Институциональный анализ оценивает возможность успешного выполнения инвестиционного проекта с учетом организационной, правовой, политической и административной обстановки. Его главная задача — качественно оценить совокупность внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект.
Внешние факторы по содержанию объединяются в следующие группы:
• экономические — тенденции циклического развития макроэкономики; уровень доходов и накоплений населения (покупательная способность); платежеспособность экономических партнеров; кредитная и налоговая политики государства; государственное регулирование и поддержка предприятий; квоты, таможенные пошлины;
• рыночные — реклама; инфляция; информационное обеспечение; международная и внутренняя конкуренция, управляемая стоимостью живого труда и уровнем технологий; конкурентные преимущества продукции; изменение рыночной ориентации потребителя; конъюнктура внутреннего и мирового рынков;
• научно-технические — НТП; уровень развития науки и техники, который определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособности;
|
|
• социальные — изменение политической обстановки внутри страны и за рубежом; политическая стабильность, направленность внутренней политики государства, качество и уровень жизни населения; уровень культуры потребления продукции, т.е. привычки и нормы потребления, предпочтение одних товаров другим; размер и структура потребностей населения; организация досуга населения; нравственные притязания и религиозные нормы, определяющие образ жизни; демографическая ситуация; уровень квалификации специалистов;
• правовые — наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность (например, упрощенная и ускоренная процедура регистрации предприятий) и обеспечивающих защиту от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства, методов учета и форм отчетности; развитие совместной деятельности с привлечением иностранного капитала; обеспечение гарантии сохранности прав на собственность и соблюдения договорных обязательств; защита фирм друг от друга, потребителей от недоброкачественной продукции;
• природно-климатические и экологические — наличие материальных ресурсов, климатические условия, состояние окружающей среды и т.п.;
• организационные — размещение предприятий по территории страны; организация транспортных связей; специализация, кооперация и разделение производства.
Оценку внутренних факторов рекомендуется проводить по нижеприведенной схеме.
|
|
1. Анализ возможностей производственного менеджмента. Анализируя производственный менеджмент предприятия, необходимо сосредоточить внимание на следующих вопросах:
• опыт и квалификация менеджеров предприятия;
• их мотивация в рамках проекта (например, в виде доли от прибыли);
• совместимость менеджеров с целями проекта и основными этическими и культурными ценностями проекта.
2. Анализ трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы, которые планируется привлечь для реализации проекта, должны соответствовать уровню используемых в нем технологий. Данный вопрос становится актуальным в случае использования принципиально новой для предприятия зарубежной или отечественной технологии. Может сложиться ситуация, когда культура производства на предприятии попросту не соответствует разрабатываемому проекту, и тогда необходимо либо обучать рабочих, либо нанимать новых.
3. Анализ организационной структуры. Принятая на предприятии организационная структура не должна тормозить развитие проекта. Необходимо проанализировать, как происходит на предприятии процесс принятия решений и как осуществляется распределение ответственности за их выполнение. Не исключено, что управление реализацией разрабатываемого проекта следует выделить в отдельную управленческую структуру, перейдя в целом по предприятию от иерархической к матричной структуре управления.