Острые респираторные вирусные инфекции и их осложнения

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) встречаются очень часто у детей грудного и раннего детского возраста. Максимум заболеваемо­сти приходится на зимне-весенний период, поэтому общепринято придавать особую роль в их возникновении простуде. Конечно, переохлаждение ослаб­ляет организм, снижает его защитные силы, но основной причиной ОРВИ являются различные вирусы. Вирусы, поражающие верхние дыхательные пути вызывают не только насморк, но и воспаление всей носовой полости, гортани. Во многих случаях заболевание осложняется отитами, бронхитами, бронхопневмониями. Страдает весь организм ребенка.

Особенности физиологии органов дыхания у маленьких детей опре­деляют специфику течения болезни, выбор методов лечения. Верхние дыхательные пути, бронхолегочная система существенно отличаются от таковых у детей старшего возраста и взрослых. Носовые ходы узки и склонны к отеку, гортань и трахея недостаточно развиты, имеют рыхлую слизистую оболочку, формирование бронхиального дерева завершается только к 10-летнему возрасту, легкие имеют упрощенное строение. Та­ким образом, дыхательная система, находясь в состоянии усиленного роста, выполняет значительную нагрузку, связанную с напряженным об­меном веществ и повышенной потребностью ребенка в кислороде.

Дыхательные движения осуществляются главным образом за счет сокращения диафрагмальной мышцы, то есть преобладает брюшной (диафрагмальный) тип дыхания. В этом возрасте весьма велика упругость легочной ткани и соответственно мала растяжимость, в связи с чем ребе­нок затрачивает на вентиляцию гораздо больше энергии, чем взрослый. Грудная клетка находится как бы в состоянии вдоха, ребра расположены почти горизонтально, перпендикулярно отходят от позвоночника. В связи с этими особенностями дыхание у ребенка раннего возраста поверхност­ное и частое, эффективность его сравнительно низка. Однако при актив­ной двигательной деятельности, при плаче и крике объем легочной вен­тиляции увеличивается в 2-3 раза, причем коэффициент использования кислорода повышается при мышечной работе и снижается при утомле­нии и беспокойстве ребенка.

Таким образом, в связи с особенностями строения и функционирова­ния органов дыхания у детей раннего возраста, в связи с отсутствием специфического лечения ОРВИ и частым развитием осложнений, метод ЛФК (лечебной физкультуры) и массаж имеют первостепенное значение. Лечение положением, специальные упражнения и массаж помогают восстановить нормальный ритм, глубину и частоту дыхания, снять или уменьшить спазм бронхов, облегчить откашливание. Особенно важно это для часто болеющих детей и аллергиков, у которых ОРВИ сопровожда­ются астматическими состояниями.

Лечение положением, некоторые упражнения и легкий поглаживаю­щий массаж можно начинать с первых дней болезни. Противопоказани­ем служит высокая температура, нарастание признаков дыхательной исердечно-сосудистой недостаточности, общее плохое состояние ребенка.

Прежде всего необходимо создать комфортное положение малыша в постели. Для этого в изголовье под матрас кладут подушку, при этом верхняя половина тела ребенка (голова, туловище) будет приподнята при­мерно на 20°. Дыхание облегчается за счет некоторого опускания диаф­рагмы. Нельзя укладывать ребенка на перине, в подушках, такое положение затруднит и ослабит его дыхание. Очень важно регулярно проветривать комнату, обеспечивая приток свежего воздуха.

Для профилактики застойных явлений в легких надо часто менять положение ребенка в кровати, поворачивать его с боку на бок, на спину. Полезно брать малыша на руки, держать у своей груди вертикально.

При осложнении ОРВИ бронхитом с затрудненным отхождением мокроты необходимо несколько раз в день укладывать ребенка в дренаж­ном положении. Возьмите плотную подушку или валик и положите ма­лыша на спину таким образом, чтобы его голова и грудь были опущены по сравнению с нижней половиной туловища и ногами. В этом положе­нии удобно делать массаж грудной клетки (рис. 233).

Массаж

Легкие поглаживания грудной клетки и стоп ребенка можно начинать уже в первые дни болезни прямо под одеялом. После снижения темпера­туры и улучшения общего состояния малыша проводится более активный массаж, лучше в дренажном положении. Ребенка во время процедуры не обнажают полностью, при массаже грудной клетки нижнюю часть тела прикрывают пеленкой или легким одеяльцем.

Вначале массируют спину, применяя поглаживание, тщательное рас­тирание (подушечками пальцем, «пиление», гребешками согнутых паль­цев) до появления легкого покраснения кожи. Особенное внимание уде­ляется грудной клетке, где поглаживание проводится по межреберным промежуткам в направлении от позвоночника в сторону по ходу ребер. Затем подушечками широко расставленных пальцев (граблеобразное рас­тирание) растирают промежутки между ребрами. Разминание на спине возможно в виде надавливания в сочетании со сдвиганием.


Рис. 233. Дренажное положение


Рис. 234. Поколачивание тыльной стороной пальцев

Обязательно применяют вибрационные приемы, особенно они эф­фектны в дренажном положении. Можно легко поколачивать по грудной клетке тыльной стороной расслабленных пальцев, (рис. 234); можно по­хлопывать полураскрытой кистью (при правильном выполнении приемов получается слегка гулкий звук за счет воздушной прослойки между ладо­нью и кожей). В любом случае ударные приемы должны быть ритмичны­ми, быстрыми и не вызывать у малыша неприятных ощущений. Все при­емы надо обязательно чередовать с поглаживанием.

Пояснично-ягодичная область, ноги и живот массируют в соответ­ствии с возрастным комплексом (у детей до полугода массируют и руки), особое внимание уделяя массажу живота, так как при длительном зат­руднительном кашле нередко наблюдается расхождение прямых мышц живота, растягивается пупочное кольцо и возможно появление или уве­личение пупочной грыжи. В этом случае надо зафиксировать грыжу и проводить массаж, используя стимулирующие приемы пощипывания, точеч­ного массажа.

Передняя поверхность грудной клетки массируется так же тща­тельно, как и задняя. Поглаживание делается в направлении от середины грудины вверх и немного в стороны к надключным ямкам, затем от сере­дины грудины слегка вниз и в стороны к подмышкам. Растирание — по межреберьям (граблеобразное) (рис. 235). Область грудины не затрагива­ется. Очень мягко растирают верхнюю часть груди, подушечками про­тивопоставленных двух пальцев — ключицы. Из ударных приемов при­меняют самый легкий: поколачивание кончиками пальцев (движения напоминают таковые при печатании на пишущей машинке), очень эффективна вибрация ладонью по ходу нижних ребер. Все приемы обяза­тельно чередуются с поглаживанием.

В зависимости от самочувствия ребенка массаж можно делать до 10 раз в день, чем слабее ребенок, тем занятие должно быть короче (2- 6 м), а количество подходов к ребенку -— больше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: