Конкретное исследование

Ученик второго класса Джеймс (псевдоним) был направлен на консультацию по поводу неуместного поведения в классе и на




 

Рис. 11.2. Хаос: Пегас в плену

игровой площадке. За два годы до этого случая его отвезли к отцу, с которым он не был знаком. Он должен был жить с отцом, мачехой и двумя старшими дочерьми мачехи. Когда ему предло­жили поиграть с песком, он тотчас приступил к игре.

Занятие 1. Множество животных и машин (автомобилей, грузовиков, реактивных самолетов) было свалено в кучу в углу лотка с песком. Сверху помещались две змеи, которые удержи­вали эту кучу. Внизу помещались Пегас, крылатый конь, и ре­активный самолет. Несмотря на всю свою силу, Пегас и реактив­ный самолет не могли освободиться от власти змей (рис. 11.2).

Занятие 2. Были использованы многие из прежних предметов, но на этот раз они располагались в определенном порядке. Самоле­ты и полицейский вертолет были готовы к взлету. Легковые и гру­зовые автомобили выстроились в ряд, как бы ожидая сигнала от­правиться в путь. В углу стояла машина «скорой помощи», готовая отправиться по вызову. Однако все животные лежали мордой вниз. Положение животных производило впечатление, будто они не смогли бы пошевелиться, даже если бы змеи освободили хватку. Исключение составляли фигурки крокодила, змеи и тигра, кото­рые скользили по глади озера навстречу друг другу, как бы приго­товившись к нападению и схватке (рис.11.3).

Занятие 3, 4 и 5. В песочницах можно заметить более вы­сокую организованность в размещении предметов. Машины


Рис.11.3. Борьба: крокодил против змеи и тигра

находятся на соответствующих стоянках. Есть дом, мальчик и две женщины. В углу растет дерево. Вновь появился Пегас. Перед окончанием пятого занятия Джеймс поместил в песочни­цу фигурки двоих мужчин. Старший мужчина стоял вместе с двумя женщинами. Младший стоял одиноко в углу (рис. 11.4).

Занятия 6 и 7. Композиции из песка продолжали темы предыдущих занятий, существенно обогащая их содержание. Животные стояли. Деревья и листва символизировали даль­нейший рост. Верхом на Пегасе скакал волшебник в красном, чудесный помощник.

Занятия 8 и 9. Тема и игрушки такие же, как и на предыдущих занятиях. Но па этот раз Джеймс добавил к ком­позиции несколько волшебников в черном. Возвращаясь в класс, он вернулся и молча добавил фигурку Пегаса. Затем Джеймс повернулся и покинул кабинет консультанта.

В этот период Джеймс нарисовал две картины. Па одной картине была изображена лиса, которая пыталась спрятаться от огромного существа. У лисы было несколько мест, в кото­рых она могла спрятаться. Они находились в воде, а между ними плавала маленькая рыбка. К композиции Джеймс доба­вил замок и канадский флаг. В замке на страже стоял король.

Занятие 10. На этом занятии была создана последняя ком­позиция из песка, в которой Джеймс представил членов своей


семьи, включая отца. Члены семьи, грузовик, дом и реактив­ный самолет составили круг (рис. 11.5). После сосредоточен­ных раздумий Джеймс поместил Пегаса в центр семейного круга. Он поднял голову, улыбнулся и спокойным голосом сказал: «Видите ли, он волшебный, и поэтому никто, кроме мальчика, не может видеть его».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: