Анализ и интерпретация результатов исследования психологической готовности детей, посещающих детский сад и детский центр развития

2.2.1 Результаты исследования произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки

В ходе проведенного обследования детей по методике «Домик» было выявлено, что такие умения как ориентироваться на образец, точно его копировать, а также уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки у воспитанников детского центра развития несколько ниже, чем у детей, посещающих детский сад. В таблице №1 приведены значения средних величин данного параметра. Обработка результатов по данной методике предполагает обратный подсчет результатов: чем выше уровень развития внимания, тем меньший балл получает ребенок.

Таблица №1.

Средние значения показателей развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки

Воспитанники Среднее значение параметра Стандартное отклонение
Детский сад 6,33 4,03
Центр развития 8,33 4,065

В таблице № 2 представлены результаты распределения детей по уровням развития обследуемых параметров.

Таблица № 2.

Доля респондентов с различным уровнем развития произвольного внимания

Уровень произвольного внимания детей д/сада Уровень произвольного внимания детей детского центра
низкий средний высокий низкий средний высокий
66,67% 33,33% 0% 80% 20% 0%

Как видно из таблицы, детей с высоким уровнем развития произвольного внимания нет ни в группе детского сада, ни в группе воспитанников центра развития. Это еще раз подтверждает научные данные о том, что уровень развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста в целом еще недостаточный. Это сказывается и на развитии произвольности познавательных процессов, в том числе и внимании. Если непроизвольное внимание достигает у детей дошкольного возраста высокой ступени развития, то внимание произвольное начинает у них ещё только формироваться.

Вместе с тем, мы видим, что у 80 % воспитанников детского центра развития уровень развития произвольного внимания низкий, в то время как у детей их детского сада этот показатель составляет лишь 66,67%. Очевидно, что ежедневные систематические занятия, участие в коллективных играх, выполнение поручений воспитателя и некоторых обязанностей в детском саду, требования детского коллектива - все это способствует более успешному формированию произвольности внимания детей.

2.2.2 Результаты исследования способности к обобщению

Исследование по методике «Классификация» показывает, чтосредние значения способности к обобщению у детей, посещающих детский сад и воспитанников детских центров развития одинаковые. Параметры средних значений способности к обобщению приведены в таблице №3.

Таблица №3.

Средние значения показателей способности к обобщению

Воспитанники Среднее значение параметра Стандартное отклонение
Детский сад 5,66 1,759
Центр развития 5,66 2,024

Но есть различия в распределении признака. Разброс значений уровня способности к обобщению в группе детей из центра развития больше, чем в группе детского сада. Это означает, что у детей из детского центра развития размах вариативности показателя способности к обобщению больше, чем в группе детей из детского сада. Центр развития посещают дети с различным уровнем развития мыслительной сферы – от самого низкого до самого высокого. В то время как дети в детском саду отличаются более равномерным распределением изучаемого признака.

В таблице №4. представлены результаты распределения обследуемых детей по уровню развития способности к обобщению.

Таблица №4.

Доля респондентов с различным уровнем развития способности к обобщению

Уровень способности к обобщению детей д/сада Уровень способности к обобщению детей детского центра
низкий средний высокий низкий средний высокий
20% 20% 60% 20% 6,67% 73,33%

Доли детей с низким уровнем развития способности к обобщению в группе детского сада и группе центра развития одинаковые и составляют 20% от выборки. В тоже время 73,33% детей их центра развития имеют высокий уровень развития способности к обобщению, в то время как в группе детского сада высокий уровень развития способности к обобщению имею лишь 60% детей. Очевидно, что более свободная обстановка на занятиях в центре развития, малая наполняемость группы, разнообразные творческие формы занятий способствуют формированию данной способности.

2.2.3 Результаты исследования слуховой памяти

Исследование по тесту «10 слов» показывает, что среднее значение показателя развития слуховой памяти в группе детского сада несколько выше, чем в группе детей из центра развития.

Параметры средних значений уровня развития слуховой памяти приведены в таблице №5.

Таблица №5.

Средние значения показателя развития слуховой памяти

Воспитанники Среднее значение параметра Стандартное отклонение
Детский сад 4,93 1,624
Центр развития 4,6 1,121

Сравнение доли детей с различным уровнем развития слуховой памяти показывает, в группе детского сада лишь 6,67 % детей имеют низкий уровень развития слуховой памяти, в то время как в группе центра развития таких детей 20%. Высокий уровень развития слуховой памяти обнаружен у 33,3 % воспитанников детского сада и лишь 26,67% воспитанииков центра развития. Данные представлены в таблице №6.

Таблица №6.

Доля респондентов с различным уровнем развития способности к обобщению

Уровень слуховой памяти детей д/сада Уровень слуховой памяти детей детского центра
низкий средний высокий низкий средний высокий
6,67% 60% 33,33% 20% 52,33% 26,67%

Совершенствование памяти у детей - дошкольников идет сразу по нескольким направлениям. Первое это придание процессам запоминания произвольного характера, второе превращение памяти ребёнка из непосредственной в опосредованную, третье развитие средств и приемов, как запоминания, так и припоминания. Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Совершенствование произвольной памяти у детей связано также с применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Можно сказать, что улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности.

Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы оказывается выше, чем слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

2.2.4 Результаты исследования мотивов учения

Исследование мотивов учения показывает, что доминирующим мотивом у детей, посещающих детский сад и центр развития, является учебный мотив (см. таблицу 7.)

Таблица №7.

Доминирующие мотивы учения

Мотивы учения детей д/сада Мотивы учения детей детского центра
Низкий (отметка) Средний (социальный) Высокий (учебный) Низкий (отметка) Средний (социальный) Высокий (учебный)
26,67% 20% 52,33% 20% 13,33% 66,67%

Эти результаты говорят о том, что у большинства детей и в группе детского сада, и в группе центра развития сформирована «внутренняя позиция школьника». У воспитанников центра этот показатель несколько выше. У 67,67 % детей, посещающих центр развития, выявлена учебно-познавательная мотивация, и у 13,33 % - социальные мотивы учения. В группе детского сада эти показатели соответственно 52,33% и 20%.

Мотивация этих детей преимущественно учебная или социальная, внутренняя позиция характеризуется сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Учебно-познавательные мотивы являются наиболее адекватными для учебной деятельности. Только при наличии учебной мотивации ребенок становится субъектом учения, а учение - целенаправленной деятельностью.

Социальные мотивы учения, или широкие социальные мотивы учения, связаны «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ребенка занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»

Ребенок, готовый к школьному обучению, хочет учиться в школе и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению новому отношению ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович (11.) «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию она придавала большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

2.2.5 Результаты исследования самооценки

Анализ средних значений показателя развития самооценки дошкольников свидетельствует о том, что в группе детей из детского центра развития уровень самооценки выше, обработка результатов по данной методике предполагает обратный подсчет результатов: чем выше уровень развития самооценки, тем меньший балл получает ребенок.

Таблица №8.

Средние значения показателя развития самооценки

Воспитанники Среднее значение параметра Стандартное отклонение
Детский сад 1,733 1,163
Центр развития 1,33 0,488

Обработка результатов по данной методике предполагает обратный подсчет результатов: чем выше уровень развития самооценки, тем меньший балл получает ребенок.

Результаты исследования показывают, что в группе детского сада у 13,33 % детей снижена самооценка. В группе воспитанников центра развития таких детей нет. В то время как у детей из центра у 33,33 % выявлен высокий уровень самооценки, а в группе детей из детского сада этот показатель составил всего 20%. См. таблицу №9.

Таблица №9.

Доля респондентов с различным уровнем развития самооценки

Уровень развития самооценки детей д/сада Уровень развития самооценки детей детского центра
низкий средний высокий низкий средний высокий
13,33% 66,67% 20% 0% 66,67% 33,33%

Дошкольный возраст характеризуется тем, что в данном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить. Очевидно, что в детском саду отношение воспитателей к детям более строгое, их меньше хвалят, требуют послушания, часто наказывают, реже отмечают достижения. Все это влияет процесс формирования самооценки. Она становится более адекватной. В то время как в центре развития отношение воспитателей к детям более теплое, опекаемое, индивидуализированное, менее формальное, оно нацелено на постоянную поддержку ребенка в новых видах деятельности. Такое поведение взрослых не способствует дифференциации самооценки и повышению ее адекватности.

2.2.6 Результаты исследования системного мышления

Исследование по методике «Выбор по аналогии» показывает, что у детей, посещающих центр развития, среднее значение показателя развития аналитического компонента в структуре системного мышления более высокое, чем у детей из детского сада.

Таблица №10.

Средние значения показателя развития системного мышления

Воспитанники Среднее значение параметра Стандартное отклонение
Детский сад 6,867 2,7
Центр развития 7,533 2,56

Как видно из таблицы №11 низкий уровень развития системного мышления выявлен в одинаковой степени у детей из детского сада, а также у детей, посещающих центр развития. Таких детей всего 6,67 %. В то время как у 80% воспитанников центра развития обнаружен высокий уровень способности анализировать. В группе детского сада таких детей оказалось 66,67%. Средним уровнем развития системного мышления обладает 26,67% из детского сада и 13,33 % воспитанников центра развития. См. таблицу №11.

Таблица № 11

Доля респондентов с различным уровнем системного мышления

Уровень системного мышления детей д/сада Уровень системного мышления детей д/центра
низкий средний высокий низкий средний высокий
6,67% 26,67% 66,67% 6,67% 13,33% 80%

Очевидно, занятия в центре развития в большей степени направлены на формирование интеллектуальной готовности детей к школе, умения ребенка выделять закономерность отношения между элементами внутри системы и переносить её на другую систему, умение ребёнка выделять, анализировать и соотносить существенные признаки наглядных объектов.

2.2.7 Результаты исследования аналитического мышления

Исследование по методике «Дополни набор» также показывает, что уровень развития аналитического мышления у детей, посещающих центр развития, более высокий, чем у детей детского сада.

Таблица № 12.

Средние значения показателя развития аналитического мышления

Воспитанники Среднее значение параметра Стандартное отклонение
Детский сад 9,407 5,343
Центр развития 13,53 5,462

Низкие показатели уровня развития аналитического мышления выявлен у 26,67%, воспитанников детского сада, в то время как у воспитанников центра развития таких детей оказалось лишь 13,33%.

Высокий уровень развития аналитического мышления у детей из детского сада не обнаружен, а у воспитанников центра развития таких детей оказалось 26, 67%..См. в таблицу №13.

Таблица № 13.

Доля респондентов с различным уровнем развития аналитического мышления

Уровень аналитического мышления детей д/сада Уровень аналитического мышления детей д/центра
низкий средний высокий низкий средний высокий
26,67% 73,33% 0% 13,33% 60% 26,67%

Таким образом, отмечается тенденция более высокого уровня развития аналитического мышления в группе воспитанников центра развития.

Проведенное исследование различных компонентов психологической готовности к школе воспитанников детского сада и центра развития показало, что существуют некоторые различия в ряде параметров. Сводная таблица результатов исследования приведена ниже.

Таблица № 14.

Сравнительная характеристика средних значений показателей психологической готовности к школе воспитанников детского сада (ДС) и центра развития (ЦР)

Параметры готовности Средние значения ДС) Ст. откл. ДС Средние значения ЦР Ст. откл. ЦР
Внимание * 6,33 4,03 8,33 4,06
память 4,9 1,6 4,6 1,10
обобщение 5,66 1,75 5,66 2,02
системное мышление 6,86 2, 70 7,53 2,56
аналитическое мышление 9,40 5,34 13,5 5,46
Самооценка * 1,73 1,16 1,33 0,48

*Обработка результатов по данным параметрам предполагает обратный подсчет результатов: чем выше уровень развития свойства, тем меньший баллом оно оценивается

Воспитанники детских садов имеют выше показатели по таким параметрам как внимание и память. Воспитанники центров детского развития показали более высокие результаты в сфере мыслительной деятельности.

Метод математической обработки Манна-Уитни позволил выявить различия на 5% уровне значимости между группой детей из детского сада и группой детей из детского центра по параметру «аналитическое мышление», все остальные различия являются незначимы. См.таблицу № 15.

Таблица № 15.

Различия по уровню развития готовности к обучению в школе детей детского сада и центра развития

  Шка лы Произво льное внимание Способ ность к обобще нию Слухо вая память Мотивы учения Само оценка ребенка Аналити ческое мышле ние Систем ное мышле ние
U эмп   88,5     102,5 66,5  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: