Искусство эпохи Палеолита (35-10 тыс. до н.э.)

Палеолит – древнекаменный век.

· Древний палеолит, или нижний палеолит (до 150 тыс. до н.э.)

· Средний палеолит (150 – 35 тыс. до н.э.)

· Верхний или поздний палеолит (35 – 10 тыс до н.э.)

Верхний или поздний палеолит – наиболее важный для изучения искусства этап.

· Сложилась родовая организация. Появилась изобразительная деятельность.

· Рождение первых религиозных воззрений

· Сложился непосредственный предок человека – кроманьонец.

Поздний палеолит

· Ориньяк –Солютрейский (35 – 20 тыс. до н.э.) (названия даны по месту первых находок) Изобразительные находки – зигзагообразные полосы на слое глины на стенах пещеры. Отпечатки рук (руки намазывались краской прикладывались к поверхности изатем обводились., изображение заключалось в круг. Очевидно оно имело магический смысл). Первые риснки животных несовершенны. Невозможно узнать их породу. Пропорции не соблюдены. В конце эпохи рисунки более реальны. Например рисунок на глине в пещере Санта-Изабель в Испании (рис 1). В это время встречаются изображения людей в масках. Которые. Возможно одевали для религиозных обрядов.

· В этот период создаются изображения круглой скульптуры из мягких пород камня и кости высотой 5-10 см. Кроме животных встречаются изображения женщин. Конечности едва намечены, голова часто обработана без обозначения черт лица, зато подчеркнуты признаки женщины-матери. В эпоху матриархата образ матери –прородительницы имел большое значение. Фигурки отличаются монументальностью и четким конструктивным построением (найдены в Западной Европе). Самая знаменитая скульптура – венера Виллендорфская (Вена, Естественно-исторический музей) рис2. Изображение черт лица в статуэтках не требовалось. Там где это было необходимо художник делал работу выразительно. Рис 3 Голова из Брассемпуй Париж музей Сен-Жермен. Изображение индивидуальных черт лица Рис 4. Голова женщины из Дольных Вестониц (Брио Моравский музей).

Постепенно более уверенно рисуется животное, появляется штриховка. Рис5. рисунок головы лани из пещеры Кастильо (Испания). Переход к более объемному изображению.

Красочная линия – голова оленя. Пещера Фон-де0Гом Франция. Рис.6. Часто животных показывают в различных позах.

Мадлен (20 – 10 тыс. до н.э.). Наивысший расцвет искусства палеолита. По-прежнему изображаются животные но в разных позах и в движении (пасущиеся, лежащие, бегущие, дерущиеся). Изображения покрывается все целиком. Художник работает2-мя. 3-мя красками различной силы и тона.

Шедевры этой живописи из Альтамирской пещеры (Испания) и пещер Франции (Фон де Гом, Ляско, Руфиньяк) Животные в натуральную величину с жизненной убедительностью.

Рис. 7,8.9 В СССр в каповой пещере на Урале Рис 10

Художник этого периода композиционно связывает животных, работает с группой, синтезируя главное. Передает впечатление массы Рисунок оленей на стене пещеры Лимейль Франция Рисунок оленей на кости из грота окола Тейжа Франция. Рисунок табуна лошадей из грота Шаффо франция рис 11

В эпоху мадлен развивантся круглая скульптура и рельеф, который становиться выразительнее и большего размера. В Восточной Европе и Сибири распространяется мелкая пластика из камня и кости. (женские образы, животные птицы) рис 12. Изображение оперения с помощью гравировки, линиями, на хвосте.

Появляется орнамент. Он может покрывать туловище, иметь геометрический или линейный рисунок, напоминать меандр. Орнаментом покрывали костяные браслеты рис13

Орнаментальный рисунок на пластине – это графическое выражение идей мыслей общих представлений

Человек умеет изготавливать примитивные каменные орудия. Он создает наземные жилища из кости, дерева, камня. Обрабатывает шкуры. Ведется сложная загонная работа на крупных животных.

Первые «произведения искусства» относятся к началу ориньякской эпохи. Это небольшие каменные плиты с нанесенными на них красочными пятнами с выдолбенными чашечками, расположенными в строгом порядке (найдены в пещере Ля-Фераси, Франция).

Гравированный рисунок на камне, кости, роге, исполнялся кремневым резцом, иногда рисовался пальцем (пучком травы, куском шерсти) на мягком наносном слое глины на стенах пещеры. Использовались минеральные краски (сажа, мергель, оттенки охры (окись марганца)). Пережигали железную руду. Краска перетиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений.

Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога, кости, и возможно дерева.

Рельеф вырезался на отдельных камнях или на стенах пещеры. Нередко использовались естественные поверхности скалы, напоминающие очертания животных. Еще раньше первый человек создавал натуральный макет животных.

Почти все сюжеты посвящены тем животным, на которых человек охотиться (оленя, мамонта, быка, льва, медведя, лошади). Кроме животных встречается изображение человека, как правило женщины. Изображения на стенах достигают натуральной величины, скульптура делается меньших размеров.

Настенные росписи часто размещались вне жилой зоны пещеры, что свидетельствовало о их обрядовом значении.

Основные памятники палеолита найдены в районах современной Франции, Испании. В восточной Европе и Сибири найдена мелкая пластика. На Урале в Каповой пещере обнаружены росписи эпохи Мадлен.

Основные достижения:

· Выработка примитивных, но выразительных художественных приемов

· Выделение главного и основных деталей, характеризующих предмет изображения

· В изобразительном искусстве присутствуют гармония, симметрия. Ритм. Композиция

· Осознано работает с красками, знает их возможности

· Имеет примитивные представления о форме и формообразовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: