Вся проблема в одном — правильно сформулировать науке заказ и найти ее представителей, способных профессионально его выполнить

В России ситуация другая. Имеет место не поиск продуктивных идей, концепций, технологий, а их отторжение. Наши кадры утратили привычку учиться, в том числе и на собственных ошибках, искренне верят в наличие у себя ответов на все вопросы на уровне эмпирических знаний, которые к тому же во многом вчерашние.

Это недоразумение на всех уровнях управления необходимо преодолевать. Настало время сказать: наше отставание в области управленческих знаний огромно, профессиональная некомпетентность велика, мы не знаем выходов из сложившейся ситуации, не владеем методикой построения реалистичных прогнозов, разработки сценариев, программ и проектов. Выход один — включать в их поиск отечественную науку, взять на вооружение, наконец, даже те выводы и рекомендации, которые ученые высказали раньше на основе своих исследований. Методы проб и ошибок себя дискредитировали, но не ушли в прошлое. Вместе с тем следует признать, что научиться управлять, даже постоянно обучаясь по ходу работы, в процессе управления нельзя, потому что это обучение на ошибках. Необходимо участие науки управления, привлечение данных которой и умение использовать их в управленческой практике — сегодняшняя настоятельная необходимость.

Вот где огромный резерв муниципального развития, а не выживания — в использовании накопленного потенциала муниципальной науки для построения рациональных оргструктур, применения совершенных принципов управления в решении местных дел. Особенно перспективны в этом отношении разработки в области социальных технологий — социальной инноватики — применительно к муниципальным образованиям. Понадобились десятки лет, чтобы социальные технологии как методы решения жизненных проблем обрели, наконец, право на существование в нашем обществе: предварительное глубокое научное исследование существующих проблем, их концептуальное осмысление, обоснование стратегии развития и методов ее реализации, инновационных технологий получения оптимального результата.

Такое понимание и отношение к науке приходит далеко непросто, и не сразу. Но когда оно пришло и начинает действовать — эффект внедрения научных знаний очевиден. Много лет, например, в Одинцовском муниципальном образовании существует тесный контакт с наукой. Давно осознана необходимость разработки концепции развития района, долгосрочной программы работы, и не было сомнений в том, что это — заказ науке.

Заказ был таков: не только оценить состояние экономической ситуации в районе, а сделать это в органическом единстве с анализом ситуации в других сферах жизни: социального здоровья граждан, экологии, образования и, прежде всего, состояния самого управления, его оргструктур, профессионализма кадров. Проводились на эту тему инновационные семинары, деловые игры. В разработке принимали участие работники администрации, руководители предприятий, организаций, учреждений, депутаты.

Проводилось также обучение аппарата управления по концепции развития местного сообщества с принятием зачетов и защитой дипломных работ. В результате стали яснее те болевые точки, которые требуют мер профилактики и лечения, принятия организационно-управленческих мер, разработки отдельных программ как инструмента их решения. Сегодня разработанные в Одинцовском районе программы и проекты при соответствующей доводке могут стать типовым документом организации и проведения информационно-аналитической работы в любом местном сообществе.

Главная цель информационно-аналитической работы — не просто собирать информацию, а разработать стратегию антикризисного развития местного сообщества, выявить внутренние ресурсы и развернуть механизмы (экономические, правовые, социальные, обучающие, управленческие, организационные), способные обеспечить достижение поставленных целей, подготовить ряд приоритетных программ оздоровления местного сообщества, предложить управленческой команде и гражданам местного сообщества пошаговые меры (технологии) стратегического планирования, управления и организации как в рамках проекта в целом, так и по каждой приоритетной программе.

В Одинцовском районе, прежде всего, была тщательно продумана концепция устойчивого развития местного сообщества.

Проведен анализ в различных сферах жизни: экономической, социальной, духовно-культурной и управленческой.

Он позволяет выявить приоритетные и долгосрочные интересы и потребности местного сообщества, точки отсчета, на основе прогнозных оценок стимулировать активное участие населения в реализации жизненно необходимых программ развития. При этом учитывался важнейший критерий развития местного сообщества — степень участия жителей в принятии решений, базирующийся на открытом изъявлении своих интересов и, соответственно, мотивированных участием в их выполнении. Критерий — любой проект должен начинаться с выяснения потребностей местного сообщества с максимальным участием заинтересованных групп населения — был принят как основополагающий в информационно-аналитической деятельности.

Кроме того, решение местных проблем всегда многовариантно. Общепринятый подход исходит из идеи наличия оптимального варианта развития, предлагаемого группой высококвалифицированных специалистов.

Это способствует развитию мотивации, готовности к участию в программе людей, имеющих свои особые, частные интересы. В соответствии с философией современного муниципального управления линию поведения определяют меняющиеся условия и обнаруживающиеся возможности. Поэтому в программе предусматриваются своевременные корректировки, а в отдельных случаях и отказ от дальнейшей реализации и переключение на другой проект.

Так, в традиционном варианте разработки плана социально-экономического развития роли «разработчика» и «исполнителя» функционально различны, что заложено в структуре управляющего органа (например, отдел экономики и прогнозирования — отраслевые отделы). Часть информации, которой располагают как разработчики, так и исполнители, оказывается незадействованной.

Жизнеспособность проекта повышается в том случае, если план (программа, проект) разрабатывается на основе принципа «работы командой».

Совместная работа над планом (программой, проектом) готовит условия его выполнения: взаимный обмен личностной информацией, экспертные оценки, поиск и освоение общего подхода к решению обозначенных проблем.

Предлагается не только сама программа социально-экономического развития, но и уточняются функции муниципального управления, обосновываются количественные и качественные параметры материально-технических и финансовых средств, необходимых для организации социальной защиты населения.

В приоритетном порядке оцениваются:

Þ качество жизни человека по уровню здоровья каждого и дохода семей (бюджета);

Þ интегральный показатель качества жизни в местном сообществе: экология, здоровье и питание населения; доходы и материальная обеспеченность всего населения; результаты хозяйственной деятельности; состояние социальных связей, социальное самочувствие, уровень социального напряжения.

Также выделен интегральный индекс оценки социально-экономического развития местного сообщества. Он используется для расчета индекса данного города, района, местного сообщества и соотнесен с качеством жизни населения.

Проводится оценка социально-экономической ситуации в местном сообществе по определенным критериям1.

На основе проведенного анализа возможно построение следующей исследовательской и управленческой модели (рис. 11).

Рис. 11. Планирование и мониторинг социально-

экономического развития местного сообщества

Анализ и моделирование ситуации дает возможность осуществить выбор и наметить пути реализации стратегии развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: