double arrow

Ключевым фактором привлечения инвестиций в отрасли ТЭК является проведение институциональных преобразований направленных на развитие конкурентных отношений.

Помимо естественных монополий в отраслях ТЭК необходимо осуществить структурных реформы в нефтяной промышленности, обеспечивающие развитие конкурентной среды, создание высокотехнологичных, специализированных компаний, осуществляющих добычу нефти из небольших месторождений, в том числе с трудноизвлекаемыми запасами.

Государству необходимо обеспечить равный доступ на рынки сбыта продукции для всех производителей на основе установленных правил использования производственной инфраструктуры (внутрипромысловые и межпромысловые нефтепроводы, станции подготовки нефти, насосные станции), ликвидировать высокую степень монополизации рынка и его организационно-технических элементов.

Правительством Российской Федерации будет разработана и реализована программа развития открытой конкурентной среды и ограничения недобросовестной конкуренции в нефтяном секторе экономики. Реализация программы – одно из обязательных основных условий повышения инвестиционной привлекательности в нефтяной промышленности.

Государство обеспечит гарантии равного, пропорционального для всех производителей доступа к экспортным возможностям с использованием естественной монополии – трубопроводного транспорта.

Принципы работы, предоставления услуг и перспективного развития трубопроводного транспорта должны найти свое отражение в законе «О магистральном трубопроводном транспорте»

Структурные преобразования угольной промышленности страны были начаты в 1993 году через реализацию программы реструктуризации. Сегодня можно оценивать реальные результаты реализации программы реструктуризации убыточной и неэффективной отрасли:

- резко выросла производительность труда в отрасли,

- несмотря на закрытие 100 шахт и 2 разрезов, вырос объем добычи угля и поставки его потребителям,

- сложилась система рыночных цен на уголь,

- осуществлена приватизация наиболее перспективных предприятий, что позволило добиться роста частных капиталовложений в отрасль,

- сокращение занятого персонала (в 3-4 раза) сопровождалось в основном адресной социальной защитой и содействием в трудоустройстве,

- отработаны механизмы переселения безработных в другие регионы страны.

При всех положительных моментах не удалось избежать и масштабных социальных волнений («рельсовая война» 1998 г.), которые объяснялись не неверностью выбранной стратегии, а ошибками Правительства в ходе ее реализации и недостаточным финансированием Программы.

Институциональные преобразования в угольной промышленности должны означать переход к следующему этапу государственной программы реструктуризации угольной промышленности, который предполагает:

- приватизацию рентабельных шахт и разрезов (50 % до конца 2000 года, остальные до конца 2001 года),

- продолжить дотирование по узкому ряду убыточных шахт и разрезов, безнадежно нерентабельные должны быть закрыты с безусловным проведением мероприятий по социальной поддержке и реабилитации, в том числе за счет средств полученных от приватизации угольной промышленности (до конца 2003 года),

- выделение среди убыточных потенциально рентабельных подразделений, выведение их на рентабельный уровень добычи (подготовка к приватизации) и приватизация (до конца 2002 года),

Завершение этого этапа реструктуризации угольной промышленности позволит сформировать конкурентный рынок угля, ликвидирует недобросовестных посредников и перепродавцов, повысит эффективность и инвестиционную привлекательность угольной промышленности.

Реализация вышеуказанных мероприятий ценовой и налоговой политики, институциональных преобразований в энергетическом секторе безусловно должна способствовать повышению эффективности работы и инвестиционной привлекательности отраслей ТЭК.

Вместе с тем, в начальный период (2000-2003 гг.) до улучшения общего инвестиционного климата в стране маловероятно ожидать сколько-нибудь значительного увеличения инвестиций в ТЭК. Предполагаемый эффект от роста инвестиции в виде увеличения объемов производства будет еще позже (по причине длительности инвестиционных периодов в ТЭК).

Таким образом, важнейшей задачей является определение плана мероприятий, которые необходимо реализовать на первом этапе (2000-2003 гг.), чтобы обеспечить потребности растущей экономики в топливе и энергии.

На первом этапе (2000-2003 гг.) необходимо реализовать следующие мероприятия:

- реализация программы мер по преодолению кризиса неплатежей потребителей энергоресурсов, исключение неденежных форм расчетов, в том числе безусловное обеспечение расчетов бюджетополучателей за энергоресурсы (2000);

- осуществление налоговой реформы в промышленности в целом и в ТЭК в частности (2000-2001);

- прекращение перекрестного субсидирования потребителей энергоресурсов (2000-2003);

- доведение цен и тарифов до уровня покрытия всех обоснованных затрат с дифференциацией по режимам потребления (2000-2001),с постепенным увеличением инвестиционной составляющей;

- обеспечение финансовой и организационной прозрачности монополий в ТЭК (2000 –20001), разделение учета по видам деятельности;

- принятие нормативно-правовых актов по улучшению общего инвестиционного климата в России (2000-2001), в т.ч.:

Федеральные законы:

«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации…»

«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об иностранных инвестициях»,

«О концессионных договорах…»,

Акты органов исполнительной власти для реализации федерального закона «О СРП»;

- создание необходимой законодательной и нормативной базы для реализации институциональных преобразований в электроэнергетике и газовой промышленности (2000-2003), в том числе создание условий для возникновения независимых производителей;

- организационная перестройка в РАО «ЕЭС России» и продолжение совершенствования структуры ОАО «Газпром», направленные на повышение их эффективности;

- развитие конкурентных отношений в нефтяной промышленности (2000-2002);

- завершение реструктуризации угольной промышленности (2000-2003);

- совершенствование налогового законодательства в нефтяной (2000-2001) и газовой (2001-2002) промышленности;

- устранение межтопливной конкуренции путем увеличения цен на газ и/или введения налога на потребление газа (2002-2003).

Вышеуказанные меры не могут дать быстрого эффекта, поэтому на первом этапе очень важно реализовать ряд организационных мер, направленных в первую очередь на энергосбережение и повышение эффективности использования имеющихся ресурсов (2000-2003):

- реализация системы организационных мер по энергосбережению в бюджетной сфере, в том числе жесткий мониторинг исполнения принятых решений;

- введение обязательных стандартов использования энергии и системы контроля за их соблюдением;

- реализация программ энергосбережения на муниципальном и региональном уровнях, в том числе предусматривающих элементы либерализации региональных энергетических отношений;

- введение системы стимулирования энергосбережения, в том числе через трансфертную политику;

- реализация программы энергосбережения в жилищно-коммунальной сфере, включая введение обязательных нормативов использования топлива и энергии, элементов стимулирования;

- введение налогов на потребление энергоресурсов, предусматривающее систему преференций при их эффективном использовании;

На первом этапе необходимо реализовать ряд мер на уровне организаций ТЭК при непосредственном участии органов исполнительной власти, направленных на эффективное использование имеющегося производственного и финансового потенциала (2000-2003):

- повышение эффективности управления в рамках существующих организационных структур ТЭК, в том числе реализация программ переподготовки кадров;

- разработка и реализация планов, определяющих направления и очередность использования имеющихся собственных инвестиционных ресурсов РАО «ЕЭС России» (с учетом необходимости диверсификации топливно-энергетического баланса), ОАО «Газпром», ОАО «Транснефть»;

- выделение непрофильных направлений деятельности, прекращение их финансирования;

- разработка и реализация программы по использованию объектов незавершенного строительства, которые должны стать первоочередными направлениями привлечения внешних инвестиций;

- выведение из оборота неэффективных и максимальная загрузка наиболее эффективных генерирующих объектов в электроэнергетике,

- реализация отраслевых программ, направленных на повышение эффективности использования ресурсов, с жестким мониторингом их исполнения со стороны управляющих компаний и государства.

На втором этапе (2004-2010) с учетом корректировки по итогам первого этапа будут реализованы следующие мероприятия:

- продолжение структурных преобразований в отраслях ТЭК, в том числе дерегулирование потенциально конкурентных рынков;

- привлечение внешних инвестиций в отрасли ТЭК;

- совершенствование налоговой системы в ТЭК;

- эффективное государственное регулирование естественных монополий в ТЭК;

- проведение антимонопольной политики в формировании и развитии энергетических рынков, в том числе тарифное регулирование участников рынка, занимающих на нем доминирующее положение, до достаточного увеличения доли на рынке независимых производителей (продавцов) газа;

- продолжение ценовой политики, направленной на устранение межтопливной конкуренции путем увеличения цен на газ и/или введения налога на потребление газа;

- дальнейшая реализация мероприятий по энергосбережению и эффективному использованию энергии;

- продолжение реализации организационных мер, направленных на энергосбережение и повышение эффективности использования имеющихся ресурсов;

- эффективное использование имеющегося производственного и финансового потенциала организаций ТЭК.

В результате реализации намеченных мер в России сложится эффективно развивающийся топливно-энергетический комплекс, удовлетворяющий потребности растущей экономики в энергоресурсах, постепенно интегрирующийся в мировые энергетические рынки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: