Реструктуризация ОПК

Все это определяет необходимость разработки и реализации сценария развития ОПК на основе жесткой увязки мероприятий по его реструктуризации с задачами военного строительства и реальными финансово-экономическими возможностями государства

Основной задачей реструктуризации ОПК на 10-летнюю перспективу является полное обеспечение определяемых военной доктриной и планами военного строительства потребностей Вооруженных сил и других войск России в системах, комплексах и образцах вооружения и военной техники (В и ВТ) отечественного производства.

Для достижения основной цели развития ОПК в существующей системе угроз, при ограниченных ресурсах, основным содержанием структурной политики в комплексе должно стать:

- сокращение ресурсоемкости ОПК с одновременным повышение его эффективности,

- сопряжение ресурсов государственного оборонного заказа, возможностей военно-технического сотрудничества, использования двойных технологий и диверсификации для достижения основной цели развития комплекса,

- перенос акцента в финансировании государственного оборонного заказа с закупок вооружений и военной техники на военные НИОКР, обеспечивающие создание задела для создания перспективных образцов и систем вооружений во второй половине текущего десятилетия;

- эффективное использование потенциала ОПК для развитие гражданских секторов экономики.

Основой стратегии развития ОПК является Концепция развитиявооружения, военной и специальной техники на период до 2015 года и Государственная программа вооружений на 2001-2010 годы. Государственная программа представляет собой комплекс целевых программ создания, производства и оснащения Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и органов вооружением, военной и специальной техникой по видам вооружений и военной техники.

Целевые программы вооружения формируются исходя из задач, стоящих перед Вооруженными силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, определенных Военной доктриной Российской Федерации, планами применения Вооруженных Сил в войне и планами военного строительства в Российской Федерации.

Каждая целевая программа по виду вооружения, военной и специальной техникидолжна предусматривать выполнение НИОКР по созданию опытного образца вида вооружения, военной и специальной техники, его испытание и принятие на вооружение, подготовку серийного производства и задания по объему производства на планируемый период и при необходимости мероприятия по обеспечению жизненного цикла этого вида вооружения (техники);

При разработке целевых программ планируется реализовать ряд принципов, которые в целях сокращения затрат должны быть использованы при создании военной техники любых назначений, в том числе:

- максимально возможное внедрение межвидовой унификации;

- для отдельных видов техники различные ее модификации необходимо создавать на основе единой базовой модели, что даст значительный экономический эффект в разработке изделий и их эксплуатации:

- нахождение разумных соотношений между новыми разработками военной техники, отвечающими самым современным требованиям, и работами по поддержанию в боеготовом состоянии военной техники, находящейся в составе Минобороны и других войск;

- разработка военной техники в своих истоках должна предусматривать возможность двойного назначения, как по отдельным технологиям так и в части использования по завершению военного цикла и создаваться с использованием импортозамещающих комплектующих изделий, материалов и компонентов.

Порядок финансирования Государственной программы вооружений будет изменен. Если в настоящее время эта программа реализуется в рамках государственного оборонного заказа на год, что не позволяет предприятиям планировать свою производственную деятельность даже на ближайшую перспективу, то в дальнейшем, по мере введения порядка разработки наряду с годовым федеральным бюджетом финансового плана на три года, появится возможность устанавливать в рамках государственного оборонного заказа на текущий год задания на последующие два года и заключать долгосрочные договора (2-3 года), в первую очередь на разработку и поставку вооружений и военной техники с длительным циклом создания.

В целом предусматривается увеличение ассигнований на НИОКР, закупку, и ремонт вооружения и военной техники до объемов, позволяющих к 2010 г. существенно улучшить обеспеченность Вооруженных Сил современными видами вооружений и военной техники.

В 2001 – 2005 гг. будут завершаться НИОКР и, в основном, поддерживаться эксплуатация вооружений и военной техники, находящейся в войсках (модернизация, ремонт, поставка запасных частей).

В интересах концентрации ресурсов на развитие НИОКР, государство использует возможности по введению в хозяйственный оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности, осуществленной на средства федерального бюджета, в частности, стимулируя заключение лицензионных соглашений по цепочке: государство – НИИ – КБ – серийные заводы.

Соотношение между НИОКР и закупкой вооружений и военной техники, финансируемых из федерального бюджета, составит в этот период 1: 1,6. В дальнейшем, по мере окончания НИОКР, будет увеличена доля ассигнований, направляемых на закупку нового вооружения и военной техники к 2010 г. соотношение «НИОКР - закупки» составит 1:3.

В 2001 – 2010 гг. в общих расходах на национальную оборону будет расти доля средств, направляемых на разработку и производство вооружений и военной техники. Так, если в 2000 г. на НИОКР, закупку и ремонт вооружений и военной техники предусмотрено направить 33% от общих расходов на оборону, то к 2005 г. этот показатель планируется довести до 50 %, а к 2010 г. – до 60 %.

По мере увеличения доли расходов на техническое оснащение в структуре расходов на национальную оборону планируется провести оптимизацию системы заказов - как внутри Минобороны России, так и во всем комплексе министерств и ведомств, имеющих войска и войсковые формирования.

В Министерстве обороны в целях исключения дублирования и параллелизма в проведении работ, ведущего к распылению бюджетных средств, особенно в части разработок новых образцов вооружений, планируется осуществить переход от существующей в настоящее время относительно независимой системы заказов вооруженийи военной техники в каждом виде и роде войск к единому заказывающему органу Минобороны России. В дальнейшем планируется постепенная передача этому заказывающему органу Минобороны всех функций по заказу, финансированию и заключению договоров по обычным видам вооружений и военной техники и для других министерств и ведомств, имеющих войска и войсковые формирования. Таким образом, единый заказывающий орган Минобороны России будет превращен в единого государственного заказчика.

Оптимизация военно-технической политики, связанная с формированием единого государственного заказчика приведет также к возможности оптимизации имеющихся мобилизационных мощностей и последующего сокращения тех мощностей, дальнейшее сохранение которых будет признано нецелесообразным.

В рамках указанного сценария осуществляется активная реструктуризация комплекса с использованием всех доступных механизмов государственного регулирования.

В ходе реструктуризации разработка и производство вооружений и военной техники концентрируется преимущественно в комплексе крупных диверсифицированных корпораций, ориентированных на разработку, производство, продажу как передовой военной, так и высокотехнологичной гражданской продукции, что не исключает сохранение отдельных узкоспециализированных военных производств. Корпорации используют преимущества концентрации средств на разработку технологий и продукции военного и двойного назначения. Корпорации могут иметь смешанную форму собственности, однако разработки, производство и продажи вооружений и военной техники будут находиться под государственным контролем. В рассматриваемых период реструктуризация осуществляется в основном за счет эффективного использования доходов от экспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: