19.Ребенку предлагается выполнить несколько ритмических комбинаций с постоянным усложнением. Ребенок отхлопывает или отстукивает ритм, предложенный педагогом по образцу.
20.Ребенок воспроизводит ритм по написанной схеме: I-Ш,
II – I ит.д.
► Изучение состояния произвольной мимической моторики.
В течение всего обследования отмечаются особенности естественной мимики: мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная; лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре.
Оценка уровня развития функции мышц лица и выявление неврологического синдрома в мимической моторике:
• состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма (N);
• гипомимия (недостаточность мимической моторики);
• сглаженность носогубных складок;
• оральные синкинезии;
• асимметрия лица;
• гиперкинезы лица;
•сохранность функции (N).
Исследуемые компоненты произвольных мимических
движений:
• способность к удержанию мимической позы;
• способность к переключению (с одного движения на другое)
•. равномерность работы мышц;
• объем движений;
• тонус мышц (во время движения и при удержании
позы);
• темп движения;
• точность движения;
• дифференциация движения;
• двигательные замены;
• синкинезии.
Выполнение заданий (в методику исследования включены 16 проб, предъявляемые: а) по образцу - «делай, как я»; б) по словесной инструкции).
Приемы обследования произвольной мимической моторики.
1. Сморщить лицо.
2. Вытянуть лицо (в длину) с раскрытием рта - «высшая степень удивления».
3.Поднять брови (удивиться). Глаза при этом широко раскрываются, на лбу появляются горизонтальные Морщины.
4.Опустить брови и свести их к переносице (нахмуриться). Глаза почти закрываются, и над переносицей образуются вертикальные и горизонтальные морщины.
5. Слегка сомкнуть веки.
6. Прищурить глаза - взгляд на яркое солнце.
7.Одновременно закрыть и открыть оба глаза (плотное смыкание век).
8. Попеременно закрывать правый и левый глаз.
9. Зажмуриться.
10. Попеременно зажмуривать правый и левый глаз.
11. Сморщить нос.
12. Надуть щеки - «толстячок».
13. Попеременно, с паузами, надувать то правую, то левую щеку.
14. Попеременно быстро надувать щеки - имитировать полоскание зубов.
15. Втянуть щеки - «худышка».
16. Попеременно, с паузами, втягивать то правую, то левую щеку.
► Изучение состояния артикуляционной моторики.
В течение всего обследования в процессе речи отмечаются особенности артикуляции: Артикуляция четкая, движения активные, точные, дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме; артикуляция «смазанная», сжатая, нечеткая, страдает дифференциация и точность движений, которые воспроизводятся в неполном объеме, отмечается снижение амплитуды движений артикуляционных органов, а также слабовыраженная неврологическая симптоматика; артикуляция грубо нарушена, объем и амплитуда движений артикуляционных органов строго ограничены, отмечается достаточно выраженная неврологическая симптоматика в артикуляционных органах.
Оценка уровня развития функции мышц артикуляционных органов и выявление неврологического синдрома в артикуляционной моторике:
• сохранность функции (N);
• состояние тонуса мышц органов артикуляции: норма (N), дистония, гипотония, спастичность;
•подвижность артикуляционных органов: норма (N), недостаточна, строго ограничена;
•неврологический синдром в артикуляционной моторике: отсутствует (N), спастический парез, тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия;
•состояние глоточного и нёбного рефлексов: норма (N), повышен, понижен;
•наличие/отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма: гиперсаливация (слюноотделение в норме (N); усиливается при определенных условиях; постоянная).
Исследуемые компоненты артикуляционных движений:
способность к удержанию артикуляционной позы;
• способность к переключению (с одного движения на другое);
• равномерность работы мышц;
• объем движений;
• тонус мышц (во время движения и при удержании позы);
• темп движения;
• точность движения;
• дифференциация движения;
• двигательные замены;
• синкинезии.
Выполнение заданий (в методику исследования включены 4 теста, объединяющие 31 пробу. Пробы предъявляются: а) по образцу - «делай, как я»; б) по словесной инструкции).
Исследуются двигательные возможности отдельных органов артикуляции, а также координация движений, одновременное выполнение движений нижней челюстью, языком, губами (оральный праксис).
Приемы обследования произвольной артикуляционной моторики.