Обеспечение законности в адм.м праве

Законность и дисциплина — основные условия существования любого демократического государства, его обязательные черты. Они неотделимы друг от друга. Законность возможна только при строгом соблюдении дисциплины всеми физическими и юридическими лицами, а дисциплина, в свою очередь, обусловливается рамками закона.

Система способов обеспечения законности и дисциплины:

Контроль. Сущность и назначение контроля состоит:а) в наблюдении за функционированием соответствующего под­контрольного объекта;б) в получении объективной и достоверной информации о состо­янии законности и дисциплины на нем;в) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;г) в выявлении причин и условий, способствующих правонару­шениям;д) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, винов­ных в нарушении законности и дисциплины.

Контроль, таким образом, призван обеспечивать строгое и неук­лонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.

В зависимости от того, на какой стадии деятельности под­контрольного объекта проводится контроль, различают: предварительный (осуществляется до фактического начала работ на стадии планирования и создания организационных структур), текущий (осуществляется непосредственно в ходе проведения работ) и последующий (осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения). Контроль, осу­ществляемый за ОИВ со стороны законодательной, исполнит. и судебной власти – внешний контроль, а осуществляемый самими ОИВ своей системы - внутренний.

Проверка исполнения тесно связана с контролем и является сос­тавной частью контроля. Она представляет собой такую деятельность, которая позволяет выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта, соответствую­щего решения (например, вышестоящего органа управления).Проверка исполнения является также необходимым и неотъемле­мым элементом повседневной, оперативной управленческой деятель­ности руководителей различного ранга (уровня), поскольку одной из их обязанностей является наблюдение за своевременным и правильным исполнением возглавляемыми ими или подведомствен­ными им органами, предприятиями, организациями, работниками различных решений, указаний, распоряжений, мероприятий, служеб­ных и трудовых обязанностей

Сущность надзора.Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении официальных госуд. органов за деят-тью неподчиненных им органов (лиц) с целью выявления нарушений З. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую деят-ть поднадзорного не до­пускается. Два вида надзора: прокурорский и админи­стративный.

административный надзор является наиболее объемным и разнообразным. Ему присущ ряд особенностей, которые отличают его от судебного и прокурорского надзора, а именно:
-субъект административного надзора является субъектом исполнительной власти;
-основной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства (а судебного и прокурорского

-обеспечение законности в стране);
-специализированный характер, то есть он направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, пожарных, ветеринарных, таможенных и др.);
-проводится систематически за конкретным объектом;
-осуществляется, как правило, субъектами исполнительной власти, наделенными надведомственными полномочиями;
-связан с применением административного принуждения. Административный надзор осуществляется с целью охраны
соответствующих общественных отношений как от правонарушений, так и от объективно-противоправных действий и стихийных явлений.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что административный надзор — это вид государственной управленческой деятельности, который осуществляется специальными органами исполнительной власти в отношении организационно неподчиненных предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими требований действующего законодательства с применением мер административного принуждения.

Прокурорский надзор — специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.

Средства прокурорского реагирования - т.е. определенные акты:

Протест - это подготавливаемый прокурором или его заместителем документ, который приносится на противоречащий закону, нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации в суд.
В протесте заключается требование об устранении имеющихся в правовом акте противоречий закону, о приведении акта в соответствие с федеральным законом или его отмене.

Представление прокурора - акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Оно вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, уполномоченному устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона.
В представлении отражаются: -орган, -должностное лицо, которому оно вносится,-источники информации об имевших место нарушениях закона, -характеристика нарушений закона, -анализ их причин и способствовавших им условий,
-требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств, -указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представлений.

Прокурору предоставлено право выносить постановления. Таковыми являются постановления, которые он может выносить в рамках различных отраслей прокурорского надзора, а также принимая участие в уголовно-процессуальной деятельности. Постановлением, к примеру, он может оформить следующие решения: - о признании гражданским истцом и привлечении в качестве гражданского ответчика- о приобщении к уголовному делу вещественного доказательства - о применении меры пресечения.

Контроль в сфере ИВ, согласно действующему З, осущ-ется: - внешний — со стороны Президента, органов зако­нодательной и судебной властей - внутренний — внутри самой системы ОИВ (органами общей, меж­отраслевой и отраслевой компетенции). Основные цели контроля — соблюдение ОИВ и их должностными лицами З, экономного расходования средств, поддержа­ние стабильности в государстве, повышение эф­фективности госуд. регулирования

Осущ-ет: Счетная палата, Совет Федерации, ГД, Президент, Премьер - министр, Контрольное управление Президента, полномочные предста­вители Президента в СРФ. Контроль ОИВ: К числу ОИВ, осуществляющих функции госуд. контроля, относятся Правительство, федеральные мини­стерства и иные федеральные ОИВ. Правительство осущ-ет меры по обеспечению З, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него КРФ и ФЗ и указами Президента. Контрольные функции возложены на все федеральные министерства и иные федеральные ОИВ. Среди них имеются специализированные, основной деят-тью которых явл-ся именно специализированный контроль (Феде­ральная служба России по валютному и экспортному контролю, Госуд. таможенный комитет). Большинство же федеральных министерств и иных федеральных ОИВ осуществляют контроль по отраслям и сферам своей деятельности. Для осущ-я контрольных функций создаются также специализированные инспекции (Госуд. хлебная инспекция при Правительстве) и специальные структурные подразделения внутри федеральных (ГИБДД МВД). Особенностью межотраслевого контроля федеральных ОИВ явл-ся то, что он осущ-ете за определенными сферами (вопросами) деятельности не подчиненных им органов и должностных лиц. Сферы упр-я, на которые распространяется контроль, его пределы и юридические последствия определены конкретными Положениями о соответствующих органах и иными норма­тивными актами (Иммиграционный контроль). Отраслевой (внутриведомственный) контроль проводится органами одной отрасли или сферы в отношении подчиненных им органов и кадров по всем вопросам исполнит. и распорядительной деятельности. При этом все федеральные ОИВ и их территориаль­ные структуры осуществляют контроль в отношении подчинен­ных, а руководители кон­кретных организаций — внутренний контроль за деят-тью своих структурных подразделений и их должностных лиц, т.к. отраслевой контроль - непременная часть управ­ляющих воздействий руководителей на своих подчиненных.

Судебный контроль в сфере ИВ: Конституционный Суд разрешает дела о соответствии КРф нормативных актов Президен­та, Пр-ва, ОИВ РФ и СРФ, изданных по вопросам компетенции, разрешает споры о компетенции ОИВ. Толкование Конституции, производимое Конституционным Судом по запросу Президента, явл-ся обязательным для пра­воприменения всеми органами исполнит. власти. Формы контроля судов общей компетенции за деят-тью ОИВ имеют свои особенности: При рассмотрении уголовных дел, особенно о должностных преступлениях, суд исследует и условия, способствовавшие возникновению дела. Формой же реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа исполнит. власти, которые спо­собствовали тем или иным нарушениям и преступлению долж­ностного лица, может быть частное определение. Суд, может признать акты упр-я незаконными, отменяет или изменяет их. В специфической форме осуществляют свои контрольные полномочия в сфере ИВ арбитражные суды. Арбитражному суду подведомственны следующие споры, возникающие в сфере упр-я: о признании недействитель­ными актов госуд. или иных, органов, в том числе решений органов власти и администрации; о возмещении убытков, причиненных организациям и гражда­нам-предпринимателям такими актами, а также возникших в связи с ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей и пр. Дела по спорам в сфере упр-я рассматриваются ар­битражными судами в упрощенной процедуре, предусмотренной Арбитражным К РФ. Арбитражные суды ведут также работу по предупрежде­нию прав нарушений: направляют руководителям органов ИВ и должностным лицам частные определения, сообщения о выявленных нарушениях и обстоятельствах, им способствующих и требующих принятия определенных мер. Когда это необходимо, направляются сообщения в органы прокуратуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: