурсами. Если цели команды реализуются более или менее успешно, то низкая удовлетворенность членов команды совместной работой является одним из главных нежелательных выходов.
О компетентности часто судят по знаниям, полученным в результате образования и по опыту работы. Но есть и другие подходы. Инициативная хартия менеджмента Великобритании и классические работы Бояциса определяют компетентность как способность выполнять конкретную работу в соответствии с предписанными стандартами качества и поведения. В этом случае для менеджеров важны как функциональные, так и личностно-ролевые характеристики.
Анализ состава команды. Сложившаяся практика порученных обязанностей, должностные области ответственности и их соответствие факторам компетентности, функциональным навыкам и личностным качествам приведены в табл. Более темным цветом отмечены области ответственности, слабо затемненным - порученные обязанности.
Главным продуктом деятельности Вашей команды являются стратегические решения, процесс принятия которых во многом обусловлен взаимоотношениями и силой влияния членов команды друг на друга. Преобразование решений в оперативную реальность происходит вне границ данной системы. На основе личных наблюдений за вашей работой, интервью с членами команды и сотрудниками мною составлена схема влияния.
В овалах представлены члены Вашей команды, причем Вы как формальный лидер вынесены за пределы системы. Величина овалов внутри системы соответствует авторитету членов команды в среде сотрудников. Сила влияния ПД на членов команды не показана, так как реализуется она главным образом через Л. В системе достаточно четко выделяется подсистема Л, Д и Я, связанная процессом реализации образовательной деятельности и взаимным сбалансированным влиянием. С и В связаны с этой подсистемой в основном через Л, кроме того, Я и В имеют отрицательные связи.
По моим наблюдениям в команде присутствуют явные и скрытые внутригрупповые конфликты и конфликт между Вами и командой в целом.
Позволю себе заметить, что организации без конфликтов редко бывают динамичными. Некоторые менеджеры принимают конфликты как неизбежную и потенциально положительную величину в организациях и допускают разумный риск поощрения конфликтов.
Ваша позитивная стратегия диверсификации последних лет привела к естественному росту управленческих проблем. Предлагаю Вам определить источники конфликтов и обсудить соответствие Вашего стиля управления сложившимся структуре и культуре организации.
Консультант компании
«Независимые эксперты» Имярек
15.05.96
Таблица
Проблемы | Лустенко | Дива | Янов | Волин | Туркин | Светлый |
1. Управление проектами и внешними связями | 0 | |||||
2. Управление организацией | О | О | 0 | |||
3. Управление образовательной деятельностью | о | О | о | |||
4. Развитие персонала | о | |||||
5. Управление производством | о | |||||
6. Коммерческая деятельность и формирование прибыли | о | |||||
7. Управление информацией | о | |||||
8. Анализ информации и организация исследований | о | о | ||||
Личностные качества по Гольцену | Человек с репутацией, человек-кремень, делавший так, чтобы это случилось | Человек с репутацией, делавший это раньше | Человек с репутацией, умеющий конкретизировать, делавший это раньше | Человек с репутацией, человек-кремень, делавший это раньше | Делавший это раньше | Делавший это раньше |
Командные роли по Белбину | Формирователь Исполнитель Завершающий работу | Человек команды | Человек команды Генератор идей Исследователь ресурсов | Контролер-оценщик Формирователь | Исполнитель | Человек команды |
(3 - наличие знаний, О - наличие опыта)
|
|
Примечание: Личностные качества определены по отзывам сотрудников, командные роли - по результатам тестирования по опроснику Белбина