Функции и противоречия педагогической деятельности

  • В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.
    • 1. В целеполагающую группу входят следующие функции:
      • ориентационная;
      • развивающая;
      • мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);
      • информационная.
  • Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.
    • 2. В организационно-структурную группу входят следующие функции:
      • конструктивная;
      • организаторская;
      • коммуникативная;
      • гностическая.
  • Так, конструктивная функция обеспечивает:
    • а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;
    • б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;
    • в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.
  • Организаторская функция реализуется через организацию:
    • а) информации в процессе сообщения ее учащимся;
    • б) различных видов деятельности учащихся;
    • в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.
  • Коммуникативная функция предполагает:
    • а) установление правильных взаимоотношений с учащимися;
    • б) нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.
  • Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:
    • а) содержания и способов воздействия на других людей;
    • б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;
    • в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.
  • Сфера профессионального труда учителя - это арена преодоления множества противоречий (рис. 4). Это противоречия между следующими факторами:
    • динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью учителя к их осуществлению;
    • динамикой образовательной политики и стремлением учителя занимать чёткую и последовательную позицию;
    • личностной потребностью учителя в творческой самореализации и возможностью её удовлетворения;
    • растущим объёмом актуальной информации и рутинными способами её переработки, хранения и передачи;
    • потребностью общества в образовательных услугах и сокращением резервов рабочего времени учителя;
    • уменьшением их численности и низким материальным уровнем учительских кадров;
    • возрастанием величины свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп - и противоположной тенденцией сокращения бюджета времени у представителей педагогических профессий и др.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: