Нарушение единой федеральной правовой ткани ведет не столько к учету местных особенностей (хотя часто именно под этим предлогом нарушения и происходят), сколько к ухудшению условий жизни граждан. Конституция РФ дает довольно большой простор для проявления территориального разнообразия. Но в ней содержатся и вполне определенные стандарты обеспечения прав и свобод граждан. Если единство этих стандартов отсутствует, страна превращается в набор «феодальных уделов», в которых жизнь людей зависит только от «барона» – руководителя субъекта РФ или градоначальника. Ясно, что такая страна уже не может считаться единым государством, т.е. государством, где гарантии основных прав гражданина незыблемы в любом уголке страны.
Наиболее опасными нарушениями единого правового пространства являются:
- самостоятельное, идущее вразрез с общефедеральным, определение государственной политики в области экономического, социального, культурного развития, природопользования, национальных отношений;
- издание законов и иных нормативных правовых актов, идущие вразрез с Конституцией РФ и федеральным законодательством;
- введение различных цензов (оседлости, возрастного, языкового) для приобретения пассивного избирательного права;
- вмешательство в деятельность судов, прокуратуры, других органов федеральной власти;
- фактическое переподчинение некоторых территориальных органов федеральных структур главам субъектов РФ;
- несоблюдение общих принципов государственной службы;
- провозглашение исключительного права собственности на природные ресурсы данной территории;
- введение ограничений прав граждан и хозяйствующих субъектов из других субъектов РФ на покупку и продажу собственности (главным образом, недвижимости);
- создание препятствий на пути движения товаров и капитала;
- прямое или косвенное участие властных структур в коммерческой деятельности, нарушение принципа равенства хозяйствующих субъектов.
Анализ причин разрыва единой правовой ткани свидетельствует о значительном их разнообразии:
- превышение органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления своих полномочий;
- запаздывание федерального законодательного регулирования;
- излишняя конкретизация и детализация ряда самих федеральных законов, призванных быть лишь рамочными законами;
- прямое нарушение руководителями субъектов РФ и органов местного самоуправления конституционных норм и федеральных законов.