Законность и дисциплина — основные условия существования любого демократического государства, его обязательные черты. Они неотделимы друг от друга. Законность возможна только при строгом соблюдении дисциплины всеми физическими и юридическими лицами, а дисциплина, в свою очередь, обусловливается рамками закона.
Система способов обеспечения законности и дисциплины:
Контроль. Сущность и назначение контроля состоит:а) в наблюдении за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;б) в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины на нем;в) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;г) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям;д) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.
Контроль, таким образом, призван обеспечивать строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.
|
|
В зависимости от того, на какой стадии деятельности подконтрольного объекта проводится контроль, различают: предварительный (осуществляется до фактического начала работ на стадии планирования и создания организационных структур), текущий (осуществляется непосредственно в ходе проведения работ) и последующий (осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения). Контроль, осуществляемый за ОИВ со стороны законодательной, исполнит. и судебной власти – внешний контроль, а осуществляемый самими ОИВ своей системы - внутренний.
Проверка исполнения тесно связана с контролем и является составной частью контроля. Она представляет собой такую деятельность, которая позволяет выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта, соответствующего решения (например, вышестоящего органа управления).Проверка исполнения является также необходимым и неотъемлемым элементом повседневной, оперативной управленческой деятельности руководителей различного ранга (уровня), поскольку одной из их обязанностей является наблюдение за своевременным и правильным исполнением возглавляемыми ими или подведомственными им органами, предприятиями, организациями, работниками различных решений, указаний, распоряжений, мероприятий, служебных и трудовых обязанностей
Сущность надзора.Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении официальных госуд. органов за деят-тью неподчиненных им органов (лиц) с целью выявления нарушений З. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую деят-ть поднадзорного не допускается. Два вида надзора: прокурорский и административный.
|
|
административный надзор является наиболее объемным и разнообразным. Ему присущ ряд особенностей, которые отличают его от судебного и прокурорского надзора, а именно:
-субъект административного надзора является субъектом исполнительной власти;
-основной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства (а судебного и прокурорского
-обеспечение законности в стране);
-специализированный характер, то есть он направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, пожарных, ветеринарных, таможенных и др.);
-проводится систематически за конкретным объектом;
-осуществляется, как правило, субъектами исполнительной власти, наделенными надведомственными полномочиями;
-связан с применением административного принуждения. Административный надзор осуществляется с целью охраны
соответствующих общественных отношений как от правонарушений, так и от объективно-противоправных действий и стихийных явлений.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что административный надзор — это вид государственной управленческой деятельности, который осуществляется специальными органами исполнительной власти в отношении организационно неподчиненных предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими требований действующего законодательства с применением мер административного принуждения.
Прокурорский надзор — специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.
Средства прокурорского реагирования - т.е. определенные акты:
Протест - это подготавливаемый прокурором или его заместителем документ, который приносится на противоречащий закону, нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации в суд.
В протесте заключается требование об устранении имеющихся в правовом акте противоречий закону, о приведении акта в соответствие с федеральным законом или его отмене.
Представление прокурора - акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Оно вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, уполномоченному устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона.
В представлении отражаются: -орган, -должностное лицо, которому оно вносится,-источники информации об имевших место нарушениях закона, -характеристика нарушений закона, -анализ их причин и способствовавших им условий,
-требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств, -указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представлений.
Прокурору предоставлено право выносить постановления. Таковыми являются постановления, которые он может выносить в рамках различных отраслей прокурорского надзора, а также принимая участие в уголовно-процессуальной деятельности. Постановлением, к примеру, он может оформить следующие решения: - о признании гражданским истцом и привлечении в качестве гражданского ответчика- о приобщении к уголовному делу вещественного доказательства - о применении меры пресечения.
|
|
Контроль в сфере ИВ, согласно действующему З, осущ-ется: - внешний — со стороны Президента, органов законодательной и судебной властей - внутренний — внутри самой системы ОИВ (органами общей, межотраслевой и отраслевой компетенции). Основные цели контроля — соблюдение ОИВ и их должностными лицами З, экономного расходования средств, поддержание стабильности в государстве, повышение эффективности госуд. регулирования
Осущ-ет: Счетная палата, Совет Федерации, ГД, Президент, Премьер - министр, Контрольное управление Президента, полномочные представители Президента в СРФ. Контроль ОИВ: К числу ОИВ, осуществляющих функции госуд. контроля, относятся Правительство, федеральные министерства и иные федеральные ОИВ. Правительство осущ-ет меры по обеспечению З, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него КРФ и ФЗ и указами Президента. Контрольные функции возложены на все федеральные министерства и иные федеральные ОИВ. Среди них имеются специализированные, основной деят-тью которых явл-ся именно специализированный контроль (Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Госуд. таможенный комитет). Большинство же федеральных министерств и иных федеральных ОИВ осуществляют контроль по отраслям и сферам своей деятельности. Для осущ-я контрольных функций создаются также специализированные инспекции (Госуд. хлебная инспекция при Правительстве) и специальные структурные подразделения внутри федеральных (ГИБДД МВД). Особенностью межотраслевого контроля федеральных ОИВ явл-ся то, что он осущ-ете за определенными сферами (вопросами) деятельности не подчиненных им органов и должностных лиц. Сферы упр-я, на которые распространяется контроль, его пределы и юридические последствия определены конкретными Положениями о соответствующих органах и иными нормативными актами (Иммиграционный контроль). Отраслевой (внутриведомственный) контроль проводится органами одной отрасли или сферы в отношении подчиненных им органов и кадров по всем вопросам исполнит. и распорядительной деятельности. При этом все федеральные ОИВ и их территориальные структуры осуществляют контроль в отношении подчиненных, а руководители конкретных организаций — внутренний контроль за деят-тью своих структурных подразделений и их должностных лиц, т.к. отраслевой контроль - непременная часть управляющих воздействий руководителей на своих подчиненных.
|
|
Судебный контроль в сфере ИВ: Конституционный Суд разрешает дела о соответствии КРф нормативных актов Президента, Пр-ва, ОИВ РФ и СРФ, изданных по вопросам компетенции, разрешает споры о компетенции ОИВ. Толкование Конституции, производимое Конституционным Судом по запросу Президента, явл-ся обязательным для правоприменения всеми органами исполнит. власти. Формы контроля судов общей компетенции за деят-тью ОИВ имеют свои особенности: При рассмотрении уголовных дел, особенно о должностных преступлениях, суд исследует и условия, способствовавшие возникновению дела. Формой же реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа исполнит. власти, которые способствовали тем или иным нарушениям и преступлению должностного лица, может быть частное определение. Суд, может признать акты упр-я незаконными, отменяет или изменяет их. В специфической форме осуществляют свои контрольные полномочия в сфере ИВ арбитражные суды. Арбитражному суду подведомственны следующие споры, возникающие в сфере упр-я: о признании недействительными актов госуд. или иных, органов, в том числе решений органов власти и администрации; о возмещении убытков, причиненных организациям и гражданам-предпринимателям такими актами, а также возникших в связи с ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей и пр. Дела по спорам в сфере упр-я рассматриваются арбитражными судами в упрощенной процедуре, предусмотренной Арбитражным К РФ. Арбитражные суды ведут также работу по предупреждению прав нарушений: направляют руководителям органов ИВ и должностным лицам частные определения, сообщения о выявленных нарушениях и обстоятельствах, им способствующих и требующих принятия определенных мер. Когда это необходимо, направляются сообщения в органы прокуратуры.