Территориальные, отраслевые и межотраслевые начала в государственном управлении

Сферы компетенции законодательных (представительных) и ИОГВ в основном совпадают. Это во многом определяется целями упр-я. Предметы ведения и полномочия, реализация которых предполагает включение механизма ИВ, разнообразны -регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина -регулирование и защита национальных меньшинств -установление системы федеральных ОИВ и порядка их организации и деятельности -федеральная госуд. собственность и управление ею и прочие

Основы разграничения компетенции между РФ и субъектами закреплены КРФ, Федеративным договором и иными договора о разграничении предметов ведения и полномочий (отдельные договора уже заключены между РФ и Татарстаном, Башкорстаном и некоторыми другими субъектами РФ).

Принцип равноправия республик вообще не исключает различий в предметах ведения, объеме и характере их конкретных полномочий.

Разграничения базируется на принципе федерализма, в соответствии с которым выделяются: -предметы ведения и полномочия совместного ведения этих ОГВ -предметы ведения и полномочия совместного ведения этих органов и ОГВ субъектов РФ -предметы ведения и полномочия ОГВ субъектов РФ Федеральные ОИВ сосредотачивают в своих руках предметы ведения и полномочия, имеющие общероссийское значение. Это ключевые вопросы госуд., экономического, социального, культурного и национального развития РФ как целостного государства, в том числе регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, управление федеральной собственностью и др. Это отражено в ст. 71 КРФ.

По общему правилу, предметы ведения и полномочия федеральных ОИВ изъяты из сферы компетенции субъектов РФ. Они могут оказывать влияние на их реализацию в случаях и в порядке, установленных КРФ и ФЗ.

К совместному ведению ОИВ РФ и ее субъектов отнесены вопросы, решение которых должно учитывать как общероссийские, так и региональные интересы субъектов РФ. К ним относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, общие вопросы воспитания, образования и распоряжения землей, природными ресурсами и спорта, координация вопросов здравоохранения, социальная защита населения и др. Приоритет в решении вопросов совместного ведения принадлежит все же федеральным ОГВ. Однако компетенция федеральных ОИВ сводится к обеспечению исполнения законов, принимаемых по вопросам совместного ведения. Субъекты РФ могут принимать в соответствии с ФЗ свои законы и иные нормативные акты. Многообразие региональных проблем, зависящих от различных особенностей регионов, предполагает определение конкретных общегосуд. и региональных мер, обеспечивающих рост регионального социально – экономического развития. Принцип регионального упр-я заложен в организационную систему и имеющие отраслевого профиля деятельности и специализирующиеся на выполнении межотраслевых функций. Органы, выполняющие специализированные межотраслевые функции, создаются в форме министерств, госуд. комитетов и ведомств. Они осуществляю полномочия, главным образом, в отношении организационно неподчиненных им органов исполнит. власти, а также предприятий, учреждений и организаций. Субъекты межотраслевого упр-я обладают надведомственными полномочиями именно межотраслевого характера. Они могут касаться вопросов, имеющих значение для нескольких отраслей, либо конкретных отраслей, а также других субъектов межотраслевого упр-я. К объектам межотраслевого упр-я относятся различные министерства, госуд. комитеты, комитеты и ведомства. Министерство экономического развития и торговли РФ явл-ся федеральным органом исполнит. власти, созданным для проведения единой госуд. социально – экономической политики. Входящие в его состав Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом также явл-ся федеральным ОИВ. Оно разрабатывает госуд. программу приватизации, организует и контролирует ее реализацию, распоряжается имуществом, находящимся в федеральной собственности и т.д. Федеральная служба по труду и занятости, входящая в состав Министерства здравоохранения и социального развития РФ, призвана обеспечивать проведение единой госуд. политики в области труда, его оплата и охрана. На нее возложены координации работы ОИВ по вопросам организации, нормирования и оплаты труда, его стимулирования. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии входит в состав Министерства промышленности и энергетики РФ. Оно осущ-ет разноплановую деят-ть. Оно формирует и реализует госуд. политику в области стандартизации, устанавливает правила применения международных стандартов, правил, норм и рекомендаций на территории РФ и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: