Практические мероприятия в рамках избранного сценария

Меры и действия, которые необходимо предпринять должны быть прямо или косвенно направлены на:

1) усиление конкуренции на рынке банковских услуг,

2) вовлечение банковской системы в кредитование здоровой части экономики,

3) укрепление ресурсной базы банков,

4) увеличение капитала банковской системы,

5) улучшение качества управления банками,

6) снижение издержек банковской деятельности.

Модернизация банковской системы будет осуществляться в два этапа.

Задача первого этапа (2000 год) – задать правильный вектор развития банковской системы, принять «критическую массу» изменений в законодательной и нормативной базе, которая позволит улучшить инвестиционный климат в самой банковской индустрии, радикально изменить политику укрепить банковского надзора.

На этом этапе должна быть завершена расчистка банковской системы от нежизнеспособных организаций, а также должно быть начато осуществление специальных проектов и программ по развитию банковского сектора. Государство должно своими активными действиями показать клиентам банковского сектора, частным вкладчикам и инвесторам серьезность своих намерений и переломить отрицательное общественное отношение к банковской системе.

Должен быть запущен ряд серьезных инфраструктурных программ в банковском и финансовом секторе, в том числе с государственным участием, ускоряющих позитивное развитие банковской системы. При этом основной экономический эффект от внедрения этих программ ожидается на втором этапе модернизации банковской системы и в дальнейшем.

Задача второго этапа (2001-2005) – закрепить позитивные изменения, достигнутые на первом этапе, завершить проведение необходимых инфраструктурных изменений в банковском секторе, внедрение новой системы налогообложения банковской деятельности, перевод банковской системы на международные стандарты учета и отчетности.

Все предпринимаемые на первом этапе меры будут отнесены к одной из трех групп: нормотворческие, оперативные, проектные.

К нормотворческим относится внесение изменений:

(1) в законодательство о налогообложении кредитных организаций, которые:

- устанавливают ставку налога на прибыль кредитных организаций на общем для всех предприятий и организаций уровне;

- изменяют порядок определения налогооблагаемой базы кредитных организаций таким образом, чтобы сделать возможным применение принципа начислений при расчете доходов и расходов банков и полный перевод российской банковской системы на международные стандарты учета и отчетности;

- расширяют состав затрат, которые снижают налогооблагаемую базу кредитных организаций при расчете налога на прибыль, в том числе на часть расходов по созданию банковской инфраструктуры, на сумму положительной переоценки валютной составляющей уставного капитала, на сумму резервов, создаваемые банками под возможные потери по ссудам и другие.

(2) в общегражданское законодательство, которые:

- создают базу для возможности предоставления синдицированных банковских кредитов;

- исключают возможность досрочного изъятия вклада из банка иначе, как при наличии прямого указания на эту возможность в договоре банковского вклада;

- снимают жесткую привязку объема выпускаемых банками облигаций к капиталу;

- закрепят понятие электронного документа и введут простые и эффективные правила, позволяющие развивать электронную коммерцию.

(3) в законодательство о банках и банковской деятельности, которые:

- устраняют ссылку на возможное установление предельной доли иностранного капитала в капитале российской банковской системе;

- отменят требование к нерезидентам о получении разрешения Банка России на приобретение акций кредитных организаций (например, в пределах до 5% уставного капитала);

- дают Банку России, как надзорному органу, возможность в одностороннем порядке по итогам проверки финансового состояния проблемного банка уменьшать его капитал, используемый для расчета нормативов банковской деятельности, до реального;

- предусматривают возможность предоставления всех испрашиваемых лицензий вновь создаваемому банку сразу после его регистрации, если размер уставного капитала такого банка превышает 100 миллионов долларов США;

- обязывающие регулирующие органы в определенные сжатые сроки установить для банков правила бухгалтерского учета, соответствующие международно-признанным стандартам в области учета и отчетности;

- вводят специальный порядок отчетности и надзора за деятельностью банковских групп и холдингов, имеющих кредитные организации в своем составе;

- ставят кредитные требования банков в один ряд с требованиями иных кредиторов к предприятиям-банкротам;

- упрощают порядок обращения взыскания на заложенное имущество, в том числе на недвижимость.

(4) в законодательство о Центральном банке Российской Федерации, которые предписывают Банку России в разумные сроки выйти из капитала финансово-устойчивых универсальных банков, включая зарубежные дочерние банки.

К «оперативным» относятся следующие меры.

(1) Уточнение Банком России классификации банков по основным группам финансовой устойчивости и проблемности, включая проведение инспекционных проверок на достоверность предоставляемой отчетности и вычисление реальных показателей достаточности капитала, состояния ликвидности и качества активов банков, а также оценка динамики развития этих банков за последние 2 года. Проведение углублённых инспекционных проверок в 100 крупнейших банках по вопросу правильности исчисления капитала и значений надзорных нормативов;

(2) Быстрая ликвидация всех кредитных организаций, находящихся в тяжелом финансовом положении, не имеющих перспектив восстановления нормальной банковской жизнедеятельности, не справившихся с последствиями финансового кризиса, предоставлявших заведомо ложную отчетность о своем финансовом положении;

(3) Осуществление процедуры сокращения круга операций, предоставляемых кредитным организациям их лицензиями в случае, если эти кредитные организации недостаточно велики, не обладают капиталом большим, чем предъявляется требованиями к уставному капиталу банка при его создании и фактически специализируются на предоставлении клиентам ограниченного спектра банковских услуг и не имеют возможности проводить все виды банковских операций. Возможно, принуждение и стимулирование процедур присоединения таких кредитных организаций к более крупным;

(4) Резкое (в двадцать-тридцать раз) сокращение количества банков с генеральными валютными лицензиями (именно такие банки открывают «окно» для работы с оффшорами);

(5) Внимательное изучение практики работы арбитражных судов (особенно – в г.Москве) по осуществлению процедур банкротства кредитных организаций, выявление недостатков и проблем в этой работе и выработка рекомендаций по укреплению кадрового состава судей;

(6) Скорейшее рассмотрение всех «застрявших» в Банке России обращений кредитных организаций на увеличение их уставных капиталов, отладка оперативного и эффективного порядка рассмотрения таких документов, завершение рассмотрения Банком России всех обращений акционеров и кредиторов проблемных банков о принятии или отклонении программ их санирования;

(7) Введение правила обязательного публичного раскрытия банками балансовой информации и части передаваемой в Банк России отчётности в сети Интернет; Банк России должен расширить перечень публикуемой статистической информации о состоянии кредитных организаций;

(8) Изменение организационной структуры банковского надзора в Банке России, предусматривающее: отказ от организации надзора по территориальному принципу, централизацию надзора за 100 крупнейшими банками в рамках центрального аппарата (восстановление ОПЕРУ-2) и создание межрегиональных структур Банка России для осуществления функций надзора.

К «проектным» относятся следующие комплексы мер:

(1) Внедрение системы гарантирования банковских вкладов (на этом этапе – добровольной, на следующем –добровольно-обязательной). Эта система будет предполагать формирование под доверительным управлением «Агентства по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО) специального фонда гарантирования вкладов и возложение на АРКО обязанностей по управлению всей системой гарантирования вкладов. На первоначальном этапе в данную систему будут включаться финансово-стабильные банки, добровольно изъявившие такое желание. Участие в системе гарантирования вкладов будет рассматриваться этими банками как конкурентное преимущество при привлечении ресурсов частных вкладчиков. Первоначальный взнос в централизованный фонд гарантирования вкладов может быть внесен Правительством Российской Федерации в форме долгосрочных государственных ценных бумаг стоимостью 2 миллиарда рублей. В случае наступления гарантийного случая и при недостаточности взносов банков-участников данные ценные бумаги будут выкупаться Банком России на условиях «репо» для подкрепления ликвидности гарантийного фонда. Одновременно в банковское законодательство будут внесены изменения, предусматривающие специальные полномочия АРКО по надзору за банками-участниками системы в плане получения финансовой отчетности и осуществления проверок её соответствия действительности;

(2) Банк России восстановит свое присутствие на рынке государственных ценных бумаг, вновь станет «маркет-мейкером» на этом рынке. Для этого предлагается часть долга Министерства финансов Российской Федерации перед Банком России по долгосрочным облигациям федерального займа переоформить в государственные бумаги с более коротким сроком обращения. В настоящее время у Банка России в портфеле практически нет торгуемых государственных бумаг, поэтому он лишен возможность регулировать (в настоящий момент – сокращать) ликвидность денежного рынка. Получив этот инструмент, Банк России разовьет операции по предоставлению краткосрочной ликвидности банковской системе через операции на открытом рынке типа «репо». Все это позволит укрепить ликвидность и стабильность рынка, предоставит кредитным организациям и другим участникам экономики работающий механизм перераспределения ресурсов, стабилизирует остальные сегменты финансового рынка страны;

(3) Банк России возобновит процесс разработки системы валовых расчетов в реальном времени, прерванный в 1999 году, что позволит на следующем этапе запустить эту систему и предоставить участникам экономических отношений в стране современный и эффективный платежно-расчетный механизм.

На втором этапе будут предприняты дополнительные долгосрочные меры.

«Нормотворческие» меры будут включать:

(1) создание законодательных основ для функционирования специализированных кредитных организаций, таких как кредитные кооперативы, агентства ипотечного кредитования;

(2) принятие основополагающих законодательных актов о функционировании системы гарантирования банковских вкладов, учитывающей опыт АРКО и вводящей обязательное участие в системе тех банков, которые привлекают средне- и долгосрочные вклады (более 6-9 месяцев), установив верхний предел гарантий по одному вкладу и предусмотрев, что в случае исключения банка из системы гарантирования вкладов по причине неудовлетворительного финансового состояния его банковская лицензия будет отзываться автоматически. Органу, осуществляющему управление системой гарантирования вкладов, будут предоставлены дополнительные полномочия по ведению ликвидационных процедур обанкротившихся банков-участников;

(3) будут приняты законодательные акты, расширяющие оборот таких объектов, которые могут служить залогом по банковским кредитам, как земля и другие объекты недвижимости. При этом должна быть упрощена система регистрации прав на недвижимое имущество и внесены изменения в Гражданский Кодекс с целью усиления защиты прав залогодержателя (сегодня реализовать залог по прописанным процедурам, практически, невозможно).

«Оперативные» меры будут предусматривать:

(1) усиление требований к достаточности банковского капитала, проведение углублённых инспекционных проверок в 100 крупнейших банках по вопросу правильности исчисления капитала и значений надзорных нормативов;

(2) завершение процедур ликвидации всех нежизнеспособных банков;

(3) выход государства (Банка России) из состава участников в дочерних зарубежных банках, а также принятие программы выхода из состава участников в Сбербанке России и Внешторгбанке, преобразование Внешэконобанка в коммерческий банк, функционирующий на основе российского законодательства, с выделением (если это окажется необходимым) специализированного, не осуществляющего коммерческую деятельность, банка-агента по обслуживанию долговых операций Минфина России. Поскольку выход государства из состава Сбербанка России будет практически означать прекращение государственных гарантий по вкладам, то необходимым условием этого мероприятия является создание и нормальное функционирование предусмотренной на первом этапе системы гарантирования вкладов и восстановление доверия банковской системе в целом.

«Проектные» комплексы мер будут включать:

(1) переход к обязательному участию в системе гарантирования вкладов банков, привлекающих вклады от населения;

(2) запуск Банком России системы валовых расчетов в реальном времени, создание общероссийской платежной системы с использованием банковских платежных карт на базе единого централизованного процессинга и российских стандартов;

(3) создание и развитие системы «кредитных бюро».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: