Дисконтирование затрат

Вариант Год m Итого затрат Σ Cm Итого приведенных затрат Σ Cm αm
       
I           22,42
II           19,82

· Определим коэффициенты дисконтирования.

· Определим величины дисконтированных затрат.

I.

II.

Вывод. Лучшим является второй вариант, т.к. он характеризуется меньшей величиной дисконтированных затрат.

Различаются следующие нормы дисконта: коммерческая, участника проекта, социальная и бюджетная.

Коммерческая норма дисконта используется при оценке коммерческой эффективности проекта. Она определяется с учетом альтернативной (т.е. связанной с другими проектами) эффективности использования капитала.

Норма дисконта участника проекта отражает эффективность участия в проекте организаций (или иных участников). Она выбирается самими участниками. При отсутствии четких предпочтений в ее качестве можно использовать коммерческую норму дисконта.

Социальная (общественная) норма дисконта используется при расчетах показателей общественной эффективности и характеризует минимальные требования общества к общественной эффективности проектов. Она считается национальным параметром и должна устанавливаться централизованно органами управления народным хозяйством России в увязке с прогнозами ее экономического и социального развития. Временно, до централизованного установления социальной нормы дисконта, в качестве нее может выступить коммерческая норма дисконта, используемая для оценки эффективности проекта в целом.

В расчетах региональной эффективности социальная норма дисконта может корректироваться органами управления народным хозяйством региона.

Бюджетная норма дисконта используется при расчетах показателей бюджетной эффективности и отражает альтернативную стоимость бюджетных средств. Она устанавливается органами (федеральными или региональными), по заданию которых оценивается бюджетная эффективность проекта.

Основой принятия инвестиционных решений являются оценка и сравнительный анализ объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Причем оценка эффективности инвестиций — наиболее ответственный этап в процессе принятия инвестиционных решений. От того, насколько объективно и всесторонне проведена эта оценка, зависят сроки возврата вложенного капитала и темпы развития организации. Такие объективность и всесторонность в значительной мере определяются использованием современных методов оценки.

В качестве основных показателей, используемых для расчетов эффективности проекта, используют:

· чистый доход;

· чистый дисконтированный доход;

· дисконт проекта;

· срок окупаемости.

На разных стадиях расчетов в соответствии с их целями и спецификой финансовые показатели и условия финансовой реализуемости проекта оцениваются в текущих или прогнозных ценах. Остальные показатели определяются в текущих или дефлированных ценах.

Чистым доходом (ЧД) называется накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период (суммирование распространяется на все периоды):

, (8.2)

где Cm — затраты периода;

m — номер периода.

Важнейшим показателем эффективности проекта является чистый дисконтированный доход (ЧДД) — накопленный дисконтированный эффект за расчетный период. ЧДД рассчитывается по формуле:

, (8.3)

Cm — затраты периода;

αm — коэффициент дисконтирования.

ЧД и ЧДД характеризуют превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта соответственно без учета и с учетом неравноценности эффектов (а также затрат, результатов), относящихся к различным моментам времени.

Разность (ЧД - ЧДД) нередко называют дисконтом проекта .

Для признания проекта эффективным с точки зрения инвестора необходимо, чтобы ЧДД проекта был положительным; при сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с большим значением ЧДД (при условии его положительности).

Пример 8.2

Предприятие имеет возможность вложить в инвестиционный проект 900 тыс.руб. равными суммами в течение 3 лет. Прогнозируемое поступление средств:

· I-й год — 270 тыс. руб.;

· II-й год — 900 тыс. руб.;

· III-й год — 360 тыс. руб.

Ставка дисконтирования — 10%. Оцените эффективность инвестиционного проекта, определив: чистый доход, чистый дисконтированный доход и дисконт проекта приведением денежного потока к началу периода.

Решение.

· Определим чистый доход.

ЧД = (270 - 300) + (900 - 300) + (360 - 300) = -30 + 600 + 60 = 630 тыс. руб.

· Определим чистый дисконтированный доход.

· Определим дисконт проекта.

ДП = ЧД - ЧДД = 630,0 - 513,7 = 116,3 тыс. руб.

Сроком окупаемости называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости. Начальный момент указывается в задании на проектирование (обычно это начало нулевого шага или начало операционной деятельности). Моментом окупаемости называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый доход ЧД становится и в дальнейшем остается неотрицательным. При оценке эффективности срок окупаемости, как правило, выступает только в качестве ограничения.

Сроком окупаемости с учетом дисконтирования называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости с учетом дисконтирования, т.е. до того наиболее раннего момента времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый дисконтированный доход ЧДД становится и в дальнейшем остается неотрицательным.

Пример 8.3

На предприятии осуществлены реконструкция и перевооружение производства. Сумма капиталовложений составила 7 млн. руб. Денежные поступления по годам составили:

· I-й год — 2000 тыс. руб.;

· II-й год — 2300 тыс. руб.;

· III-й год — 2700 тыс. руб.;

· IV-й год — 3300 тыс. руб.;

· V-й год — 2100 тыс. руб.

Итого — 12400 тыс. руб.

Ставка дисконтирования — 15%.

Определите срок окупаемости капиталовложений различными методами.

Решение.

· Без учета дисконтирования денежных потоков:

а) на основе среднегодовой величины денежных поступлений:

;

б) на основе нарастания величины поступлений денежных средств по годам до достижения величины капитальных вложений:

2000 + 2300 + 2700 = 7000 тыс. руб.

Срок окупаемости — 3 года.

· С учетом дисконтирования денежных поступлений:

Определим дисконтированные суммы поступивших денежных средств (табл. 1).

Таблица 1

Расчетная таблица дисконтированных затрат

Год Ежегодные поступления, тыс. руб. Коэффициент дисконтирования Дисконтированные ежегодные поступления, тыс. руб.
  2000,0 0,8696 1739,2
  2300,0 0,7561 1739,0
  2700,0 0,6575 1775,2
  3300,0 0,5718 1886,9
  2100,0 0,4972 1044,1
Итого 12400,0 8184,4

а) на основе среднегодовой величины дисконтированных денежных поступлений

;

б) на основе нарастания дисконтированных денежных поступлений до момента покрытия суммы капитальных вложений:

Достоверная оценка эффективности инвестиционных проектов достаточно сложный и трудоемкий процесс, к тому же требующий высокой специальной подготовки исполнителя. Однако такая оценка необходима. Как показал анализ реализации инвестиционных проектов, большинство неудач в этой сфере обусловлено неверной предварительной оценкой эффективности этих проектов.

9.

Стратегическое финансовое планирование и прогнозирование в управлении предприятием

Тезисы

Сущность стратегического финансового планирования и прогнозирования . Модели и методы прогнозирования экономических показателей. Модели долгосрочного финансового планирования. Способность предприятия осуществлять новые инвестиции.

9.1.

Сущность финансового планирования и прогнозирования

Финансовое планирование формулирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия. Оно конкретизирует перспективы развития предприятия в виде системы количественных и качественных показателей.

Цели финансового планирования предприятия зависят от выбранных критериев принятия финансовых решений:

· максимизации продаж;

· максимизации прибыли;

· максимизации собственности владельцев компании.

Для открытых акционерных обществ важными являются первые два критерия (максимизация продаж и максимизация прибыли). При этом главная цель, которая упорядочивает соотношение других целей и гарантирует обеспечение предприятия капиталом в длительной перспективе — максимизация будущей выгоды владельцев компании. Эта цель состоит в увеличении богатства за счет роста рыночной стоимости активов.

Сложно выбрать критерии для организаций, не имеющих установленной рыночной цены, таких, как закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью . Главными критериями деятельности этих организаций считают характеристики, придающие ценность любым производственным активам: величина потока денежных средств, вероятность получения дохода и риск. Другими словами, главная цель финансовых решений для таких организаций — максимизация стоимости активов, т.е. цены, которую можно было бы получить при продаже их на рынке, с учетом риска и дохода собственников компании.

Задачи финансового планирования:

· проверка согласованности поставленных целей и их осуществимости;

· обеспечение взаимодействия различных подразделений предприятия;

· анализ различных сценариев развития предприятия и, соответственно, объемов инвестиций и способов их финансирования;

· обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов;

· контроль за финансовым состоянием предприятия.

Поскольку никто не в состоянии точно предвидеть будущее, планирование должно быть непрерывным. Необходимо постоянно учитывать на каждом этапе финансового планирования вновь поступающую информацию.

Для успешной организации финансового планирования на предприятии необходимы четыре обязательных условия (компоненты), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру финансового планирования предприятия.

· Предприятие должно располагать соответствующими методологической и методической базами разработки, контроля и анализа исполнения комплекса финансовых планов, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированы, чтобы уметь применять эту методологию на практике.

· Для того, чтобы разрабатывать финансовые планы, контролировать и анализировать их исполнение, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, внешняя информация — сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, валютных бирж и прочая финансовая информация.

· В процессе финансового планирования и контроля регистрируют и обрабатывают большие массивы информации.

· Финансовое планирование всегда реализуют через соответствующую организационную структуру и систему управления.

Понятие организационной структуры включает:

· количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ финансовых планов предприятия;

· совокупность структурных подразделений (центров финансовой ответственности), отвечающих за исполнение финансового плана (бюджета).

Система управления — это регламент подготовки, составления, утверждения, контроля и анализа исполнения финансовых планов (бюджетов), в котором закреплены функции служб аппарата управления и структурных подразделений на каждой стадии финансового планирования. Бюджетный регламент разрабатывает руководитель финансово-экономической службы и отражает в соответствующих внутренних положениях и инструкциях. Важнейшая составляющая регламента — внутренний документооборот . Это совокупность регулярной, закрепленной во внутренних положениях и инструкциях информации структурных подразделений организации в процессе финансового планирования и контроля.

9.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: