Учителя тревожили несдержанное поведение Тима в классе и необузданность его фантазий. Он опасался, что когда-нибудь Тим «кого-нибудь убьет».
Я провел наблюдение за поведением Тима в классе, прочитал его сочинения и установил, что тревога учителя была оправданной. В то же время я заметил, что Тим сообщал учителю о своих фантазиях в сочинениях, предусмотренных в классной работе. Тематическое содержание сочинений свидетельствовало о позитивной стабильности эго и изобретательности Тима (см. раздел «Результаты»). Поэтому я решил, что этот материал можно использовать в качестве основы для лечения.
Как и в случае терапии с использованием изобразительных и драматических средств, я исходил из представления Юнга (1966) о том, что в стрессовых ситуациях исследование бессознательной сферы пациента нередко помогает консультанту осмыслить сложившееся положение и определить направление дальнейшего лечения. Юнг полагал, что целительные возможности психики активизируются, когда в течение нескольких месяцев пациент выражает в символической форме содержание своих фантазий. По мнению Юнга, психологический (или внутренний) рост осуществляется, когда сновидения или грезы приобретают реальную форму благодаря творческому самовыражению, которое реализуется в процессе занятий живописью или литературой. Особое значение он придавал «серийному» подходу, который позволяет консультанту рассматривать не отдельное сновидение или сообщение, а сновидения и сообщения «в их временной последовательности».
У человека с психическим расстройством содержание сновидения или фантазии нередко отражает момент «защищенности» или заблокированное™ психики и причину расстройства. По мнению Юнга, психологическая динамика восстанавливается, если пациент передает консультанту содержание своих снов и фантазий с помощью устных, письменных или изобразительных символов. Он называл свой подход «сновидческой или символической амплификацией», а динамический аспект бессознательного получил у него название «процесса индивидуации» (Jung, 1953). Поэтому психотерапевт юнгианского направления находит в бессознательном пациента ключевую информацию для определения направления лечения.
Что касается рассматриваемой ситуации, то я полагал, что Тим нуждается в помощи, чтобы разобраться со своими фантазиями, тогда как учитель нуждается в поддержке и психологической интуиции, чтобы понять внутренние проблемы мальчика.
Метод
Мы с учителем решили, что Тим будет сочинять на занятиях по литературе те истории, которые ему захочется сочинять, а учитель будет приносить мне его сочинения для совместного обсуждения их психологического содержания. Поскольку Тим не знал о консультациях, я сосредоточил все внимание на учителе.
Мой подход к интерпретации опирался на исследования Юнга и следующие предположения: а) каждый фрагмент истории отражает иную сторону внутренней эмоциональной жизни автора; б) эмоции проникают в область бессознательного с помощью использованных автором символов (т. е. символ служит вместилищем чувств определенного типа); в) при этом нередко проявляются механизмы подавления и проекции.