Виды воображения

В общей и специальной психологии различают пассивное и активное воображение. В свою очередь, пассивное воображение подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, а активное воображение — на творческое и воссоздающее. Все дети наделены в разной степени вышеуказанными видами воображения, включая и детей с глубокими нарушениями зрения.

Пассивная форма воображения выступает тогда, когда при воображении подменяют деятельность фантастическими представлениями, далекими от реальной жизни, своей деятельности, анализа своих ошибок и т. д. Подобная форма пассивного воображения встречается как у взрослых, так и у детей.

Почти всем людям, включая детей, присуще преднамеренное воображение, выражающееся в образах фантазии, но не связанное с волевым действием. Эти образы имеют связь с потребностями и интересами и чаще могут быть радостными, заманчивыми и приятными. Они получили название «грезы».

Творческое воображение присуще людям всех возрастов. Оно формируется с самого раннего детства в форме новых образов, которые направлены на продуктивную деятельность («вот вырасту, буду тем или тем», «сделаю то-то» и т. д.). Данный вид воображения чрезвычайно важен и его необходимо развивать у всех детей, как форму любого творчества и целеустремленности,


направленную на поиск путей удовлетворения творческих потребностей.

Воссоздающее воображение — это воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих преднамеренному описанию. Воссоздающее воображение возникает у детей при чтении географических карт, книг, рассказов, просмотре диафильмов, кино и т. д. Привычка детей сопереживать образам природы, книг, кино помогает им в жизни приблизить к своей действительности образы воображения. Как показывают исследования, воображение развивается в процессе обучения и формируется поэтапно. Это согласуется с известными в педагогической психологии положениями о поэтапном формировании умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). В развитии воображения важную роль играет повышение активности детей, совершенствование наглядно-образного и словесно-логического мышления. У детей с полным или частичным выпадением зрительной функции несколько ограничиваются возможности комбинирования и реконструкции образов воображения. Однако эта ограниченность воображения у детей преодолевается за счет компенсаторных функций и развития воссоздающего воображения в результате процессов обучения (А. Г. Литвак, Н. Г. Морозова).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: