Основные методы обнаружения ошибок

Методы обнаружения ошибок базируются на анализе информации по синтаксическому (контролируются элементарные составляющие информации – знаки) и семантическому (контролируется смысловое содержание информации, ее логичность, согласованность данных) содержанию.

Основными методами контроля и обнаружения ошибок в информации, которые базируются на информационной и программной избыточности, являются:

- метод контрольных сумм;

- защита кодов и реквизитов контрольным числом;

- контроль формата сообщения;

- программно-логические методы.

Метод контрольных сумм широко используется на этапах подготовки первичной информации, ввода массива данных в ЭВМ, считывании информации с накопителей и записи на них.

При обработке первичных документов и записи информации на машинные носители все или часть реквизитов строки (столбца) охватывают контрольной суммой, которая пореквизитно суммирует все показатели строки (столбца). Итог (контрольную сумму) заносят в соответствующую графу документа. При дальнейшем занесении информации на машинный носитель контрольную сумму вводят в счетчик устройства. Регистрируемые данные пореквизитно вычитают из контрольной суммы. Регистрация считается правильной, если после занесения на машинный носитель последнего реквизита имеет место нулевое значение счетчика.

Для контроля правильности ввода информации в ЭВМ определяют контрольные суммы по массивам вводимой информации. Программным путем предусматривают суммирование разрядов вводимых информационных массивов и сравнение полученного результата с контрольной суммой, указанной в конце массива. При совпадении контрольных сумм информация считается введенной правильно.

Метод защиты реквизитов контрольным числом подразумевает дополнение кода объекта контрольным числом, определенным по определенному алгоритму (модулю). При автоматическом контроле записи кода по тому же алгоритму вычисляется значение контрольного числа и сравнивается с имеющимся в коде.

Метод контроля формата сообщения основан на использовании внутренней избыточности информации и проверки

Различают форматный и логический контроль.

При форматном контроле:

- определяется число знаков в каждом введенном показателе и сравнивается с необходимым их количеством,

- проверяется наличие допустимого количества показателей во введенном сообщении,

- проверяется наличие алфавитного символа там, где должен стоять цифровой символ и наоборот.

При логическом контроле:

- проверяется значение каждого показателя сообщения области допустимых значений, которая содержится в НСИ,

- делается проверка на взаимное логическое соответствие отдельных показателей друг другу внутри каждой фразы введенного сообщения (внутрифразовый) и между различными фразами (межфразовый контроль),

- выявляется наличие ошибок в наиболее важных показателях сообщения (коды станций, номера вагонов и т.д.) с помощью расчета контрольных знаков.

Форматный и логический контроли выполняются для служебной и информационных фраз сообщения.

При обнаружении ошибок абоненту, пославшему сообщение, выдается диагностическое сообщение 497, содержащее наименование показателей, где обнаружены ошибки и коды ошибок. В табл.1 приведены примеры ошибок, выявляемых в процессе форматного и логического контроля.


Таблица 1.

Приложение Б (информационное)  
Перечень ошибок структурного и логического контроля входных сообщений
Номер ошибки Номер исходящего сообщения Текст ошибки Характер ошибки Краткая аннотация ошибки
.01 02, 09, 200-205, 333, 241, 242, 244, 249, 555 Ю2 000.01 Несуществующий номер исходящего сообщения Исправить номер сообщения и ввести его заново в ЭВМ
.02 02, 09, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .02 NC Количество показателей в фразе больше или меньше допустимого Для сообщения 02: служебная фраза может содержать минимум 11 показателей ("дата и время" включительно) и максимум 15 показателей ("Маршрут" включительно). Информационная фраза - минимум 3 показателя ("Ролик" включительно), максимум 15 показателей ("Примечание" включительно)
        Для сообщения 09: а) служебная фраза - min 11 показателей ("Минуты" включительно) и max 12 показателей ("Номер парка / номер пути" включительно). Информационная фраза - min 2 показателя ("Номер вагона" включительно), max 15 показателей ("Примечание" включительно); б) по операции прицепки (код 14): после информационной фразы с кодом корректировки 14 должна следовать информационная фраза с кодом корректировки 00, которая включает номер вагона и необходимые сведения о нем.
.02 02, 09, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .02 NC Количество показателей в фразе больше или меньше допустимого Для сообщения 241: служебная фраза должна содержать 8 показателей ("Код операции" включительно). Информационная фраза - минимум 4 показателя ("Масса груза" включительно), максимум 13 показателей ("Примечание" включительно).
        Для сообщения 242: служебная фраза должна содержать 8 показателей ("Код операции" включительно). Информационная фраза - минимум 2 показателя ("Номер вагона" включительно), для первой фразы - минимум 4 показателя ("Код грузополучателя" включительно) и максимум 7 показателей ("Примечание" включительно).
        Для сообщения 200, 201, 204: служебная фраза может содержать минимум 11 показателей ("Дата и время" включительно) и максимум 13 показателей (для номера 200 "Номер пути перегона"; 201, 204 "Признак работы с локомотивом" включительно).
        Для сообщения 202, 203, 05: может содержать минимум 11 показателей ("Минута" включительно) и максимум 15 показателей ("Номер парка / номер пути" включительно).
.02 02, 09, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .02 NC Количество показателей в фразе больше или меньше допустимого Для сообщения 200, 201: информационная фраза может содержать минимум 7 показателей ("Табельный номер машиниста" включительно) и максимум 8 показателей ("Фамилия машиниста" включительно).
.03 02, 09, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .03 Отсутствуют информационные фразы или все информационные фразы ошибочны
.04 02, 09, 241, 555 .04 Неверно оформлен маршрут, группа вагонов, следующих по одной накладной, сцеп, рефрижераторные секции и поезда Маршрут, группа вагонов, следующих по одной накладной, сцеп, рефрижераторные секции и поезда оформляются согласно инструкции по ДУ-1
.05 02, 09, 241, 242, 248, 249, 555 .05 Не возрастают номера информационных фраз исходного сообщения Для сообщений 02, 241, 242: если в сообщении нет других ошибок, то сообщение принимается к расчету, при этом ЭВМ нумерует информационные фразы в порядке возрастания фраз (ошибка является предупреждающей)
.05 02, 09, 241, 242, 248, 249, 555 .05 Не возрастают номера информационных фраз исходного сообщения Для сообщения 09, 248, 249: а) после информационной фразы с кодом корректировки 02, 04, 14, 33, 81, 83, 86, 88, 91 должна следовать информационная фраза с кодом корректировки 00, содержащая номер вагона и необходимые сведения о нем; б) в первой информационной фразе код корректировки не может быть равен 00.
.07 02, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .07 NC Отсутствует значение требуемого показателя исходного сообщения необходимо дополнить фразу требуемыми показателями (NC - номер показателя)
.08 02, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .08 NC1 - NC2 Значение показателей во фразе не соответствует друг другу К фразе исходного сообщения NC1 должен соответствовать показателю NC2.
.09 .02 .09 18 Неверно оформлен маршрут Если в служебной фразе сообщения 02 признак маршрута проставлен от 1 до 4, то в информационной фразе принадлежность вагона к маршруту указывается цифрой 2. Общая масса маршрута против первого вагона разрешается проставлять только при перевозке грузов прямыми и кольцевыми маршрутами. При формировании маршрутной групповой отправки с признаком от 3 до 6 масса груза должна быть указана против каждого вагона.
.09 200-205, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .09 NC1 - NC2 Значение показателей служебной и информационной фраз не соответствуют друг другу Показатель NC1 служебной фразы должен соответствовать показателю NC2 информационной фразы
  02, 09, 241, 242, 248, 249, 555 .10 Одинаковые инвентарные номера вагонов
  02, 09, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .11 Код пункта передачи из автоответа не соответствует станции совершения операций из сообщения
  02, 09, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .12 Сбой ЭВМ  
  02, 09, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .13 Нет начала "(:" или конца ":)" исходного сообщения
  .02 .14 В ЭВМ для сообщения 02 есть информация о поезде с подробным индексом Если при поступлении сообщения 02 установлено, что в ЭВМ есть сведения о поезде с таким же индексом (на который не передавались другие сообщения) и совпадают инвентарные номера хотя бы у трех вагонов, то сообщение принимается к расчету, заменяя предыдущее; в противном случае сообщение принимается к обработке, присваивая третий знак порядковому номеру этого состава (слева относительно двух основных) и информирует от этом абонента
  09, 200-205, 244, 333, 555 .14 Информация о данном поезде нет в ЭВМ или в ней имеются ошибки. В ЭВМ нет информации о вагонах, на которые пришло информационное сообщение
  02, 09, 241, 555 .15 NC Недопустимое значение служебных символов Щ1, Щ2, апостроф NC - номер показателя, который принимает недопустимое значение. Символ Щ1 используется для пропуска нулевых показателей с 4 по 8 включительно; Щ2 - для пропуска нулевых показателей с 9 по 14 включительно; ' (апостроф) - для разделения (начиная с 4-го показателя включительно) буквенного и буквенно-цифрового примечания от остальной информации в случае, когда нужно опустить незначащие реквизиты строки до графы "Примечание"
  02, 09, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .16 NC Недопустимое значение показателя исходного сообщения NC - номер показателя, который принимает недопустимое значение. Для сообщений 09: а) код корректировки может принимать только значение 01, 02, 03, 04, 06, 08, 11, 14, 33, 81, 83, 86; б) нельзя удалять группу вагонов из маршрута с одной массой в голове, если масса груза после удаления группы больше, чем суммарная масса вагонов в маршруте
  02, 09, 200-205, 333, 241, 242, 244, 248, 249, 555 .17 NC Количество знаков в показателе больше или меньше допустимого или недопустимый (нецифровой) символ
  09, 248, 249, 555 .19 Корректируемых фраз нет в исходном сообщении Для сообщения 09 ошибка возникает, когда в составе поезда нет отцепляемого или перецепляемого вагона, вагона, у которого корректируются данные, или вагона, за которым (перед которым) вставляются или прицепляются вагоны. Для сообщений 248, 249 ошибка возникает, когда в ЭВМ нет удаляемого вагона или вагона, за которым должны вставляться вагон или группа вагонов
  241, 242, 244, 248, 249 .20 Нарушена порядковая нумерация сообщений
  200, 201, 202 .21 Локомотив отсутствует в числе контролируемых
  02, 09, 248, 249 .22 Недопустимый интервал времени между текущей и предыдущими операциями
  200-205 .23 Нарушена логическая операция с поездом Текущая операция, указанная в сообщении, не может следовать непосредственно за предыдущей операцией с поездом
  02, 09, 200-205 .25 Время совершения операций дольше текущего Для сообщений 02, 09 время, указанное в служебной фразе, не должно превышать времени ЭВМ больше чем на 10 минут. Для сообщений 200-205 время, указанное в служебной фразе, не должно превышать времени ЭВМ
  09, 200-205 .26 Дата и время совершения операций меньше времени предыдущего сообщения Дата и время совершения операций меньше или равны дате и времени предыдущего сообщения
  02, 09, 200, 201, 202, 241, 242, 248, 249, 555 .33 02 Неверно указан контрольный знак в инвентарном номере вагона (локомотива)
  .02 .34 Количество фраз в сообщении больше допустимого предела
  02, 09 .90 Нарушение плана формирования поездов или вагонов
  02, 09 .92 XXX Поезд недогружен (указывается масса недогруза в тоннах - XXX) Ошибка является предупреждающей и исправлений не требует
  02, 09 .93 ХХ Поезд следует с нарушением нормы длины (указывается количество недогруженных вагонов) Ошибка является предупреждающей и исправлений не требует
Р1 200-205 .Р1 Повторный ввод В ЭВМ вводится сообщение, которое уже принято
                 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: