double arrow

Модели и методы прогнозирования экономических показателей


Основа финансового планирования на предприятии — составление финансовых прогнозов . Необходимость в прогнозировании обусловлена объективными потребностями практики. Прогнозирование на интуитивной основе возникло очень давно, много веков тому назад, и обслуживает деятельность людей, принимающих решения. К настоящему времени разработано более 200 методов научного прогнозирования. Такое обилие методов объясняется разнохарактерностью объектов прогнозирования и задач, которые решаются специалистами.

Само слово «прогноз» означает предвидение, предсказание о развитии чего-либо, основанное на определенных данных. Прогнозирование — это процесс получения вероятностных данных о будущем состоянии прогнозируемого объекта.

Как правило, прогнозирование обслуживает планирование . Оно имеет как сходные с планированием черты, так и отличные от него.

Во-первых, прогнозирование всегда опережает планирование по срокам и по глубине временного интервала (горизонту). Прогнозирование предшествует планированию и обеспечивает его исходной информацией, набором вариантов, содержащих ответы типа: «если..., то...». Прогнозирование всегда осуществляется на более дальнюю перспективу, с тем, чтобы плановые показатели были обоснованы с точки зрения обеспечения будущих действий.




Во-вторых, прогнозирование носит, как правило, вероятностный характер и в силу этого содержит набор альтернативных значений показателя, имеющих различную гарантированную вероятность того, что они сбудутся.

Под экономическим показателем затрат понимается количественно определенная величина, характеризующая потребленные или подлежащие потреблению материальные, трудовые и финансовые ресурсы, объем которых определен поставленной целью.

Все экономические прогнозы классифицируются по ряду признаков.

По срокам прогнозирования различают прогнозы краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Принадлежность к тому или иному типу прогноза зависит от объекта прогнозирования. Так, к краткосрочным прогнозам развития предприятия обычно относят прогнозы на период от нескольких недель до 1 месяца, к среднесрочным — на период от 3 до 12 месяцев, а к долгосрочным — свыше 1 года.

По виду прогнозируемого показателя различают прогнозы точечные и интервальные. Точечный прогноз — это оценка среднего значения (математического ожидания) прогнозируемого экономического показателя в сложившейся статистической связи. Интервальный прогноз позволяет получить верхнюю и нижнюю границы показателя с определенной степенью доверия.

В зависимости от применяемых методов различают прогнозы эвристические и математические. Разница между ними заключается в степени использования человеческого опыта, интуиции и математического аппарата.



Эвристические методы базируются главным образом на интуиции, обобщенном мнении экспертов, являющихся специалистами в той или иной области. Математические методы прогнозирования предполагают широкое использование математического аппарата, такого, как регрессионный анализ, экономико-математическое моделирование и др.

Прогнозирование экономических показателей в основном имеет дело с количественной оценкой показателей. Однако метод измерения показателей не является единственно возможным способом получения количественной меры величины показателя. Существуют методы оценки полезности и предпочтительности объектов анализа или последствий от принимаемого решения на основе мнений экспертов.

Методы экспертных оценок имеют большую историю. Однако современные научные методы экспертизы развились лишь в последние 20—30 лет в силу их высокой эффективности. Установлено, что группа специалистов производит на 70% больше ценных оригинальных идей, чем те же специалисты, работающие индивидуально.

Выбор метода обработки результатов экспертизы определяется целью анализа. Основными задачами проведения экспертизы являются оценка показателей или их ранжирование .

Задача оценки. Предположим, что требуется оценить значение n количественных показателей x1 , x2 , ... , xn . Для оценки привлекаются т экспертов. Для получения среднего значения показателя используется формула:



. (9.1)

Если оценка дана не всеми экспертами, то суммирование ведется только по числу экспертов, которые такую оценку дали, а сумма оценок делится на их число. Для определения степени разброса отдельных оценок и согласованности мнений экспертов рассчитываются дисперсия, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации:

(9.2)

Задача ранжирования. Сущность ранжирования заключается в том, что каждый эксперт располагает факторы или объекты по порядку убывания или возрастания их важности исходя из собственной индивидуальной оценки. Каждому фактору придается порядковый номер (число натурального ряда) того места, которое занимает фактор (по мнению данного эксперта) в ранжированной последовательности.

9.3.

Методы долгосрочного финансового планирования

Исходным в финансовом планировании является экономический анализ использования финансовых ресурсов за истекший период. Для выявления тенденций развития предприятия анализируют:

· изменения в объеме продаж в целом и по основным видам продукции;

· изменения в величине прибыли, рентабельности;

· объемы и эффективность инвестиций и др.

Чтобы собрать такие данные, необходимы хорошо налаженный управленческий и бухгалтерский учет, непосредственное участие работников бухгалтерии и руководителей планово-финансовых служб, знание динамики показателей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Не менее важен для проведения обоснованных финансовых расчетов коэффициентный метод определения величины доходов и расходов. При помощи коэффициентов, базирующихся на достижениях прошлого периода, несколько уточненных, рассчитывают предполагаемые доходы и затраты, платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Сущность нормативного метода планирования заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывают потребность предприятия в финансовых ресурсах и их источниках.

Сущность балансового метода — в согласовании расходов с источниками покрытия, во взаимосвязи всех разделов плана между собой, а также финансовых и производственных показателей. Балансовый метод традиционно применяют при распределении прибыли, планировании финансовых фондов — накопления, потребления и др.

Метод дисконтированных денежных потоков используют при составлении финансовых планов для прогнозирования совокупности распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств. Концепция дисконтированных денежных потоков основана на расчете современной (приведенной) стоимости ожидаемых притоков и оттоков денежных средств. Метод дисконтированных денежных потоков выявляет результат финансовых решений без ссылок на традиционные допущения бухгалтерского учета. Оценка прогнозных изменений финансовых потоков за определенный период работы предприятия на основе временного фактора может отличаться от традиционного экономического анализа.

Метод многовариантности (сценариев) заключается в разработке нескольких вариантов финансовых планов (например, оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного). Каждому варианту приписывают его вероятностную оценку. Для каждого варианта рассчитывают вероятное значение критерия выбора, а также оценки его отклонений от среднего значения. Критерием выбора могут быть суммы прибыли, дохода и пр.

Метод экономико-математического моделирования позволяет количественно выразить взаимосвязи между финансовыми показателями и факторами, их определяющими, через экономико-математическую модель. Программные продукты, имеющие модули экономико-математического моделирования финансовых и бизнес-планов, должны быть ориентированы на конечных пользователей этого процесса — руководство организации, включая финансового менеджера; отличаться доступностью и простотой, не требующей специальной подготовки; позволять в диалоговом режиме оперативно вносить изменения в уже составленный финансовый план (бюджет).

Основа формирования финансовых планов — долгосрочные цели, определяемые руководством предприятия в процессе стратегического планирования . Стратегическое планирование основано на принятии основополагающих финансовых решений, например, реорганизации бизнеса (приобретение еще одного предприятия, закрытие предприятия и т.д.) и инвестиционных решений. Степень детализации в таких планах довольно невысока. Количество, содержание этапов составления и форма стратегического плана могут существенно отличаться и зависят от формы собственности, отраслевой принадлежности и размеров предприятия.

Перспективный финансовый план (составляется на три года и более) определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, цели и задачи предприятия, а также поддерживает взаимоотношения с внешним окружением.

Перспективный финансовый план содержит прогнозный баланс, план прибылей и убытков, план движения денежных средств. Прогнозная отчетность — удобный способ обобщения различных хозяйственных событий, ожидаемых в будущем. Она предоставляет необходимый минимум информации для принятия управленческих решений и для разработки более детализированных планов (бюджетов) предприятия.

9.4.







Сейчас читают про: