Механизмы реализации

Основуоптимального сценария реформы государственной службыдолжны составлять мероприятия в области кадровой политики.

Во-первых, кадры являются тем «фокусом», в котором пересекаются все возможные мероприятия по созданию публичной службы. Именно чиновники обеспечивают функционирование государственной службы, на совершенствование именно их работы нацелено изменение материального обеспечения аппарата, именно их работу призваны регулировать правовые нормативные акты.

Во-вторых, инвестиции непосредственно в людей могут найти наибольшее число союзников как в среде госаппарата, так и в разных слоях общества.

В-третьих, среди всех факторов развития общества «человеческий фактор» является самым гибким (самодеятельным), ибо люди способны ставить новые цели и выходить за пределы ресурсных ограничений и имеющихся технических возможностей, они обладают инициативой. Соответственно профессиональная бюрократия, наделенная механизмами селекции организационных талантов и совершенствования во благо общественных интересов, может стать главным шансом России на достойное будущее.

Предлагаемые согласно оптимальному сценарию мероприятия подразделяются на главные (кадровые) и вспомогательные (правовые, материального обеспечения, организационно-пропагандистские).

Кадровые мероприятия. Представлены в порядке их «трудоемкости» (сложности их реализации), а не в порядке их временной последовательности.

1. Реорганизация кадровых служб и усиление аналитической кадровой работы:

- введение двойного подчинения кадровых служб в системе федеральной исполнительной власти.

- включение в состав кадровых служб аналитических подразделений.

- создание на базе аналитических подразделений кадровых служб аттестационных (экспертных) комиссий, состоящих из независимых экспертов с включением в их состав представителей общественных объединений граждан, научных и образовательных учреждений соответствующего профиля (на ротационной основе).

- создание на базе аналитических подразделений кадровых служб комиссий по служебной этике, состоящих из независимых экспертов с включением в их состав представителей других органов государственной власти, общественных объединений, научных и образовательных учреждений соответствующего профиля (на ротационной основе).

2. Реорганизация кадрового состава госаппарата.

- проведение аттестации всех профессиональных («карьерных») государственных служащих аттестационными комиссиями аналитических подразделений кадровых служб на основе разработанных этими комиссиями критериев.

- начало осуществления приема на государственную службу преимущественно на конкурсной основе (за исключением случаев отсутствия конкурса на вакантные места и не для должностей «политических назначенцев») по результатам оценок аттестационных комиссий. Подготовка и введение открытых конкурсов на освобождающиеся вакансии по «карьерным» должностям.

- обеспечение открытости принимаемых решений о должностном росте и увольнении (через работу аттестационных и апелляционных комиссий).

- обновление госаппарата, в частности за счет поощрения и организационного обеспечения ротации кадров по «спирали» регионы – центр – регионы, а также привлечения на достаточно высокие должности («боковой вход») людей из сфер бизнеса, производства, науки, молодых специалистов с управленческим образованием.

- создание в каждом органе государственной власти сетки позиций «политических назначенцев» и установление процедурах их назначения на должность.

- определение статуса должностей в рамках временно создаваемых функциональных подразделений.

- сокращение кадров за счет «менеджеризации» тех подразделений госаппарата, которые предоставляют общественные услуги.

- сокращение кадров за счет «маркетизации», выведения обеспечивающих служб с переводом их на «хозрасчет» с элементами конкурсного отбора или полного выведения за штат госслужбы с преобразованием их в независимые самоокупаемые организации.

- введение разрешительного порядка для перехода госслужащих на работу в коммерческие структуры, связанные с их прежней деятельностью, в течение двух лет после увольнения с госслужбы.

- введение порядка увольнения и выхода на пенсию по выслуге лет, по сокращению штатов и другим причинам (раздельно для «карьерных» государственных служащих и «политических назначенцев»), который учитывает специфику государственной службы.

3. Реорганизация системы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

- выведение системы переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров из ведомственного подчинения и уравнивание ее статуса со статусом других высших учебных заведений.

- ускоренное прохождение переподготовки (создание специальных курсов повышения квалификации и их отбор на конкурсной основе, аналогично механизму в предыдущем пункте) ведущими управленческими кадрами, особенно «политическими назначенцами».

- организация профессиональной переподготовки работников кадровых служб (по специальности менеджеров по персоналу).

- увязывание продвижения по службе для «карьерных» государственных служащих с переподготовкой и повышением квалификации по специализациям государственной службы.

4. Организация системы подготовки (образования) служащих.

- коренное улучшение системы подготовки управленческих кадров посредством улучшения государственного стандарта по специальности «Государственное и муниципальное управление» с участием кадровых служб органов исполнительной власти («заказчиков»).

- разработка и утверждение системы специализаций и их учебных планов в рамках специальности «Государственное и муниципальное управление».

- создание специальности ВАК по государственному и муниципальному управлению.

- формирование системы государственного заказа на конкурсной основе для подготовки государственных служащих.

- установление преимуществ при приеме на младшие должностные разряды для лиц, получивших дипломы по специальности «Государственное и муниципальное управление».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: