Предметы ведения и полномочия местного самоупр-я: понятие, законодательное закрепление, общая характеристика

Предметы ведения МС - Понимаются вопросы местного значения, которыми должно заниматься местное самоуправление.Эти вопросы непосредственно обеспечивают жизнедеятельность населения муниципального образования.Перечень предметов ведения может быть увеличен законом субъекта РФ, или муниципальное образование в своем уставе предусматривает иные вопросы, если они не отнесены к ведению органов государственной власти.

ФЗ 154 ст.6:

1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

2. К вопросам местного значения относятся:

1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

4) комплексное социально - экономическое развитие муниципального образования;

5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

10) создание условий для жилищного и социально - культурного строительства;

11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго -, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

19) организация и содержание муниципальных архивов;

20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

24) организация и содержание муниципальной информационной службы;

25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Полномочия МС – совок-ть их прав и обязанностей, закрепленных нормами МП и необходимых для непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения МО и решения вопросов местного значения, а так же осуществления отдельных госуд. полномочий.

Анализ законодательства РФ позволяет выделить следующие сферы деятельности ОМС: полномочия ОМС по вопросам муниципальной собственности, в финансовой, бюджетной и налоговой сферах; в области использования и охраны земли, недр и других природных ресурсов; в области строительства, транспорта, связи; в области ЖКХ, бытового и торгового обслуживания; в социально-культурной области; в области охраны общественного порядка; наделение ОМС отдельными государственными полномочиями.

В этих сферах правовое регулирование осущ-ется Кодексами РФ: Градостроительный, Бюджетный, Гражданский и др., ФЗ «Об общих принципах МС в РФ», «О приватизации жилищного фонда в РФ», другими федеральными нормативными актами, нормативными актами СРФ, уставами и нормативными актами МО.

Одной из важных задач МС явл-ся обеспечение комплексного социально-экономического развития МО, увеличение его экономического потенциала. Экономическая основа МС – муниципальная собственность, которая признается равной по отношению к госуд. и частной. В состав муниципальной собственности входят: средства местного бюджета, муницип. внебюджетные фонды, имущество ОМС, муницип. земли, другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальный жилищный фонд, муницип. учреждения образования, культуры, здравоохранения и другое движимое и недвижимое имущество. ОМС самостоятельно управляют муницип. собственностью, в рамках своей компетенции могут приобретать имущественные и личные неимущественные права. ОМС могут создавать муницип. предприятия, определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности и т.д. Представительные ОМС самостоятельно вводят местные налоги и сборы, устанавливают льготы по ним и пр. Основным источником финансовых ресурсов явл-ся местный бюджет. ОМС самостоятельно решают вопросы его формирования, утверждения и исполнения. ОМС принимают нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные отношения. Так же представительные ОМС осуществляют финансовый контроль. В области использования и охраны земли, недр и других природных ресурсов наделены значительными правами. Мо явл-ся собственниками муниципальных земель, а значит, Законом на них возложена обязанность по охране земли, природных ресурсов, окружающей среды; МС взимает плату за землю, осущ-ет земельно-хозяйственное устройство на территории МО, охраняет земли с/х значения, занимается мелиорацией земель, принимает участие в разрешении вопросов недропользования.

ОМС могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны природы и экологии.В области строительства, транспорта, связи ОМС наделены полномочиями в области градостроительства, осуществляют планировку и регулируют застройку, ведут госуд. градостроительный кадастр. В области муниципального дорожного строительства и содержания дорог ОМС организуют за счет собственных средств и на долевых началах ремонт и строительство дорог. Ведется работа по озеленению и благоустройству, организуется транспортное обслуживание населения, население обеспечивается почтовыми услугами. В области ЖКХ, бытового и торгового обслуживания компетенция ОМС явл-ся многогранной: в жилищной сфере ОМС обеспечивают в рамках своих полномочий социальные гарантии жилищных прав населения МО, устанавливают порядок передачи и продажи жилья, порядок использования нежилых помещений и пр. ОМС организуют эксплуатацию объектов ЖХ, жилищного фонда и контролируют ее. В целях обеспечения населения услугами общественного питания, бытового обслуживания и торговли ОМС устанавливают местные цены и тарифы на товары и услуги, оказываемые муниципальными предприятиями, устанавливают правила и режим торговли и обслуживания населения, обеспечивают контроль за этой деят-тью. В социально-культурной области реализуют задачи, вытекающие из ст. 7 КРФ, согласно которой РФ – социальное государство. Эта сфера деятельности охватывает вопросы образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и защиты населения. ОМС организовывают, содержат и развивают муницип. учреждения образования. В области здравоохранения к ведению ОМС относятся организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, контроль за их деят-тью, санитарно-гигиеническое просвещение население, обеспечение санитарно-эпидемического благополучия. Так же ОМС создают условия для деятельности учреждений культуры, обеспечивают социальную поддержку различным категориям граждан и содействуют занятости населения. В области охраны общественного порядка и общественной безопасности ОМС тесно взаимодействуют с милицией, подразделениями министерства ЧС и пр. ОМС обеспечивают эти подразделения служебными помещениями, обеспечивают их техническую эксплуатацию, укрепляют МТ базу из своих средств. ОМС, на территории МО которых имеются учреждения. исполнения наказания так же оказывают содействие в их деятельности. На приграничных территориях создают условия для участия граждан на добровольных началах в охране госуд. границы. Значительными явл-ся полномочия ОМС в области противопожарной охраны (устанавливают налоги, выполняют федеральные программы, создают, реорганизуют и ликвидируют пожарную охрану), так же ОМС решают вопросы по защите населения и территорий от ЧС. ОМС могут быть наделены отдельными государственными полномочиями (только ФЗ), необходимые финансовые средства ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете. ОМС могут предаваться отдельные госуд. полномочия в области обороны, мобилизации, градостроительства, охраны природы и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: