Ритмическая организация ручной деятельности

19.Ребенку предлагается выполнить несколько ритмических комбинаций с постоянным усложнением. Ребенок отхло­пывает или отстукивает ритм, предложенный педагогом по образцу.

20.Ребенок воспроизводит ритм по написанной схеме: I-Ш,
II – I ит.д.

Изучение состояния произвольной мимической моторики.

В течение всего обследования отмечаются особенности есте­ственной мимики: мимика живая, выразительная, отража­ющая эмоциональное состояние ребенка; мимика невырази­тельная; лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре.

Оценка уровня развития функции мышц лица и выяв­ление неврологического синдрома в мимической мото­рике:

• состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма (N);

• гипомимия (недостаточность мимической моторики);

• сглаженность носогубных складок;

• оральные синкинезии;

• асимметрия лица;

• гиперкинезы лица;

•сохранность функции (N).

Исследуемые компоненты произвольных мимических
движений:

• способность к удержанию мимической позы;

• способность к переключению (с одного движения на другое)

•. равномерность работы мышц;

• объем движений;

• тонус мышц (во время движения и при удержании

позы);

• темп движения;

• точность движения;

• дифференциация движения;

• двигательные замены;

• синкинезии.

Выполнение заданий (в методику исследования включены 16 проб, предъяв­ляемые: а) по образцу - «делай, как я»; б) по словесной инструкции).

Приемы обследования произвольной мимической мо­торики.

1. Сморщить лицо.

2. Вытянуть лицо (в длину) с раскрытием рта - «высшая степень удивления».

3.Поднять брови (удивиться). Глаза при этом широко раскрываются, на лбу появляются горизонтальные Морщины.

4.Опустить брови и свести их к переносице (нахмуриться). Глаза почти закрываются, и над переносицей образуются вертикальные и горизонтальные морщины.

5. Слегка сомкнуть веки.

6. Прищурить глаза - взгляд на яркое солнце.

7.Одновременно закрыть и открыть оба глаза (плотное смыкание век).

8. Попеременно закрывать правый и левый глаз.

9. Зажмуриться.

10. Попеременно зажмуривать правый и левый глаз.

11. Сморщить нос.

12. Надуть щеки - «толстячок».

13. Попеременно, с паузами, надувать то правую, то левую щеку.

14. Попеременно быстро надувать щеки - имитировать полос­кание зубов.

15. Втянуть щеки - «худышка».

16. Попеременно, с паузами, втягивать то правую, то левую щеку.

Изучение состояния артикуляционной моторики.

В течение всего обследования в процессе речи отмечаются осо­бенности артикуляции: Артикуляция четкая, движения ак­тивные, точные, дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме; артикуляция «смазанная», сжатая, нечет­кая, страдает дифференциация и точность движений, кото­рые воспроизводятся в неполном объеме, отмечается сниже­ние амплитуды движений артикуляционных органов, а так­же слабовыраженная неврологическая симптоматика; артику­ляция грубо нарушена, объем и амплитуда движений арти­куляционных органов строго ограничены, отмечается доста­точно выраженная неврологическая симптоматика в артику­ляционных органах.

Оценка уровня развития функции мышц артикуляци­онных органов и выявление неврологического синдро­ма в артикуляционной моторике:

• сохранность функции (N);

• состояние тонуса мышц органов артикуляции: норма (N), дистония, гипотония, спастичность;

•подвижность артикуляционных органов: норма (N), недостаточна, строго ограничена;

•неврологический синдром в артикуляционной мото­рике: отсутствует (N), спастический парез, тонические нарушения управления речевой дея­тельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия;

•состояние глоточного и нёбного рефлексов: норма (N), повышен, понижен;

•наличие/отсутствие патологических рефлексов орально­го автоматизма: гиперсаливация (слюноотделение в норме (N); уси­ливается при определенных условиях; постоянная).

Исследуемые компоненты артикуляционных движений:

способность к удержанию артикуляционной позы;

• способность к переключению (с одного движения на другое);

• равномерность работы мышц;

• объем движений;

• тонус мышц (во время движения и при удержании позы);

• темп движения;

• точность движения;

• дифференциация движения;

• двигательные замены;

• синкинезии.

Выполнение заданий (в методику исследования включены 4 теста, объединя­ющие 31 пробу. Пробы предъявляются: а) по образцу - «делай, как я»; б) по словесной инструкции).

Исследуются двигательные возможности отдельных органов артикуляции, а также координация движений, одновременное выполнение движений ниж­ней челюстью, языком, губами (оральный праксис).

Приемы обследования произвольной артикуляцион­ной моторики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: