Основные этапы реструктуризации ОПК

В рамках сценария активной реструктуризации ОПК можно условно выделить два этапа:

1. Концентрация производства вооружений и военной техники на ограниченном числе предприятий, в том числе путем создания крупных диверсифицированных корпораций ОПК.

2. Повышение эффективности и развитие корпораций, выход их за национальные границы.

Некоторая условность разделения процесса управляемого развития на этапы определяется особенностями и различным современным состоянием отраслей, входящих в ОПК, т.е. различными стартовыми условиями процесса их реформирования.

Этап 1 (2000 - 2005 гг.) Основной целью первого этапа структурных преобразований ОПК является формирование его компактной структуры, отвечающей современным и перспективным потребностям обеспечения Вооруженных сил в военной технике, а также реальным возможностям расширения военно-технического сотрудничества. Кроме того, проводимая реструктуризация должна учитывать потребности мобилизационного развертывания с учетом масштабов и интенсивности наиболее вероятных вооруженных конфликтов. На этом этапе осуществляются меры по запуску программы реформирования комплекса путем интеграции предприятий с целью концентрации доходов, снижения себестоимости продукции, формирования механизмов эффективного использования полученной прибыли на инвестиции в разработки нового поколения военной техники, модернизацию производственного аппарата, освоению новых экспортных рынков. Осуществляется концентрация ресурсов, прежде всего в создаваемых корпорациях «ядра» ОПК, в рамках государственного оборонного заказа на разработку вооружений и военной техники нового поколения.

Основным содержанием первого этапа является инвентаризация производственно-технологических цепочек ОПК, оценка экономического и технологического состояния предприятий в этих цепочках и сокращение количества предприятий комплекса за счет концентрации разработок и производства вооружений и военной техники на наиболее жизнеспособных и эффективных предприятиях, вывода с рынка оборонной продукции неэффективных предприятий, создание интегрированных структур на базе технологических коопераций (в первую очередь путем интеграции КБ с серийными заводами).

Концентрация разработок и производства вооружений и военной техники потребует решения трех основных задач:

- вывода (перепрофилирования) избыточных мощностей и высвобождения персонала из структуры ОПК;

- перемещения составляющих военно-промышленного потенциала с одних предприятий на другие;

- консервации отдельных технологий ОПК.

Вывод неиспользуемых в военном производстве мощностей и высвобождение персонала проводится в тесной связи с реализацией мероприятий по конверсии, основными целями которой являются:

- развитие экспортного потенциала и снижения импортной зависимости по приоритетным направлениям наукоемкой гражданской продукции, производимой оборонной промышленностью;

- разработка и производство конкурентоспособного технологического оборудования (продукции) для обеспечения технического перевооружения промышленности и сырьевых отраслей;

- создания в конверсируемых организациях дополнительных рабочих мест для работников, высвобождаемых в связи с проведением конверсии.

Выполнение поставленных целей должно быть осуществлено за счет разработки и реализации социально - экономических, нормативно - правовых, организационных и других мероприятий, обеспечивающих:

- повышение эффективности использования научно-производственного потенциала конверсируемых организаций, в том числе за счет их внутрифирменной реструктуризации и, как следствие, сокращения издержек производства и реализации продукции, обусловленных низкой загрузкой производственного аппарата;

- повышение технологического уровня производства и качества продукции на основе внедрения базовых технологий двойного применения, сертификации продукции и производств;

- сохранение накопленного и временно невостребованного научно - технического потенциала конверсируемых организаций;

- сбалансированное сочетание мер государственного обеспечения и регулирования процесса конверсии, в том числе за счет совершенствования механизма адресного отбора конверсионных проектов (работ) и их ресурсного обеспечения;

- социальную защиту работников конверсируемых организаций, высвобождаемых из военного производства в связи с конверсией, в том числе в результате осуществления комплекса институциональных преобразований, связанных с концентрацией военного производства и созданием ядра оборонной промышленности.

Государственная поддержка конверсии будет иметь целевой, адресный характер и предоставляться конверсируемым организациям (предприятиям) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), реализацию инвестиционных программ (проектов) конверсии, компенсацию и социальные выплаты работникам.

Наиболее остро проблема вывода мощностей и высвобождения персонала встанет на градообразующих предприятиях ОПК и в ЗАТО оборонного комплекса. Именно здесь необходимо будет сконцентрировать основной объем бюджетных средств новой программы конверсии.

Перемещаемыми составляющими военно-промышленного потенциала станут:

Технологии. Для этого потребуется формирование и реализация плана учета передачи прав на лицензионной основе на результаты интеллектуальной деятельности. Лицензионные договора на использования технической документации, созданной на средства бюджета, могут заключаться с предприятиями, на которые переводится соответствующее производство или разработки, использоваться для внесения в уставной капитал, оплаты эмиссии.

Оборудование. Предполагается экономически целесообразная и технически осуществимая передислокация уникального оборудования на предприятия, сохраняемые в составе реструктурированного ОПК, либо организационно-юридическое его обособление с передачей в собственность или пользование этих предприятий.

Конструкторские и производственные кадры. В отдельных случаях для реализации этой задачи разрабатывается система мер предоставления жилья и социальных гарантий особо ценным специалистам, которых целесообразно перевести к новому месту работы.

Перемещения составляющих военно-промышленного потенциала будет сопровождаться разработкой и реализацией программы переноса на предприятия «ядра» ОПК внутренних заказов на военные НИОКР и закупки, а также экспортных контрактов по линии военно-технического сотрудничества.

Часть научно-технического потенциала ОПК, признанного потенциально перспективным, но невостребованного на внутреннем рынке до повышения инвестиционной активности на первых этапах реализации программы модернизации экономики, и на внешнем - до вхождения потенциальных покупателей в соответствующие этапы циклов перевооружения, подлежит консервации путем подробного оформления документации по выполненным разработкам и оформления минимальных по численности групп сопровождения отдельных разработок. В этих целях разрабатывается и реализуется программа консервации временно невостребованных технологий.

В число важнейших мероприятий, реализуемых на первом этапе программы реформирования ОПК входят:

- формирование программы создания интегрированных структур и облика комплекса предприятий, разрабатывающих, производящих и сопровождающих эксплуатацию вооружения и военной техники («ядро ОПК»);

- разработка пилотных программ реструктуризации и интеграции комплексов предприятий и их осуществление;

- разработка и принятие нормативной базы, обеспечивающей направление доходов от военно-технического экспорта на разработки и модернизацию производства;

- совершенствование нормативно-правовой базы государственного оборонного заказа;

- обеспечение корреляции тактико-технических требований заказывающих российских ведомств и требований внешнего рынка;

- совершенствование нормативно-правовой базы военно-технического сотрудничества с целью содействия расширению рынков сбыта и поддержания высокого уровня экспортных цен;

- разработка и первый этап реализации программы подготовки, переподготовки и закрепления кадров;

- проведение мероприятий по ослаблению зависимости отечественного производства вооружений и военной техники от зарубежной зависимости, включая страны СНГ, при сохранении кооперационных связей с предприятиями СНГ, имеющими мощности, дублирование которых в России по тем или иным причинам невозможно (при подготовке соответствующих межправительственных соглашений).

Источниками финансирования структурных преобразований ОПК на первом этапе являются постепенно увеличивающийся государственный оборонный заказ, Федеральная целевая программа реструктуризации и конверсии и экспорт вооружений и военной техники. За счет специально установленной нормы отчислений от экспортных контрактов формируется фонд, средства которого расходуются исключительно на вышеизложенные реструктуризационные мероприятия. Кроме того, дополнительные средства на реструктуризационные мероприятия возникают в результате расширения внутреннего спроса на конкурентоспособную продукцию отрасли.

Основными принципам реализации мероприятий первого этапа являются;

- использование в качестве центров концентрации производства вооружений и военной техники преимущественно предприятий, на которых прогнозируется поддержание или расширение как государственного оборонного заказа, так и экспортных контрактов;

- создание «ядер» на базе интеграции КБ с серийными заводами;

- преимущество при выборе «ядра» отдается наиболее экономически эффективным предприятиям, с современной и перспективной научно-производственной базой;

- обеспечение государственного участия в управлении «ядрами», в части стратегических решений по развитию предприятий, контроля за использованием финансовых потоков, обеспечения приоритета развития военной составляющей разработок и производства, коммерциализацией технологий двойного назначения;

- либерализация на микроуровне путем поощрения создания и развития диверсифицированных конкурентоспособных и не субсидируемых военными заказами гражданских производств, использующих технологический потенциал предприятий;

- комплексная реализация программ реструктуризации и финансового оздоровления включаемых состав «ядер» предприятий, экономическое состояние которых признается неудовлетворительным.

При проведении реструктуризационных мероприятий данного этапа органы государственного управления используют следующие основные механизмы регулирования в следующих областях:

В сфере управления государственной собственностью:

- реорганизация предприятий госсектора ОПК (прежде всего, государственных унитарных предприятий) путем их слияния и присоединения;

- внесение государственного имущества (пакетов акций, прав на результаты интеллектуальной деятельности и других видов государственного имущества) в уставные капиталы хозяйственных обществ с целью формирования (инициирования создания) интегрированных структур;

- возложение функций исполнительного органа нескольких акционерных обществ, которые целесообразно интегрировать, на одну управляющую организацию.

Реструктуризация государственного научно-исследовательского сектора ОПК проводится по следующим направлениям:

- преобразование отдельных НИИ и КБ в филиалы других исследовательских организаций, что позволит хотя бы частично сохранить результаты ранее выполненных ими исследований.

- создание Федеральных центров науки и высоких технологий, ориентированных на развитие и последующее продвижение для промышленного использования прогрессивных технологий и прикладных разработок. Формирование таких центров не предполагает механического объединения исследовательских организаций ОПК и направлено на интеграцию отдельных, наиболее передовых разработчиков.

В сфере развития конкурентной среды, концентрации и антимонопольного регулирования:

- на этапе формирования «ядра» ВПК стимулируется формирование конкурентных предложений предприятий по развитию направлений разработок и производства вооружений и военной техники. Критерием отбора является экономическая эффективность программ развития в долгосрочной перспективе;

- в силу ограниченности объема государственного оборонного заказа, устраняется внутренняя конкуренция по всем дорогостоящим и ресурсоемким направлениям разработок и производства. Заказы Минобороны концентрируются преимущественно на предприятиях, производящих и конкурентоспособную на внешних рынках продукцию, либо критическую продукцию в рамках гособоронзаказа;

- предприятия, на которых концентрируются безальтернативные мощности по выполнению экспортных заказы и заказов Минобороны признаются монополистами. Разрабатывается правовая база контроля за их ценами и себестоимостью, а также нормативная база стимулирования использования доходов от экспортных контрактов для финансирования НИОКР и модернизации производства;

- на переходный период поддерживается разрыв между внутренними и внешними ценами на вооружения и военную технику при приведении внутренних нормативов ценообразования к экономическим реалиям. Сдерживанию внутренних цен на вооружение и военную технику должно способствовать сдерживание цен на сырье и энергоносители;

- разработка и принятие нормативной базы, включающей в сферу ответственности силовых ведомств недопущение контроля криминальными группировками деятельности предприятий и организаций «ядра», определение дополнительных источников финансирования силовых ведомств в рамках указанной сферы ответственности. Обеспечение оперативного прикрытия силовыми ведомствами крупных программ, в том числе конверсионных, таких предприятий, в части предотвращения противодействия криминальных группировок, контролирующих крупнейших поставщиков этих предприятий и соответствующие товаропроводящие.

- обеспечения расширения доступа малых инновационных предприятий к выполнению на правах соисполнителей государственного оборонного заказа и экспортных контрактов в сфере военно-технического сотрудничества.

В сфере развития науки и инновационной деятельности:

- финансирование консервации потенциально перспективных, но временно невостребованных разработок, путем систематизации и подробного оформления конструкторской и технологической документации, формирования групп сопровождения, в которых обеспечивается преемственность кадров;

- сопряжение финансирования НИОКР двойного назначения с учетом реальных перспектив государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества;

- содействие концентрации ресурсов в сфере НИОКР путем урегулирования отношений к правам на результаты интеллектуальной деятельности, использования прав государства для стимулирования заключения цепочек лицензионных договоров производителей с разработчиками и НИИ.

- бюджет участвует в финансировании перехода разработчиков к технологиям проектирования, соответствующим международным стандартам, в интересах загрузки конструкторских и проектных организаций гражданскими экспортными заказами.

В сфере поддержки военно-технического экспорта:

- исключение конкуренции российских предприятий между собой на внешнем рынке и реализация скоординированной ценовой политики;

- облегчение процедур заключение и реализации предприятиями сервисных контрактов в сфере военно-технического сотрудничества;

- расширение кооперации с зарубежными компаниями по модернизации российской техники за рубежом;

- разработка и реализация комплекса мер по прекращению нелицензионного выпуска российского вооружения и военной техники и комплектующих к ним за рубежом.

В сфере политики в области ценообразования на продукцию и услуги военного назначения.

Практика установления цен на приобретаемую в рамках государственного оборонного заказа продукцию и услуги оборонно-промышленного комплекса, в том числе использования различных моделей контрактных (договорных) цен, будет строиться исходя из реально складывающегося финансово-экономического положения большинства предприятий военной промышленности.

По мере проведения реструктуризации оборонно-промышленного комплекса, формирования крупных стабильно работающих корпораций с высокой степенью диверсификации деятельности, в том числе в области производства продукции и услуг гражданского назначения, основным видом контрактных цен в рамках государственного оборонного заказа должны стать фиксированные цены, а сфера применения моделей ценообразования, основанных на возмещении издержек будет ограничена заказами на проведение военных НИОКР и изготовления головных партий сложных видов военной продукции.

Этап 2 (2005 - 20010 гг.) Главной задачей второго этапа структурных преобразований ОПК является развитие на базе сформированного на первом этапе «ядра» предприятий крупных диверсифицированных корпораций и повышение эффективности их деятельности, в том числе на базе межотраслевой кооперации. Вновь образованные корпорации объединят мощные исследовательские и конструкторские подразделения с производственной базой. В их составе будут также организованы маркетинговые службы и подразделения послепродажного обслуживания. Планируется завершать разработку и создание опытных образцов нового поколения вооружений и военной техники, начать их поставки в войска.

Основой планирования процесса создания военно-промышленных корпораций в интересах решения их главной задачи – разработки и производства новейших образцов и систем вооружений и военной техники станет Государственная программа вооружений и соответствующие целевые программы.. К началу этапа, в соответствии с данными программами, будут определены головные организации по разработке и созданию опытных образцов, серийному изготовлению, проработана полная кооперация изготовителей (поставщиков) комплектующих изделий для этого вида вооружения, военной и специальной техники, по обеспечению жизненного цикла вооружения (техники).

При принятии решения о создании корпораций учитывается также и прогноз экспортных контрактов в сфере военно-технического сотрудничества.

При планировании развития интегрированных структур в ОПК принципиально важны обеспечение «вертикали управления» в создаваемых интегрированных структурах и обеспечение необходимых прав государства по управлению деятельностью создаваемых интегрированных структур.

Состав участников создаваемых в ОПК интегрированных структурах должен обеспечивать:

- единство и неразрывность процессов маркетинга, разработки, производства, сбыта и обслуживания вооружений и военной техники;

- устойчивость при изменениях объемов государственного оборонного заказа, платежеспособного спроса на мировых рынках вооружений за счет диверсификации деятельности, в том числе на основе производства гражданской продукции;

- оптимизацию загрузки производственных мощностей участников интегрированной структуры.

В результате проводимых мероприятий снижается себестоимость продукции, увеличиваются доходы, формируются механизмы эффективного использования полученной прибыли на инвестиции в разработки нового поколения как военной, так и гражданской техники, модернизацию производственного аппарата и освоение новых экспортных рынков сбыта продукции.

В целях финансовой поддержки создаваемых корпораций государство в основном оставляет в их распоряжении средства от экспортных контрактов, эффективное расходование которых на разработки и модернизацию производства для перехода к следующим поколениям техники обеспечивается за счет сохранения государственного контроля за деятельностью корпораций. Постепенно изменяется нормативная база экспорта вооружений в интересах увеличения обязательных отчислений на НИОКР и модернизацию оборудования. Одновременно проводится политика концентрации внутреннего оборонного заказа и экспортных контрактов (во взаимодействии с государственными посредниками) на вновь образованных корпорациях.

Заказы Минобороны концентрируются на корпорациях, производящих конкурентоспособную на внешних рынках продукцию, а также на выпускающих критически важную для поддержания обороноспособности страны продукцию, не являющуюся предметом экспорта (например, работающие в ядерном оружейном комплексе). Корпорации, на которых концентрируются заказы Минобороны признаются монополистами в производстве вооружений и военной техники. В соответствии с антимонопольным законодательством они подвергаются контролю за ценообразованием и контролю за использованием прибыли для перспективных разработок и модернизации производства. Осуществляется подготовка в масштабному перевооружению вооруженных сил России.

Основными принципами реализации второго этапа являются:

- обеспечение концентрации средств госзаказа, доходов предприятий ОПК от экспорта, иных инвестиций, на разработки и модернизацию производства в соответствии с потребностями Вооруженных Сил, с учетом перспектив военно-технического сотрудничества;

- создание и отработка механизма эффективного государственного участия в стратегическом управлении диверсифицированными интегрированными компаниями ОПК, в сочетании с расширением участия частного капитала в указанных компаниях;

- формирования системы эффективного использования, где это возможно, двойной ориентации НИОКР, выполняемых на предприятиях ОПК;

- расширение сферы военно-технического сотрудничества и занятие новых сегментов рынка гражданской продукции;

- подготовка технической и технологической документации, производства к расширению выпуска военной продукции в интересам масштабного перевооружения российских Вооруженных Сил.

Проведению реструктуризации на втором этапе будет способствовать ожидаемое увеличение государственных расходов на оборону в рамках общего роста бюджета с ростом ВНП и существенным улучшением экономического состояния страны.

По мере укрепления корпораций ожидается расширение выпуска на них гражданской продукции за счет управляемой коммерциализации технологий двойного назначения. Диверсификация деятельности корпораций ОПК может сопровождаться выделением военной тематики их деятельности, как это принято в мировой практике, в обособленные специализированные подразделения. Расширяется выпуск высокотехнологичной гражданской продукции, наращивается ее экспорт. Увеличивается объем экспорта услуг в сфере НИОКР.

Государство содействует выходу наиболее успешных корпораций ОПК за национальные границы, в том числе путем организации зарубежных подразделений в интересах приближения части производств, включая военное, к мировым рынкам сбыта. Создаются механизмы участия в разделе мирового рынка высокотехнологичной продукции, в том числе и военной, в рамках транснациональных корпораций. Начинается расширение производства вооружений и военной техники для Вооруженных Сил России в рамках цикла перевооружения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: