Развитие институциональных инвесторов, деятельности брокеров и доверительных управляющих ценными бумагами, создание новых механизмов привлечения сбережений населения

Важными участниками инвестиционного процесса во всех развитых странах мира являются институциональные инвесторы, выполняющими функцию привлечения сбережений мелких инвесторов и инвестирование этих сбережений в ценные бумаги. Наиболее важную роль среди подобных институтов играют негосударственные пенсионные фонды, институты коллективных инвестиций (акционерные и паевые инвестиционные фонды).

В России многие из этих институтов, хотя и существуют, но, как правило, находятся на начальном этапе своего развития. Однако, учитывая задачу по привлечению сбережений мелких отечественных инвесторов, которая стоят перед фондовым рынком, именно развитию институциональных инвесторов должно отдаваться приоритетное значение.

Значение институциональных инвесторов в России тем более велико, что большинство российских граждан обладает достаточно умеренными сбережениями, что, с одной стороны, не позволяет им использовать механизмы инвестирования, которые требуют существенных первоначальных накоплений (например, доверительное управление, которое как правило требует существенную сумму управляемых сбережений), а с другой стороны, заставляет их искать различные способы вложения этих сбережений, которые приносили бы доход. В настоящее время круг таких способов крайне узок и ограничен в основном банковскими вкладами и иностранной валютой. Важной чертой негосударственных пенсионных фондов и институтов коллективного инвестирования, делающих их важными для российского рынка ценных бумаг, является то, что они по своему характеру являются долгосрочными инвесторами. В этой связи очевидно, что от степени развития системы институциональных инвесторов прямо зависит степень вовлечения в инвестиционный процесс мелких внутренних сбережений, усиление стабильности рынка ценных бумаг. Развитие этих инвесторов должно стать задачей первой очередности, поскольку на первом этапе именно они являются основным способом привлечения сбережений населения, на эффективность которого можно рассчитывать в ближайшей перспективе.

Развитие негосударственных пенсионных фондов

Значительный потенциал развития имеют российские негосударственные пенсионные фонды, выполняющие инвестиционную и важную социальную функцию. Предназначенные быть самыми долгосрочными инвесторами негосударственные пенсионные фонды не выполняют в большинстве своем эту роль. По сравнению с выполняемой ими социальной функцией функция негосударственных пенсионных фондов как инвестора недооценивалась. Кроме того, на практике с деятельностью этих фондов связаны многочисленные злоупотребления, что стало следствием неэффективного регулирования и низкой степени контроля за ними.

· В этой связи в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» должны быть внесены изменения, предусматривающие усиление регулирования инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов (запрет на самостоятельное размещение пенсионных резервов, жесткие ограничения на объекты инвестирования фондов, в том числе в ценные бумаги лиц, являющихся их учредителями и вкладчиками и т.п.), а также усиление контроля за инвестиционной деятельностью, в том числе со стороны специализированных депозитариев. Такие изменения должны быть внесены не позднее 1 квартала 2001 г. должны.

· Признавая необходимость стимулирования развития негосударственных пенсионных фондов для них должен быть создан такой налоговый режим, который поощрял бы инвестирование в них предприятиями и гражданами. В частности, в налоговое законодательство в течение 2000 – 2001 г.г. должно предусматривать освобождение от обложения подоходным налогом и налогом на прибыль определенной, не превышающей законодательно установленной суммы взноса в негосударственные пенсионные фонды.

Развитие институтов коллективного инвестирования

Сегодня в России уже функционируют корпоративные (акционерные инвестиционные фонды) и договорные (паевые инвестиционные фонды) институты коллективного инвестирования. Они предлагают для мелких инвесторов наилучший с точки зрения профессионализма, снижения издержек и рисков, способ инвестирования в ценные бумаги и иные активы. Важнейшей проблемой, препятствующей их развитию, является отсутствие законодательной базы их деятельности. В этой связи до 2001 г. необходимо принять ФЗ "Об инвестиционных фондах".

Опыт создания и функционирования паевых инвестиционных фондов в России продемонстрировал их высокую жизнеспособность. В случае роста рынка ценных бумаг можно ожидать существенного роста инвестиций в них. Эффективность деятельности паевых инвестиционных фондов во многом объясняется отсутствием так называемого «двойного налогообложения» их участников. В случае оптимизации налогообложения прибыли акционерных инвестиционных фондов можно ожидать активизацию и их деятельности.

· В налоговом законодательстве должно быть предусмотрено освобождение от налогообложения прибыли акционерных инвестиционных фондов в той части, в которой она направляется на выплату дивидендов акционерам (при условии, что на выплату дивидендов направляется не менее 90 % прибыли этих инвестиционных фондов). Эта мера, традиционная для всех стран, где существуют институты коллективного инвестирования, аналогичные российским акционерным инвестиционным фондам, направлена на устранения двойного налогообложения доходов их акционеров. Подобное преимущество делает создание акционерных инвестиционных фондов привлекательным способом аккумулирования средств инвесторов. В отсутствие такого режима налогообложения статус инвестиционного фонда отличается одними только ограничениями (лицензирование, контроль со стороны специализированного депозитария, ограничения на инвестиции), которые дестимулируют их создание.

· Одновременно должен быть сохранен ныне существующий безналоговый статус паевых инвестиционных фондов.

Установление описанного налогового режима для институтов коллективного инвестирования создает гражданам возможность инвестировать свои сбережения через институты коллективного инвестирования на условиях налогообложения, сходных с условиям налогообложения прямого инвестирования. Тем самым, государство предоставляет своим гражданам реальную возможность воспользоваться более профессиональной возможностью инвестирования, снизить риск такого инвестирования.

Описанные изменения налогового режима должны быть введены в действие не позднее 1 квартала 2001 г. необходимо внести соответствующие изменения в налоговое законодательство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: