От автора

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(историко-теоретический анализ феномена)

Санкт-Петербург

ОГЛАВЛЕНИЕ

Cтр.

От автора ……………………………………………………………………… 3

Глава 1. От утопии к действительности……………………………………6

Идея, старая как мир ………………………………………………………………...6

Образование расширяет свои границы …………………………………………..15

На подступах к теории непрерывного образования …………………………… 26

Глава 2. От образования взрослых к непрерывному

образованию…………………………………………………………………….30

Вызовы научно-технической революции ………………………………………...30

Непрерывное образование: границы возможностей ……………………………38

Непрерывное образование: временное измерение ………………………………43

Непрерывное образование: пространственная характеристика ………………51

Образование человека: ценности и мотивы …………………………………….. 56

Становление новых организационных форм непрерывного образования …. 64

Глава 3. Отношение к образованию: мир мнений ………………………...72

Характеристика готовности выпускников школ к продолжению

образования …………………………………………………………………………...72

Что ценят взрослые в образовании? ……………………………………………….82

Образование в жизни пожилых людей …………………………………………….88

Глава 4. Андрагогические аспекты непрерывного образования ……….97

Педагогика или андрагогика ……………………………………………………… 97

Принципы образования взрослых ……………………………………………… 109

Кто умеет учить взрослых? ………………………………………………………. 116

Глава 5. К истории развития идеи непрерывного образования

(вклад сотрудников Института образования взрослых) ……………….123

Объект исследования – учащиеся вечерних школ.. ………………………….. 123

Опыт разработки отечественной концепции непрерывного образования… 131

Прогноз развития системы непрерывного образования (вместо заключения)………………………………………………………………………138

Моим учителям

ОТ АВТОРА

В нашей стране впервые всерьез заговорили о проблемах непрерывного образования в 60-е года прошлого века. На семинарах и конференциях, в специально предпринятых исследованиях, в газетных и журнальных публикациях руководители предприятий и специалисты в области профессионального образования, социологи и философы, психологи и педагоги активно обсуждали новую характерную особенность тех лет - возрастающее влияние образования на все стороны экономической и культурной жизни. В этом контексте термин «непрерывное образование» как нельзя лучше выражал новую для тех лет идею – «союза труда и образования». В ходе дискуссий все более отчетливо звучала мысль об образовании не только как факторе подготовки к изменяющимся условиям труда, но как источнике формирования социальной культуры личности, т.е. культуры отношений человека к миру – к природе, труду, технике, обществу, людям и к самому себе.[1] При всех достижениях в сфере образования концепция целостного развития человека на разных этапах жизни и ее реализация столкнулись в середине прошлого века с целым рядом острых проблем как теоретического, так и практического плана. Это обстоятельство привело к тому, что идея непрерывного образования стала приобретать все более декларативный, лозунговый характер, а проблематика исследований в этой области оказалась на периферии научных изысканий.

Новый всплеск интереса к сущности непрерывного образования произошел в первые годы нового века. Информационная революция, темпы социальных и экономических трансформаций, изменения в образе жизни людей побудили вновь заговорить о возрастающей роли образования в жизни человека и общества. Вместе с тем до сих пор остаются открытыми целый ряд вопросов: Что привносит непрерывность в понимание сущности современного образования? Каковы его возможности в социально-экономической трансформации нашего общества? В чем заключается личностный эффект образования на разных этапах жизнедеятельности человека? Не является ли преувеличением утверждение, представленное в материалах ЮНЕСКО: «Образование взрослых – ключ в ХХI век»? и т.д.

Конечно, в той или иной мере авторы современных публикаций дают ответы на эти вопросы. Вместе с тем у нас нет обобщающих работ, в которых с достаточной полнотой был бы представлен историко-теоретический анализ феномена непрерывного образования. Разумеется, книга, которую читатель держит в руках, не претендует на исчерпывающий анализ проблемы. Да и вряд ли это возможно в рамках одной монографии. По мере углубления в проблему возникают все новые и новые вопросы, ответы на которые смогут дать исследования, проблематика которых столь же безгранична, как и само образование, непрерывное во времени и пространстве.

Эта книга обобщает многолетний труд отечественных и зарубежных ученых, включает результаты исследований, предпринятых мною или осуществленных под моим руководством; материалы лекций, прочитанных педагогам, руководителям образовательных учреждений, представителям кадровых служб, профсоюзным преподавателям.

Первоначально моя задача ограничивалась анализом концепций непрерывного образования и их андрагогической интерпретацией. Но по мере углубления в проблему замысел менялся. Все более настойчиво возникали вопросы: Какова история самой идеи? Где искать ее истоки? Когда непрерывное образование приобрело самостоятельный статус? и т.д. Материалы, полученные в результате поисков ответов на эти вопросы, из вспомогательных превратились в «самоценные» и составили первые две главы книги («От утопии к реальности» и «От образования взрослых к непрерывному образованию»).

Вслед за анализом роли образования в изменяющемся обществе возникла необходимость в освещении того, какое место оно занимает в мире ценностей людей на разных этапах их жизни. Этой проблеме посвящена специальная глава «Отношение к образованию в мире мнений».

Глава «Андрагогические аспекты непрерывного образования» выводит разговор о проблемах непрерывного образования в новую плоскость – в поиск путей повышения эффективности образования человека на разных этапах жизни. Особое внимание в главе уделено особенностям позиции преподавателей, обучающих взрослых - андрагогов.

По мере изучения материалов, касающихся проблем непрерывного образования, я часто сталкивался с ссылками на работы отдельных сотрудников института образования взрослых РАО, зачастую вырванных из контекста и не дающих представление о вкладе этого научного коллектива в развитие теории непрерывного образования. Стремлением хоть в какой-то мере воздать должное творческим поискам ученых института, осуществленным в период его расцвета, посвящена специальная глава «К истории развития идеи непрерывного образования».

В книге, как правило, нет прямых практических рекомендаций. Я убежден, что прежде чем давать советы как строить процесс образования, необходимо добиться глубокого понимания сущности явления, именуемого непрерывным образованием.

В заключение мне хотелось бы выразить благодарность все тем, кто в той или иной мере содействовал появлению этой книги.

В процессе работы над ней я неоднократно возвращался к опыту собственной учебной деятельности. Идеи, высказанные исследователями разных научных направлений, касающиеся базовых основ непрерывного образования, закладываемых в школе, подтверждались опытом моего школьного ученичества. В этом огромная заслуга школьных наставников, воплотивших лучшие качества ленинградских учителей – интеллигентность и высокий профессионализм. В первую очередь слова благодарности хотелось бы высказать в адрес Фаины Соломоновны Лебедевой и Фанни Ильиничны Глезиной, научивших своих учеников мыслись гипотезами и самостоятельно проверять их достоверность. Светлая память о замечательных учителях до сих пор объединяет тех, кто в 40-е годы закончил 222-ую школу

Я глубоко признателен профессорам кафедры педагогики Евгению Яковлевичу Голанту, Шолому Израилевичу Ганелину, Татьяне Ефимовне Конниковой, общение с ними обогащало не только профессионально, но и духовно и явилось мощным импульсом к творческим поискам.

Важную роль в моей научной биографии сыграли годы работы в Институте образования взрослых РАО. Дискуссии по актуальным проблемам образования, поддержка творческих начинаний, демократизм активно содействовали научному росту и самостоятельности сотрудников. В создании подобной атмосферы огромная заслуга принадлежит Анатолию Викторовичу Даринскому, Виктору Григорьевичу Онушкину Ювеналию Николаевичу Кулюткику, Галине Степановне Сухобской, Людмиле Николаевне Лесохиной, Олегу Ермолаевичу Лебедеву и многим другим.

Появлению этой книги я во многом обязан творческой энергии, совместному научному поиску моих коллег по кафедре педагогики и андрагогики Академии постдипломного педагогического образования: Ольги Дмитриевны Владимирской, Марины Григорьевны Ермолаевой, Марины Дмитриевны Матюшкиной, Галины Степановны Сухобской. Без их активного участия в создании доброжелательной и взыскательной научной среды книга вряд ли была бы написана.

Особая благодарность моим аспирантам и докторантам, общение с которыми позволяло вновь и вновь возвращаться к анализу ведущих идей, касающихся сущности непрерывного образования, а также Елизавете Владимировне Лапшиной за помощь в техническом и редакционном оформлении рукописи.

Спасибо слушателям лекций и участникам семинаров, вопросы которых и возникавшие дискуссии обогащали подходы к анализу ценностных характеристик современного образования.

Когда планируем на год, сеем зерно.

Когда планируем на десятилетия, сажаем дерево.

Когда планируем на всю жизнь – обучаем и воспитываем людей.

(Китайская пословица)

Глава 1. ОТ УТОПИИ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Материалы, представленные в главе, позволяют заключить, что первоначально непрерывное образование, в частности образование взрослых, не имели своего самостоятельного статуса, поскольку отсутствовало достаточно четкое представление о возрастах. Вместе с тем ценность образования на протяжении всей жизни в народном сознании не подвергалась сомнению. Одним из проявлений общественного прогресса, познания обществом самого себя выступает признание ценности образования, прежде всего как ценности социально-политической, как условия развития общества. Усложнение общественной жизни, философская рефлексия, базируясь на принципах, адекватно отражающих законы действительности, выделяет «человекообразующую» миссию образования. «Институционализация» образования стимулирует его педагогическую интерпретацию и осмысление важности «образования по жизни».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: