Игра с песком

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начина­ют просеивать песок, строить тоннели, горы и русла рек. А если к этому добавить миниатюрные игрушки, тогда появля­ется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

История вопроса

Согласно Стьюарт (1982), игра с песком как методика кон­сультирования была впервые описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд (1939). В тридцатых годах XX века она создала Лондонский Институт Детской Психологии. Она вспо­минает, как впервые прочитала книгу Г. Уэллса (1911) «Игры на полу», в которой автор описывает то воодушевление, кото­рое он испытал, когда вместе с двумя мальчиками играл на полу с миниатюрными солдатиками.

В игровом помещении своего института Ловенфельд уста­новила два цинковых подноса, один наполовину напол­ненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки помещались в коробке. Дети, приходив­шие в институт, использовали игрушки в игре с песком. Ко­робку с игрушками они называли «миром». Поэтому свой игровой метод Ловенфельд (1979) назвала «мировой мето­дикой».


В Соединенных Штатах познакомились с этим методом благодаря Бухлер (1951), которая использовала игру с песком главным образом для диагностирования и исследований. Швейцарский психоаналитик юнгианского направления Дора Калфф (1966, 1981) оказала огромное влияние на развитие ме­тода, формулирование теоретических принципов и подготовку практикующих консультантов во всем мире.

Опираясь на работы Нойманна (1954, 1973), Калфф рас­сматривает развитие здорового эго как чрезвычайно важную задачу работы с детьми. Функция его заключается в обеспече­нии равновесия и связи между внутренними влечениями и внешним миром. По мнению Калфф, эго становится более сильным благодаря глубокому внутреннему ощущению един­ства матери и ребенка, которое с момента рождения постепен­но развивается и достигает пика во второй и третий год жизни ребенка. К числу дефективных относятся дети с дискретной связью с матерью, которая травмирует внутреннее чувство це­лостности и препятствует нормальному функционированию эго. Игра с песком предоставляет ребенку возможность изба­виться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом само­сти, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики.

Метод

Для игр с песком используются два водонепроницаемых лотка размером 20x30x3 дюйма (90x50x10 см). Один лоток запол­няется сухим песком, а другой влажным. Внутренняя поверх­ность лотка окрашена в синий цвет для имитации воды. Размеры лотка имеют важное значение, так как они позволяют охватить песчаный мир одним взглядом без лишнего движения головы. Кроме того, ребенку предоставляется возможность сделать выбор из множества миниатюрных игрушек и предметов. Игрушки и предметы можно распределить по следующим группам:

люди: домашние, военные, придуманные, мифологичес­кие;

здания: дома, школы, церкви, замки;

животные: домашние, дикие, доисторические, морские и животные, которые содержатся в зоопарках;

машины: сухопутные, водные, космические, боевые;


растительность: деревья, кусты, растения, овощные культуры;

сооружения: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;

естественные предметы: ракушки, сплавной лес, камни, кости, яйца;

символические предметы: источники для загадывания

желаний, ящики с сокровищами, драгоценности.

Одни консультанты распределяют игрушки по группам и устанавливают их на полках так, чтобы их можно было легко увидеть (рис.. 11.1). Другие консультанты предпочитают рас­ставлять игрушки на большом столе без определенного поряд­ка. Рекомендуется иметь в наличии «комплекты» таких пред­метов, как свинья с поросятами, три динозавра, четыре змеи и небольшую кукольную семью.

Игра с песком — это процесс, песочный лоток — средст­во, а песочный мир — законченный продукт. Процесс начи­нается с того, что консультант приглашает ребенка поиграть с песком и выбрать игрушки. Каждый предмет, со свойствен­ной ему физической конструкцией и символическим смыс­лом, стимулирует работу фантазии. Калфф (1981) полагает, что «символы олицетворяют внутренние, заряженные энер­гией представления о врожденных возможностях человека»

 
 


Рис. 11.1. Игрушки на полках


(стр.29), проявление которых способствует эмоциональному развитию.

Консультант играет ключевую роль в обеспечении «безопас­ного и защищенного пространства», в котором могут реализо­ваться целительные возможности психики и внутренняя драма. Песочный лоток и терапевтические отношения создают «без­опасное и защищенное пространство». Большинство практику­ющих консультантов видят особую роль консультанта в безус­ловно позитивном отношении и минимальном использовании вербализаций. Консультант редко применяет интерпретацию, потому что психологические проблемы разрешаются и осмысля­ются на бессознательно-символическом уровне. Консультант присутствует в качестве зрителя игрового процесса, который по­зволяет внутренней проблеме принять зримые очертания и обес­печить терапевтическую динамику и психологический рост. В конце занятия ребенок сообщает об окончании игры, — говорит «до свиданья» или просто сидит молча перед песчаным миром. В таких случаях нередко наступает момент, когда игровой процесс прерывается и производится осмотр законченной работы.

Бухлер (1951) разработала формуляр для регистрации ре­зультатов наблюдений и доминирующих тем игры. Рид (1975) разработала для детей шкалу оценок. Некоторые консультанты делают схематические наброски. Большинство консультантов снимают на слайды результат каждой игры с песком. При завер­шении терапевтического процесса (обычно после 8—10 занятий в школе) консультант показывает ребенку все слайды для со­вместного просмотра и обсуждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: