Анализ ситуации

Нынешняя территориальная структура страны сложилась еще в условиях плановой централизованной экономики и командной системы управления. Сегодня такая структура негативно сказывается на общем уровне управления страной, порождает излишнюю конфликтность, затрудняет обеспечение единых стандартов прав граждан независимо от места их проживания. Федеральная власть зачастую не в состоянии непосредственно оказывать воздействие на те или иные процессы. Это проявляется:

- в чрезмерной, искусственно созданной в условиях централизованного управления многочисленности субъектов РФ: в основу существующего административно-территориального деления клались критерии, далекие от принципов демократической системы управления;

- в неравенстве статуса между субъектами РФ, образованными на этнической или псевдоэтнической основе, и субъектами РФ, образованными на основе территориальной. Хотя в Конституции России отсутствуют положения об этнической основе статуса ряда субъектов РФ, само по себе наличие республики автономных образований является косвенным тому подтверждением;

- в существовании сложноустроенных (сложносоставных) субъектов РФ. Конституционный Суд РФ 17 июля 1997 г. постановил, что принцип равноправия субъектов Российской Федерации не исключает вхождения автономного округа в состав края, области; что население и территории автономных округов являются частью территории и населения края или области, в состав которой они входят. Это смягчило состояние двойственности, неопределенности во взаимоотношениях этих групп субъектов РФ, но не устранило его полностью. В такой конструкции заложен потенциал конфликтности, и он время от времени проявляет себя;

- в проблемах территориального размещения федеральных органов власти. Территориальные структуры федеральных органов власти (исполнительной, судебной, прокуратуры) размещаются таким образом, что границы их юрисдикции совпадают с границами субъектов РФ, а также городов и районов. Такой принцип дислокации ведет к тому, что эти органы очень часто подпадают под влияние соответствующих руководителей на местах (губернаторов, мэров и т.п.). Это происходит по многим причинам. В частности, из-за того, что финансирование федеральных структур на местах осуществляется не в полном объеме, в некоторых случаях законодательно требуется согласование кандидатур на должности их руководителей с соответствующим субъектом РФ, длительное пребывание в должности руководителя территориального подразделения федерального органа психологически отдаляет от этого органа и сближает с местной элитой. В этом не было бы ничего плохого, если бы такое состояние не вредило общим интересам. Сегодня, однако, сплошь и рядом территориальные органы Федерации используются региональными и местными руководителями в целях, далеких от целей их основной деятельности. Тем самым Федерация лишается серьезных рычагов обеспечения единой по стране законности, контроля за расходованием бюджетных средств и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: