double arrow

Основы местного самоупр-я: понятие, общая характеристика.

Основы МС - объективно сложившиеся в обществе финансовые, экономич., правовые и другие возможности и условия, совок-ть которых образует основу МС.

Структурные элементы, которые в своей совокупности составляют понятие основ МС: Конституционно-правовые основы. Под ними понимаются федеральные, региональные, муницип. нормативные акты, в которых содержатся муниципально-правовые нормы. Основной здесь явл-ся КРФ, именно в ней закреплены основные, базисные начала МС и определено его место и роль в государственно-правовой системе российского общества. МС – форма народовластия, КРФ признает и гарантирует МС, обособляет его от госуд. власти, говорит о самостоятельности МС в пределах своих полномочий. Эти конституционные положения находят свое развитие и конкретизацию в российском законодательстве: Федеральное – включает в себя КРФ, ФКЗ, ФЗ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты федеральных исполнительных органов, решения конституционного Суда РФ. Базовым явл-ся ФЗ «Об общих принципах организации МС в РФ» № 131, который определяет основные положения в деятельности МС. Многие вопросы МС регулируются в отраслевом законодательстве (адм., финансовое право и пр.) Законодательство СРФ соответствует федеральному и включает в себя К (уставы)СРФ, где устанавливаются основы МС. Почти во всех СРФ приняты законы о МС (регулируют проведение местных выборов, референдумов и пр.) К местному законодательству относятся прежде всего уставы МО, в которых определяются конкретные положения, согласно которым действует МС. 1. Территориальные основы МС. МС осущ-ется на всей территории РФ, Выделяют 3 вида территорий МО: 1. поселения, на которых непосредственно проживает население (городские и сельские), 2. объединенные территории, которыми явл-ся районы и сельские округ,3. внутригородские МО. Установление и изменение границ МО, осущ-ется по инициативе населения, ОМС и ОГВ СРФ, при этом должны учитываться исторические и иные местные традиции местного населения. Территориальные основы МС в каждом СРФ устанавливаются в их Конституциях и уставах, законах. 2. Финансово-экономич. основа МС. (ФЗ №131) составляет: муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в госуд. собственности и переданное в управление МС, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения МО. Состав муниципальной собственности определен ФЗ № 131, в КРФ сказано, что муниципальная собственность равна другим видам собственности. Финансовую основу МС составляют местные финансы, т.е. совок-ть денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Они включают в себя: средства местного бюджета, госуд. и муницип. ценные бумаги, принадлежащие ОМС, другие финансовые средства (дотации, субсидии, субвенции и пр.).

Гарантии МС это те условия, которые позволяют обеспечить права МС, его нормальное построение и эффективное функционирование. Под гарантиями принято понимать общие и специальные гарантии. К общим гарантиям (не всегда закреплены юридически) относится достигнутый уровень развития страны, т.е. те экономич., политические, социальные, духовные отношения, которые сложились в обществе. К экономическим относится существующая экономическая система российского общества, которая характеризуется следующими принципами: единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, признание и равная защита различных форм собственности и др. Сюда же относится закрепление на федеральном уровне экономической и финансовой основ МС. Политические гарантии связаны с демократической, правовой, социальной сущностью РФ, с демократическим политическим режимом, с самостоятельностью и обособленностью ОМС. К духовным гарантиям можно отнести существующую в стране систему культурных и идеологических ценностей, уровень общественного сознания. Под специальными гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие нормальное строительство и функционирование МС. Они установлены в нормативно-правовых актах всех уровней власти. ФЗ № 131 называет следующие: 1. Запрет на ограничение прав местного самоупр-я, 2. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц МС, 3. Рассмотрение обращений органов и должностных лиц МС (рассматривают ОГВ, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, в которые направлены), 4. Судебная защита МС, 5. Право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых ОГВ, 6. дополнительные гарантии депутатам, членам выборного ОМС, 7. обеспечение госуд. гарантий МС. Среди гарантий МС выделяются правовые гарантии в узком смысле, т.е. возможность юридической защиты МС. В этой группе гарантий главное место отведено судебной защите МС. В судебном порядке могут быть обжалованы индивидуальные и нормативно-правовые акты. Обратиться в суд могут граждане, проживающие на территории МО, ОМС, должностные лица МС. Обращение может быть осуществлено в суд общей юрисдикции, в арбитражный суд. Порядок принятия искового заявления, его рассмотрения и вынесения решения регулируется нормами ГПК.

19. Местное самоуправление – самостоятельный институт гражд. общества: сущность, задачи, функции, конституционно-правовые основы взаимодействия с госуд. властью.

Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,

Конституция РФ, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Она признаёт и гарантирует местное самоуправление (ст.3, 12, 130-133 и др.).

В соответствии со ст.12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Таким образом, закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществления управления страной, предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны, прежде всего, перед своим населением.

Право граждан на осуществление местного самоупр-я, пределами осуществления явл-ся муницип. Образования (ст.131). Формами могут быть:

- прямое волеизъявление (Обязательного характера)- это местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы),

- общественный контроль органов и должностных лиц местного самоупр-я;

- самостоятельность населения по решению вопросов местного значения(ст.132); одна из форм народовластия, через которую воплощается власть народа (существуют непосредственные (— местный референдум;— муниципальные выборы;— собрания (сходы)граждан;— народная правотворческая инициатива;— обращения граждан в органы местного самоуправления)и представительные формы местного самоупр-я (относятся органы местного самоуправления, через которые осуществляется местная власть. Органы местного самоуправления — это выборные органы и другие органы, образуемые в соответствии б законами и уставами муниципальных образований. Наличие выборных органов является обязательным.).

Принципами МС в РФ явл-ся:

-самостоятельность в решении вопросов местного населения, В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Оно призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

-организационное обособление МС от госуд. упр-я, Конституция РФ устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации.

-многообразие форм местного самоупр-я, В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. При этом населению предоставлена возможность самостоятельно выбирать любые формы и сочетания форм представительной и непосредственной демократии, определять организационно-прсзовые формы осуществления местного самоуправления. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает достаточно широкий выбор организационных форм осуществления местного самоуправления. Формами прямого волеизъявления граждан названы: местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход).

-ответственность перед населением,

-гарантии местного самоупр-я и пр. Государство (Российская Федерация), признав местное самоуправление как одну из форм осуществление власти народа на местах, обязано обеспечить гарантированность прав местного самоуправления.

Задачи:

-укрепление конституционных основ,

-реализация прав граждан на МС, создание условий для реализации интересов и потребностей граждан,

-проведение необходимых мер по социальной защите населения (так можно достичь адресности защиты).

Функции МС:

-обеспечение участия граждан в решении вопросов местного значения (так как только само население МО может решать проблемы МО в своих интересах),

-управление муниципальной собственностью как экономической основой МС,

-охрана общественного порядка и защита прав и интересов населения,

-комплексное развитие территорий МО (как перспектива развития МС).

Правовое выражение функций МС проявл-ся в предметах их ведения, которые включают в себя вопросы местного значения, отдельные госуд. полномочия, которыми наделены ОМС. Мо имеют право на создание союзов и ассоциаций. В РФ действуют общероссийские (Союз российских городов), межрегиональные (Ассоциация сибирских и дальневосточных городов) и специализированные ассоциации и союзы (Союз развития наукоградов РФ). Так же они действуют на уровне СРФ (Ассоциация вятских городов Кировской области).

Вопрос о соотношении и взаимодействии МС и ГВ – один из наиболее кардинальных в теории и практике муниципального строительства. Самостоятельность МС установлена КРФ, и, устанавливая негосуд. характер, КРФ и ФЗ закрепляют основные параметры госуд. политики в области МС: признание и гарантированность государством МС, закрепление его самостоятельности и гарантированность; установление запрета на ограничение прав местного самоупр-я; недопущение осуществления МС, образование ОМС, назначение должностных лиц ОМС ОГВ; госуд. поддержка МС (создание необходимых правовых, организационных, финансовых условий для осуществления МС); Установление госуд. гарантий МС; Законодательное разграничение полномочий ОМС и ОГВ (полномочия ОМС – решение вопросов местного значения); Закрепление в ФЗ госуд. требований к Уставу МО. Эти принципы дают возможность решения основной задачи взаимодействия МС и ГВ – организация эффективного взаимодействия между ГВ и МС.

Взаимодействие – это согласованная деятельность организационно неподчиненных органов и подразделений для решения своих задач и достижения целей.

Формами взаимодействия органов государственной власти и органов МСУ являются:

• принятие органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов по вопросам МСУ;

• наделение органов МСУ дополнительными полномочиями по решению вопросов местного значения;

• взаимное делегирование полномочий органами государственной власти и органами МСУ;

• заключение соглашений и договоров между государственными органами и органами МСУ;

• создание координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и постоянно действующих.

Споры и конфликты между органами государственной власти и органами МСУ, должностными лицами органов государственной власти и должностными лицами органов МСУ разрешаются посредством согласительных процедур, паритетных комиссий или же в судебном порядке.

Органы государственной власти РФ оказывают поддержку становлению и развитию МСУ.

Самостоятельность местного самоуправления имеет следующие ограничения.

1. МСУ должно «вписываться» в общую систему общественного порядка, государственного управления и общественного самоуправления в РФ и ее субъектах.

2. Ограничитель объективного характера – ограниченность его полномочий вопросами местного значения, локальной территории. МСУ имеет особую природу, отличающую его и от государственного управления, действующего в интересах всего общества, всех территорий, и от действий конкретных физических и юридических лиц. Местное сообщество имеет статус локальной (местной) публичной корпорации (коммунальной корпорации). В этом особенность муниципального права по сравнению с конституционным и гражданским правом. В этом свои плюсы и свои минусы, но право выбора – за населением МО.

3. Местное самоуправление действует в рамках таких объективных ограничителей, как дефицит финансовых ресурсов, корпоративный характер интересов части или всего местного сообщества, а также субъективных факторов, таких, как уровень развития местного правотворчества и правосознания, правовой культуры и активности населения МО.

Одними из важнейших факторов, которые ограничивают самостоятельность местного самоуправления, являются контроль со стороны государства, закрепленный законодательством, правовое регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов, осуществление прокурорского надзора, регистрация уставов муниципальных образований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: