Сложное личностное отношение, в состав которого входят три основных компонента: вера, знание и стремление.
Вера в творческие возможности человека, в его способность участвовать в улучшении окружающей жизни, в то, что человек хочет и может стать лучше.
Знание сильных и слабых сторон и воспитателя и воспитанника, понимание их природы и способов развития и преодоления.
Стремление раскрыть, развить сильные стороны личности и преодолеть слабые стороны, стремление концентрирующее, мобилизующее воспитателя на сплав веры и знаний, побуждающее доводить дело до логического завершения.
(И.П.Иванов)
ТОВАРИЩЕСТВО ПОКОЛЕНИЙ
Это одна из закономерностей гуманистического, демократического воспитания, сформулированная И.П.Ивановым: «Чем успешнее строятся и укрепляются отношения общей заботы воспитателей и воспитанников, тем полнее и глубже развивается товарищеская самодеятельность воспитанников, т.е. идущая под их собственным воздействием на себя, творческая забота об окружающих людях и о себе как их товарище.
Это общая забота об улучшении окружающей жизни, жизни школы, класса, родного края, далеких людей;
это общая практическая обучающая забота воспитателей и воспитанников о своем едином коллективе, друг о друге, о каждом отдельном воспитаннике;
это общая забота о воспитательском коллективе как самих воспитателей, так и воспитанников, их родных и других педагогов.
Высшей формой прогрессивных воспитательных отношений является творческое содружество воспитателей и воспитанников.
(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.21-22)
ТРУДОВАЯ РАЗВЕДКА
Необходимая предпосылка и составная часть трудовых операций (рейдов, десантов, атак), которая имеет целью установить, что можно сделать полезного для окружающих людей в короткий срок или в течение длительного времени.
(Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.62)
ТРУДОВОЙ ДЕСАНТ
Представляет собой выход или выезд добровольцев, ребят и их старших друзей на помощь другим коллективам и организациям в каком-либо жизненно важном деле.
(Иванов И.П. Наша забота // Педагогика обшей заботы. — СПб: Образование, 1996. — c.63)