Основания для лечения

Учителя тревожили несдержанное поведение Тима в клас­се и необузданность его фантазий. Он опасался, что когда-ни­будь Тим «кого-нибудь убьет».

Я провел наблюдение за поведением Тима в классе, про­читал его сочинения и установил, что тревога учителя была оправданной. В то же время я заметил, что Тим сообщал учи­телю о своих фантазиях в сочинениях, предусмотренных в классной работе. Тематическое содержание сочинений свиде­тельствовало о позитивной стабильности эго и изобретатель­ности Тима (см. раздел «Результаты»). Поэтому я решил, что этот материал можно использовать в качестве основы для ле­чения.

Как и в случае терапии с использованием изобразительных и драматических средств, я исходил из представления Юнга (1966) о том, что в стрессовых ситуациях исследование бессо­знательной сферы пациента нередко помогает консультанту осмыслить сложившееся положение и определить направле­ние дальнейшего лечения. Юнг полагал, что целительные воз­можности психики активизируются, когда в течение несколь­ких месяцев пациент выражает в символической форме содер­жание своих фантазий. По мнению Юнга, психологический (или внутренний) рост осуществляется, когда сновидения или грезы приобретают реальную форму благодаря творческому самовыражению, которое реализуется в процессе занятий жи­вописью или литературой. Особое значение он придавал «се­рийному» подходу, который позволяет консультанту рассмат­ривать не отдельное сновидение или сообщение, а сновидения и сообщения «в их временной последовательности».

У человека с психическим расстройством содержание сно­видения или фантазии нередко отражает момент «защищен­ности» или заблокированное™ психики и причину расстрой­ства. По мнению Юнга, психологическая динамика восстанав­ливается, если пациент передает консультанту содержание своих снов и фантазий с помощью устных, письменных или изобразительных символов. Он называл свой подход «сновидческой или символической амплификацией», а динамический аспект бессознательного получил у него название «процесса индивидуации» (Jung, 1953). Поэтому психотерапевт юнгианского направления находит в бессознательном пациента клю­чевую информацию для определения направления лечения.


Что касается рассматриваемой ситуации, то я полагал, что Тим нуждается в помощи, чтобы разобраться со своими фанта­зиями, тогда как учитель нуждается в поддержке и психологи­ческой интуиции, чтобы понять внутренние проблемы мальчика.

Метод

Мы с учителем решили, что Тим будет сочинять на занятиях по литературе те истории, которые ему захочется сочинять, а учитель будет приносить мне его сочинения для совместного об­суждения их психологического содержания. Поскольку Тим не знал о консультациях, я сосредоточил все внимание на учителе.

Мой подход к интерпретации опирался на исследования Юнга и следующие предположения: а) каждый фрагмент исто­рии отражает иную сторону внутренней эмоциональной жизни автора; б) эмоции проникают в область бессознательного с по­мощью использованных автором символов (т. е. символ слу­жит вместилищем чувств определенного типа); в) при этом не­редко проявляются механизмы подавления и проекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: