Заключение

Проблема психологической готовности ребенка к школе является хорошо исследованной как в зарубежной психологической науке, так и в отечественной. В работах исследователей психологическая готовность к обучению в школе выступает как многокомпонентное образование, комплексное образование, представляющее такой уровень развития ребенка, который позволит успешно освоить школьную программу. Это целостная система взаимосвязанных качеств: особенности мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками. Развитие всех этих качеств до определенного уровня, способно обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.

В структуре психологической готовности к школе выделяют интеллектуальную готовность, личностную, эмоционально-волевую и коммуникативную или социально-психологическую. Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности являются характеристики развития мышления и речи. Личностная готовность ребенка выражается в принятии положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, в желании стать школьником. Это образование Божович Л.И. определила как внутреннюю позицию школьника. Важна также учебная мотивация. Эмоционально-волевая готовность предполагает развитие произвольности, соподчинение мотивов поведения ребенка, а также сформированность таких свойств личности, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость, развитие эмоциональной устойчивости ребенка. Социально-психологическая готовность связана со способностью детей общаться со сверстниками, принять позицию ученика и осознать роль учителя.

В современных условиях подготовка детей к школе осуществляется по различным образовательным программам, реализуемыми дошкольными образовательными учреждениями разного профиля. Частым явлением стала подготовка ребенка не в стенах детского сада, а детском центре развития.

Проведенное исследование особенностей психологической готовности к школе у воспитанников детского сада и центра развития позволяет утверждать, что при использовании разных по содержанию образовательных программ для дошкольного образования в воспитании и обучении, уровень развития готовности к обучению детей к школьному обучению существенных различий не имеет.

Так было выявлено, что существуют значимые различия лишь в уровне сформированности аналитического мышления у воспитанников детского сада и центра развития. Воспитанники центра развития отличаются более высоким показателем способности устанавливать связи между предметами и явлениями объективной действительности, выявлять закономерности явлений и процессов и прогнозировать их, находить новые идеи в проблемных ситуациях – в тех ситуациях, когда нет готовых способов действия.

- не обнаружено значимых различий по таким параметрам психологической готовности к школе как внимание, память, способность обобщать, анализировать в изучаемых группах детей; но вместе с тем, существует тенденция более высоких показателей внимания и памяти у воспитанников детского сада и тенденция более высоких показателей системного мышления у воспитанников центра развития;

- не существует значимых различий в уровне мотивационной готовности детей к школе, у воспитанников детского сада и центра развития достаточно хорошо развиты учебные и социальные мотивы учения.

- уровень самооценки в обеих группах достаточно высокий, но в группе воспитанников детского сада отмечена тенденция повышения адекватности самооценки

Таким образом, выдвинутая гипотеза о существовании различий в уровне психологической готовности к школе у воспитанников детских садов и центров развития подтвердилась лишь частично.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: