Движения языка

18. Высунуть широкий язык «лопаточкой» и удержать его 5-7 с. а нижней губе.

19. Высунуть узкий язык «иголочкой» и потянуть его к под­бородку.

20. Чередовать «иголочку» и «лопаточку».

21. Высунуть язык и поднять кончик языка к носу.

22. Помещать широкий язык поочередно то на верхнюю, то
на нижнюю губу - «качели».

23. Движения языком вправо-влево - «маятник».

24. Движения языка от правого к левому углу рта и обратно по нижней губе.

25. Движения языка от правого к левому углу рта и обратно
по верхней губе.

26. Высунуть язык «лодочкой» (боковые края языка припод­няты).

27. Сделать язык «чашечкой» (язык широкий, передний и бо­ковые края приподняты).

28. Пощелкать (поцокать) языком - «лошадка».

29. Присосать язык к нёбу - «грибок».

На основе полученных результатов дается характеристика тонуса язычной
мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма), подвижности (стро­го ограничена; недостаточна - объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движении снижена; нормальная), отмечается наличие гиперкинезов, тремора, девиации (отклонения в сторону) языка.

Движения мягкого нёба.

30. рывисто На твердой атаке голоса при широко открытом рте произнести звук [А].

31. Широко открыть рот и зевнуть.

На основе полученных результатов дается характеристика тонуса мягкого нёба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (строго ограниченная, недостаточная, норма), отмечается наличие отклонения всего мягко­го нёба или его язычка в сторону, отсутствие или недостаточное смыкание мягкого нёба с задней стенкой глотки.

Далее проводится логопедическое обследование и все данные исследования заносятся в речевую карту.

На основе данных диагностики составляется план индивидуальной работы с каждым ребенком.


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

Для заполнения речевой карты рекомендуем использовать следующую терминологию:

ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ

Совершенно не понимает обращенную речь

Понимание ограниченное (в пределах ситуации)

Понимает на бытовом уровне

Выполняет речевые инструкции

Понимание в полном объеме

ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ

Узнает реальные предметы и изображенные на картинках

Понимает смысловое значение слова

Понимание действия предметов

Понимает простой сюжет

Понимает лексико-грамматические конструкции

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

(различение звуков, слогов, слов, звуковых рядов, звуковой анализ и синтез слова)

Нарушен

Сохранный

ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ (экспрессивная речь)

1-й уровень речевого развития

Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения

Произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания

Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражания

Использование парадигматических средств общения (выразительной мимики, жестов)

2-й уровень речевого развития

Пользуется простой фразой

Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена

3-й уровень речевого развития

Пользуется развернутой фразой.

Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные

Нормальный уровень речевого развития

Пользуется развернутой фразой. Грамматический строй речи сформирован достаточно

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ

Проявляет склонность к эхолалии.

Наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка)

Вербализм

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС (резко ограничен, беден, в пределах обихода, достаточный)

Называние предметов и предметных картинок

Описание сюжетной картинки

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью наводящих вопросов, связность резко нарушена, пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, смысловые ошибки, перечисление действий.

Пересказ текста: пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения значительно нарушена, пропуски частей текста, смысловые ошибки, нарушена последовательность изложения, бедность и однообразие языковых средств.

Знание стихов, сказок

Творческий рассказ нарушение связности речи, грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа, нарушена связность повествования, нарушение структуры фразы, информативность недостаточна. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту.

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА (нарушена, N)

Нарушения

парафазии (замены)

элизии (пропуски)

Итерации (повторение)

контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого) персеверации (отсроченное повторение)

перестановка

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Степень разборчивости речи

Речь невнятная, малопонятная для окружающих

Разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная

Разборчивость речи не нарушена (N)

Темп речи (N, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание)

Ритм речи (N, растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов, дисритмия, паузация, употребление основных видов интонации

ДЫХАНИЕ (свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное)

Дифференциация носового и ротового выдоха

Наличие нижнедиафрагмального дыхания

Ротовой выдох, длительность выдоха (5 лет слов)

3-4 слова; 6-7 лет - 4-5

ГОЛОС

N (сильный, звонкий)

Недостаточная сила голоса (слабый, тихий, истощающийся по мере говорения)

Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный, прерывистый, дрожащий; гипоназализованныи, гиперназализованный, носовая эмиссия)

Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (голос маломодулированный или немодулированный; монотонный)

СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ

Объем движений (полный, неполный), точность выполнения, активность (нормальная, заторможенность, расторможенность), темп выполнения (норм., повышенный, пониженный), способность к переключению с одного движения на другое, Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата (спастический парез, ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия, гиперсаливация)

ЛИЦЕВАЯ МУСКУЛАТУРА

Гипомимия

Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотония, дистония, N)

Сглаженность носогубных складок

Оральные синкинезии

Тремор подбородка

Асимметрия

Гиперкинезы

ГУБЫ (толстые, тонкие)

Тонус (гипертонус, гипотония, дистония, N)

Подвижность (малоподвижные, подвижные)

Наличие расщелины или послеоперационных рубцов

ЗУБЫ

Крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, наличие диастемы, N

Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный)

ТВЕРДОЕ НЁБО (готическое, низкое, наличие расщелины или послеоперационных рубцов, носовые полипы, аденоиды, опухоли носовой полости, N)

МЯГКОЕ НЁБО

(подвижное/неподвижное, длинное/короткое)

Расщелина или послеоперационные рубцы

Увула

Субмукозная щель

ЯЗЫК

Толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка

Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N)

Гиперкинезы, тремор

Девиация (отклонение) языка (вправо, влево)

Посинение кончика языка

Объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный)

Язык не выводится из полости рта

Произвольное высовывание языка

Верхний подъем

Боковые отведения (повороты вправо-влево)

Пощелкивание

Облизывание губ

Снижение амплитуды артикуляционных движений

Умение держать артикуляционную позу

Способность к переключению

ГИПЕРСАЛИВАЦИЯ

ЖЕВАНИЕ (не жует твердую пищу, затруднено, N)

ГЛОТАНИЕ (поперхивается, не нарушено)

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИИ СТРОЙ РЕЧИ:

Искаженное, дефектное произношение. Изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи

Фонетический строй речи сформирован достаточно в пределах возрастной N

Нарушение дифференциации звуков

(замены, смешения), способность к фонематическому анализу и

синтезу, уровень фонематических представлений.

Форма звукового расстройства у ребенка с дизартрией:

1) просодические расстройства + искажения звуков

2) просодические расстройства + замены, пропуски звуков, но в целом слоговая структура слова остается без изменений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: