Тема 4. Понятие и роль бюджета в макроэкономическом регулировании

4.1. Социально–экономическая сущность бюджета, его функции, их характеристика

Бюджет порожден самим фактором существования государства, современное государство не может существовать без бюджета. Именно в бюджете консолидируются все основные социально-экономические противоречия, накопившиеся в каждом обществе. Для их успешного разрешения необходимо иметь определенную совокупность знаний о самом понятии «бюджет», принципах построения бюджетной системы государства, системе межбюджетных отношений, структуре доходов и расходов бюджетов разных уровней, методике их формирования и организации исполнения, приоритетных направлений бюджетной реформы.

Бюджет образует центральное звено системы финансов и выражает все ее основные качественные признаки. Поскольку финансы – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую. Следовательно, бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется денежный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.).

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование приоритетных отраслей хозяйства, государство оказывает влияние на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей направляются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями (субъектами РФ). Кроме того, через государственный бюджет осуществляется перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами.

Перераспределение средств между регионами может осуществляться в виде дотаций, субсидий, субвенций.

В соответствии с БК РФ бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Воздействие государства на процесс воспроизводства состоит в том, что государственная власть должна создавать и поддерживать правовую и социально-экономическую среду для свободных граждан, а затем в этой среде учить их, лечить и защищать, поэтому централизация средств в распоряжении государства производится из соображений экономической целесообразности предоставления органами государственной власти соответствующего набора услуг населению.

Государственный бюджет возник одновременно с появлением государства, однако только с приходом к власти буржуазии (в конце 17 в. в Англии) бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательно. В России первые сведения о смете государственных расходов и доходов и сметах отдельных городов датируются 1645 г., в 1722 г. Камер-коллегия составила роспись государственных расходов и доходов на 1723 г., с 1802 г. Министерство финансов России ежегодно составляло подробные росписи государственных доходов и расходов, а с 1811 г. стал составляться ежегодный бюджет по единой схеме с группировкой доходов и расходов.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, реализации социальных мероприятий, решения приоритетных экономических задач и выполнения других функций, присущих государству.

Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Под функциями финансов, отмечал Э. А. Вознесенский, следует понимать форму проявления общественного назначения. Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам:

- образования бюджетного фонда (бюджетные доходы);

- использования бюджетного фонда (бюджетные расходы);

- контроля.

Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, доходы от государственной собственности. При этом бюджетный фонд формируется за счет доходов физических и юридических лиц, полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта: заработной платы работающих, предпринимательской прибыли (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей), ренты, процентов.

Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий (экономической конъюнктуры) каждой страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с динамикой экономических процессов. Так, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних свидетельствует о спаде производства, изменения соотношения между потреблением и накоплением в обществе.

Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Потребность в соблюдении макроэкономических пропорций в экономике страны предполагает регулирование объемов бюджетного финансирования его отдельных отраслей, социальной сферы, экономических регионов (административно-территориальных образований), различных форм собственности, отдельных хозяйствующих субъектов. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов.

Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для проведения контроля. Контрольная функция, подчеркивал Э.А. Вознесенский, обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

В других источниках сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется в трех функциях, выполняемых бюджетом:

- распределительной;

- контрольной;

- фискальной.

Содержание распределительной функции государственного бюджета (или функции экономического регулирования) реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Финансовые ресурсы, аккумулированные в бюджетной системе посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан, в соответствии с проводимой государством социально-экономической политикой перераспределяются затем как в сферы материального производства, имеющие для страны приоритетное значение, так и в сферу нематериального производства, находящуюся у бюджета на содержании.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов протекает не между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Такой масштаб сферы действия распределительной функции бюджета определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.

Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет является объективным количественным отражением экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики – количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств выступают индикаторами того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от различных хозяйствующих субъектов. Бюджет показывает, соответствует ли размер поступающих в распоряжение государства ресурсов объему его потребностей, являются ли эффективными прямые государственные инвестиции и т.д. При этом в бюджетном процессе определяются узкие места экономики, и Правительство имеет возможность скорректировать направления движения централизованных финансовых ресурсов, чтобы воздействовать на активизацию деятельности тех или иных сфер экономики.

Фискальная функция бюджета состоит в реализации фискальной политики государства – воздействия государства на деловую активность с помощью изменения объема государственных расходов и налоговых ставок. Например, как известно из экономической теории, если уровень безработицы рассматривается как недопустимо высокий, то государство может снизить подоходный налог и/или увеличить государственные расходы, что приведет к росту деловой активности и снижению безработицы. Таким образом, фискальная политика служит инструментом контроля над безработицей и инфляцией, повышения инвестиционной активности финансовых ресурсов, роста общего экономического потенциала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: