Рост тарифов на услуги ЖКХ в 2010 году в Нижнем Новгороде в среднем составит 11%. Повышение цен на жилищные услуги может составить 10,7%, на тепловую энергию - 11%, на электроэнергию - 10,5%, на газоснабжение - 20,8%, на водоснабжение - 11,5%, на водоотведение - 10,7%.
Тема 4. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство
Потребности жилищно-коммунального хозяйства в финансовых ресурсах безграничны. Обусловлено это изношенностью основных фондов, необходимостью создания современных технологий и условий для производства и оказания услуг, низким уровнем платежеспособности населения. В то же время реальные источники финансирования расходов на содержание и развитие отрасли зависят от направлений деятельности организаций и категорий потребителей их услуг. Доля бюджета как входного источника отрасли весьма значительна. Кроме бюджетных ассигнований важную роль в покрытии расходов ЖКХ играют:
· доходы, полученные жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию услуг и продукции юридическим и физическим лицам;
|
|
· средства предприятий на содержание принадлежащих им жилищно-коммунальных объектов.
Доля бюджетных ассигнований в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ неодинакова. Полностью за счет бюджетных ассигнований финансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство может получать средства бюджета лишь на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищная система, включая отопление жилых домов, получают бюджетные субсидии и дотации на частичное покрытие расходов по эксплуатации. Им выделяются также бюджетные инвестиции на капитальные вложения, связанные с приобретением транспортных средств, реконструкцией государственного и муниципального жилого фонда. В общей структуре консолидированного бюджета РФ расходы по финансированию ЖКХ составляли около 7%.
Основная же доля расходов по предоставлению гражданам льгот возмещается субъектами РФ за счет федерального фонда компенсаций в виде субвенций.
В бюджетах большинства территорий предусматриваются целевые средства на возмещение коммунальным предприятиям разницы в тарифах на тепло-энергию, отпускаемую для отопления жилых домов всех форм собственности. Данные средства перечисляются напрямую поставщиками тепловой энергии и горячей воды, при этом размер платы для граждан соответственно снижается. К финансированию расходов по содержанию и эксплуатации объектов благоустройства и дорожного хозяйства помимо средств бюджета привлекаются средства сохранившихся в ряде субъектов РФ территориальных дорожных фондов. За счет средств данных фондов выполняются работы по капитальному ремонту и реконструкции объектов коммунальной сферы, дорог, мостов, набережных и т.п.
|
|
Внебюджетные источники финансирования прежде всего включают в себя собственные доходы жилищно-коммунальных предприятий, полученные от юридических и физических лиц за реализацию им тех или иных услуг. Независимо от правового статуса основным источником организаций жилищной сферы являются плата за сдаваемые внаем квартиры и нежилые помещения, а также плата за техническое обслуживание жилья и сборы с арендаторов. Кроме квартирной, арендной платы и доходов, полученных с пользователей за эксплуатацию жилых и нежилых помещений, доходами жилищных организаций могут быть: поступления от жилищно-строительных кооперативов за обслуживание принадлежащего им жилого фонда; доходы от платных услуг, оказываемых службами жилищной организации населению и юридическим лицам; прочие доходы.
В Российской Федерации размер квартирной платы, как правило, устанавливается в зависимости от степени благоустройства и качества жилья, а также территориального расположения дома. Некоторые виды коммунальных услуг взимаются в зависимости от количества членов семьи, проживающих в квартире, другие зависят от общей площади жилья.
Ремонт жилья включает в себя: текущий ремонт общего жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории.
В среднем по РФ собираемость платежей за услуги ЖКХ составляет 92-93%. При этом летом, в июне и июле, собираемость превышает 105%.
Следующий источник доходов ЖКХ — арендная плата и сборы с арендаторов нежилых помещений. Предприятия, учреждения, организации, занимающие нежилые помещения жилых домов под торговые, конторские, складские и иные нужды, должны платить арендную плату и участвовать в общих расходах домовладения по управлению, эксплуатации и текущему ремонту жилищного фонда пропорционально площади занимаемых ими помещений. Ставки арендной платы, так же как и любые тарифы на жилищно-коммунальные услуги, утверждаются соответствующими органами исполнительной власти субъекта РФ. Методика исчисления ставок арендной платы и объема платежа в целом включает в себя такие показатели, как местоположение объекта, площадь арендуемого помещения, этажность, техническое состояние, наличие элементов благоустройства, коэффициент социальной значимости вида деятельности арендатора, тип строения, вход в помещение и др. Необходимо сказать, что доход от аренды может быть стабильным и долговременным внебюджетным источником ЖКХ. Размер участия арендатора нежилого помещения в содержании и ремонте мест общего пользования жилого дома определяется на основе нормативных показателей затрат по техническому обслуживанию и ремонту строительных конструкций здания, инженерного и лифтового оборудования, санитарному содержанию и благоустройству придомовой территории и других расходов в расчете на 1м2 площади. Расчет долевого участия арендатора в общих расходах домовладения производится в разрезе элементов затрат, включающих техническое обслуживание и ремонт крыш, фасадов, полов и других расходов.
Арендные отношения между арендаторами и арендодателями в разных субъектах РФ решаются по-разному. К примеру, в некоторых регионах операции по сдаче в аренду объектов нежилого фонда государственного сектора осуществляются представителями собственника — органами управления городским имуществом, а не жилищными организациями. Соответственно и арендная плата поступает в бюджет города в виде неналоговых доходов, что снижает значимость этого источника для конкретных жилищных агентств. В других регионах арендная плата традиционно остается доходом ЖКХ и находится в его распоряжении.
|
|
Прочие доходы жилищных организаций не являются решающими по своему удельному весу в общих поступлениях. Однако они представляют собой показатели, связанные с непосредственной деятельностью организаций по изысканию дополнительных источников финансирования. В этом разделе в основном учитываются доходы, полученные от оказания юридическим лицам и населению платных услуг за пределами установленного стандарта. Могут иметь место поступления за обслуживание фонда жилищно-строительных кооперативов, комиссионные вознаграждения за прием коммунальных платежей по поручению других организаций и т.п. виды доходов. Здесь же отражаются целевые поступления, к примеру, за счет размещения рекламы, благотворительные взносы физических и юридических лиц.
Тема 5. Организация планирования и финансирования расходов бюджетов на жилищно-коммунальное хозяйство
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 N 283-ФЗ) вопросы внешнего благоустройства территорий, такие как содержание садов, парков, автодорог, мостов, набережных, находятся в компетенции органов местного самоуправления. Услуги по озеленению, ремонту дорог, санитарной очистке территорий должны оказываться населению предприятиями коммунального хозяйства бесплатно. Следовательно, эти затраты подлежат финансированию из средств бюджетов соответствующих муниципальных образований. Однако проблемы финансирования ЖКХ кроются не в традиционно бюджетных направлениях деятельности органов местного самоуправления, а в том, что основная доля бюджетных ассигнований все еще приходится на расходы, связанные с эксплуатацией жилого фонда и дотированием коммунальных услуг. Поэтому к важнейшим задачам, имеющим непосредственное отношение к бюджетным вопросам, в настоящее время отнесены:
|
|
· реструктуризация и поэтапная ликвидация кредиторской задолженности предприятий ЖКХ и бюджетных учреждений;
· соответствие объемов финансового обеспечения отрасли объемам жилищно-коммунальных услуг;
· формирование условий для привлечения инвестиций сверх бюджетных капитальных вложений в отрасль.
В большей степени должниками предприятий жилищно-коммунального комплекса являются бюджеты различных уровней и бюджетные организации, в меньшей — население. Размеры существующей задолженности делают невозможным не только привлечение инвестиций в эту сферу, но и проведение структурных преобразований, связанных с демонополизацией и развитием конкурентных отношений. Вопросы реструктуризации долгов в различных регионах решаются по-разному. Наиболее результативными являются комплексные мероприятия, включающие:
· инвентаризацию задолженности бюджетов перед поставщиками товаров, работ и услуг, подписание актов сверки задолженности со всеми кредиторами, определение действительных размеров задолженности, признаваемой бюджетом;
· разработку типовой методики и стандартных форм для унифицированного учета и контроля за состоянием задолженности;
· проведение переговоров с кредиторами о реструктуризации долга, что подразумевает частичное его списание, частичное погашение, частичное отнесение сроков долга на срок не более пяти лет.
Потребность в бюджетных ассигнованиях обусловлена не только текущими задачами, но и необходимостью погашения накопившейся задолженности. При любых вариантах рассмотрению вопросов бюджетного финансирования предшествует определение объема собственных доходных источников предприятий ЖКХ. Не останавливаясь на расчете прямых и накладных затрат, плановых накоплений и иных показателей финансового плана и эксплуатационной деятельности поставщиков услуг, рассмотрим порядок планирования расходов, подлежащих оплате за счет бюджетных средств.
Основу для исчисления потребности в бюджетных ассигнованиях на содержание и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства составляют расчетные показатели, характеризующие объем, качество и стоимость услуг, которые должны быть предоставлены населению в планируемом периоде. При составлении проекта бюджета применяется укрупненная система показателей. В одних случаях, к примеру, при расчете расходов на возмещение разницы в тарифах на тепло-энергию, отпускаемую для отопления жилых домов, таким показателем является количество Гкал. В других, например при определении затрат на покрытие убытков банного хозяйства, — за единицу расчета принимается количество посетителей. В третьих — учитываются общая площадь жилищного фонда, ремонтируемая площадь, площадь ухода за зелеными насаждениями, количество светильников и т.д. Очевидно, что качество обслуживания населения в значительной степени зависит от состояния жилищного фонда и инженерных сетей. Однако объемы ассигнований на капитальный ремонт определяются не столько исходя из адресной программы объектов, требующих ремонта, сколько из реальных бюджетных возможностей.
Организация планирования ассигнований по рассматриваемой отрасли принципиально не отличается от других видов бюджетных расходов. Для объективности и обоснованности расчетов к проекту бюджета применяются нормативы минимальной бюджетной обеспеченности на те или иные виды работ и услуг. Такие нормативы подлежат утверждению с учетом территориальных социальных стандартов, представляющих собой набор бюджетных услуг и норм их расхода.
После утверждения законом о бюджете территории объем ассигнований на финансирование ЖКХ наступает распределительный этап, в результате которого определяются средства для каждого конкретного бюджетополучателя. Как и по другим ведомствам, по ЖКХ составляется бюджетная роспись расходов в разрезе получателей бюджетных средств, которой предшествует детальное рассмотрение расчетов и обоснований по каждой статье расходов и доходных источников. Особое внимание уделяется внебюджетным поступлениям. При решении вопросов финансирования производятся экономическая экспертиза и проверка смет расходов на ремонт жилого фонда, контролируется наличие государственных или муниципальных контрактов на его выполнение, уточняется перечень государственных (муниципальных) закупок.
Взаимоотношения жилищно-строительных кооперативов с бюджетом строятся на равноправной основе. Перечисление бюджетных средств на содержание и ремонт жилого фонда должно производиться финансовым органом напрямую в ЖКХ ежемесячно по расчету.
Основную роль для определения объема финансирования начинают играть показатели государственного (муниципального) заказа, в котором, как правило, должны фиксироваться виды услуг и их объем. Исходя из этого, исполнителями услуг и получателями бюджетных средств могут являться предприятия и организации любых форм собственности и частные предприниматели. Формирование органами государственной власти и органами местного самоуправления государственного и муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения, а также привлечение на равноправной основе организаций различных форм для оказания услуг ЖКХ, развивают конкуренцию между исполнителями, что соответствует задачам реформы.
Реформирование жилищно-коммунального комплекса может быть успешным только при условии адекватного финансового обеспечения за счет различных источников и четкого разграничения полномочий между уровнями власти и управления.
Тема 6. Субсидия как способ финансирования расходов жилищно-коммунального хозяйства
6.1. Условия и механизм предоставления субсидий
Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (далее — субсидии) предоставляются гражданам Российской Федерации в соответствии с Положением «О предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг» и статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации от 01.03.2005 года. Изданные на основании этого Положения и с учетом социально-экономического развития субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок и условия предоставления субсидий на их территории, не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с порядком и условиями, установленными Положением. Решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления, органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или уполномоченными ими учреждениями.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости ЖКУ превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Размер регионального стандарта стоимости ЖКУ устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.
Субсидии предоставляются:
· нанимателю жилого помещения по договору социального найма;
· нанимателю жилого помещения по договору найма в государственном
и муниципальном жилищном фонде;
· члену жилищного, жилищно-строительного кооператива;
· собственнику жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилою дома), в том числе члену товарищества собственников жилья;
· гражданину, проживающему в общежитии, относящемся к жилищному фонду независимо от формы собственности.
Субсидии предоставляются указанным гражданам и зарегистрированным совместно с ними по месту постоянного жительства членам их семей.(6)
Субсидии предоставляются семьям, не имеющим задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги. В случае если нет возможности погасить задолженность в текущем месяце, а семья претендует на получение субсидии, в этом случае необходимо заключить соглашение о поэтапном погашении задолженности с организацией, поставляющей эти услуги.
Субсидии предоставляются на 6 месяцев.
Тема 7. Механизм определения размера жилищных субсидий населению
Начисление субсидии производится помесячно, при этом в расчет
принимаются виды и размеры платежей, начисляемые получателю субсидии
за каждый конкретный месяц. Субсидия на приобретение твердых видов
топлива (при наличии печного отопления) начисляется 1 раз в полгода, если
иное не установлено органами государственной власти субъектов Российской
Федерации.
При среднедушевом доходе семьи выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:
С1 = ОСН – (МДДф ×Д)/100
где С1— размер субсидии (и рублях);
ОСН — расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и дополнительной жилой площади (в рублях);
МДДф — значение федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов па оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, установленного Правительством Российской Федерации (в процентах);
Д — совокупный доход семьи (в рублях), равен произведению среднедушевого дохода семьи в расчетном периоде на количество членов семьи заявителя, имеющих право на субсидии.(6)
При среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума,
установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:
С2 = ОСН – (МДДф×Д×К)/100
где С2 — размер субсидии (в рублях);
К — поправочный коэффициент, рассчитанный по формуле:
К = СД/ПМ
где СД - среднедушевой доход семьи (в рублях), исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи.
ПМ — величина прожиточного минимума (в рублях).
При определении размера субсидии используются значения действующих в субъекте Российской Федерации на момент обращения за субсидией прожиточных минимумов социально-демографических групп, к которым относятся заявитель (получатель субсидии) и члены его семьи.
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из местных бюджетов за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - из бюджетов данных субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации на цели из федерального бюджета может передаваться финансовая помощь, рассчитанная исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации. Размер субвенции из бюджета субъекта Российской Федерации рассчитывается исходя из статистической информации о распределении населения муниципального образования относительно уровней среднедушевых доходов из региональных стандартов:
1) нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий;
2) стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированной по муниципальным образованиям;
3) максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Бюджетное финансирование в расходах бюджета на ЖКХ определяется по формуле:
РЖКХ = Н×К
где Н – средняя величина субсидии; К – количество граждан, получающих субсидию.
Табл. 7.1.Тарифы на электрическую энергию для населения г.Нижний Новгород в 2009 г.
№ п/п | Группы потребителей | Стоимость | Единица измерений |
1. | Население, проживающее в городских населенных пунктах (за исключением населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками): | ||
1.1. | одноставочный базовый тариф | 1-90 | руб./кВт.ч |
1.2. | одноставочный экономически обоснованный тариф | 3-40 | руб./кВт.ч |
1.3. | одноставочные тарифы, дифференцированные по зонам суток - дневной базовый тариф | 1-90 | руб./кВт.ч |
- дневной экономически обоснованный тариф | 3-40 | руб./кВт.ч | |
- ночной базовый тариф | 0-95 | руб./кВт.ч | |
- ночной экономически обоснованный тариф | 1-70 | руб./кВт.ч | |
2. | Население, проживающее в городских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками: | ||
2.1. | одноставочный базовый тариф | 1-33 | руб./кВт.ч |
2.2. | одноставочный экономически обоснованный тариф | 2-38 | руб./кВт.ч |
2.3. | одноставочные тарифы, дифференцированные по зонам суток - дневной базовый тариф | 1-33 | руб./кВт.ч |
- дневной экономически обоснованный тариф | 2-38 | руб./кВт.ч | |
- ночной базовый тариф | 0-67 | руб./кВт.ч | |
- ночной экономически обоснованный тариф | 1-19 | руб./кВт.ч | |
Население, проживающее в сельских населенных пунктах (в том числе - в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установкми) | |||
3.1. | одноставочный базовый тариф | 1-33 | руб./кВт.ч |
3.2. | одноставочный экономически обоснованный тариф | 2-38 | руб./кВт.ч |
3.3. | одноставочные тарифы, дифференцированные по зонам суток - дневной базовый тариф | 1-33 | руб./кВт.ч |
- дневной экономически обоснованный тариф | 2-38 | руб./кВт.ч | |
- ночной базовый тариф | 0-67 | руб./кВт.ч | |
- ночной экономически обоснованный тариф | 1-19 | руб./кВт.ч |
Табл. 7.2. Тарифы на природный газ для населения г. Нижний Новгород в 2009 г.
|
Тесты по разделу «Жилищно коммунальное хозяйство (ЖКХ)»
1. Что из перечисленного относится к особенностям функционирования ЖКХ:
a) высокая степень государственного регулирования отрасли;
b) значительный объем ассигнований в отрасль;
c) поставщики услуг работают на неоднородных по конкуренции рынках;
d) все перечисленное.
2. Что не относится к объектам городского благоустройства:
a) дорожные покрытия;
b) уличное освещение;
c) водоснабжение;
d) очистка улиц от мусора и снега.
3. Какому законодательному акту отведено ведущее место среди законов, регулирующих жилищно-коммунальную сферу:
a) Гражданский кодекс РФ;
b) Жилищный кодекс РФ;
c) Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики»;
d) Федеральная целевая программа «Жилище».
4. Какой из перечисленных стандартов в области ЖКХ не устанавливается:
a) социальная норма площади жилья;
b) количество поставщиков, предоставляющие услуги;
c) размер предельной стоимости предоставления ЖКУ;
d) прожиточный минимум.
5. Из каких источников покрываются расходы ЖКХ:
a) бюджетные ассигнования;
b) бюджетные ассигнования, арендная плата и сборы с арендаторов нежилых помещений;
c) бюджетные ассигнования, арендная плата и сборы с арендаторов нежилых помещений, а также доходы, полученные жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию услуг и продукции юридическим и физическим лицам;
d) только доходы, полученные жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию услуг и продукции юридическим и физическим лицам.
6. Полностью за счет бюджетных ассигнований финансируется….
a) водопроводно-канализационное хозяйство;
b) городской пассажирский транспорт (трамвай, троллейбусы, метро);
c) дорожное хозяйство, озеленение, освещение;
d) жилищная система.
7. Кто является в большей степени должниками предприятий ЖКХ:
a) бюджеты различных уровней;
b) население;
c) бюджетные муниципальные организации;
d) бюджеты различных уровней и бюджетные организации.
8. От каких факторов зависит размер коммунальных услуг:
a) от общей площади квартиры;
b) от количества человек, проживающих в квартире и размера предоставленных льгот;
c) от жилой площади квартиры и количества человек, проживающих в ней;
d) от общей площади квартиры и количества человек, проживающих в ней.
9. Каким образом устанавливается региональный стандарт стоимости ЖКУ:
a) формируется исходя из федерального стандарта;
b) устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании;
c) устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства и технические параметры которых соответствуют лучшим условиям в муниципальном образовании.
10. На какой срок предоставляются субсидии:
a) на 1 месяц;
b) на 6 месяцев;
c) на 12 месяцев;
d) бессрочно.
11. В каких домах социальные стандарты стоимости ЖКУ выше:
a) в многоквартирных домах;
b) в частном секторе;
c) социальные стандарты для всех типов домов одни и те же.
12. Финансирование расходов на предоставление субсидии осуществляется из:
a) федерального бюджета;
b) регионального бюджета;
c) местного бюджета;
d) федерального и регионального бюджетов.
13. Каким образом производится расчет субсидии при среднедушевом доходе семьи выше прожиточного минимума, если: ОСН — расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и дополнительной жилой площади; МДДф — значение федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов па оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах); Д — совокупный доход семьи; К — поправочный коэффициент; СД - среднедушевой доход семьи; ПМ — величина прожиточного минимума: