1. Какие приемы может использовать учитель для создания благоприятной эмоциональной атмосферы урока?
2. Какие функции должна выполнять педагогическая оценка? Сформулируйте психологические требования к эффективности школьной отметки.
3. Какие способы формирования положительной мотивации учения может использовать учитель на уроке с учетом возрастных особенностей учащихся?
4. Назовите приемы управления вниманием учащихся на уроке с учетом их возраста.
5. Какие условия развития памяти необходимо создать на уроке?
6. Как организовать развитие мышления учащихся на уроке?
7. Проанализируйте причины поведения учеников в описанных ситуациях. Предложите альтернативные варианты поведения учителя.
Ситуация. На урок в 9-й класс пришла молодая учительница, временно заменяющая своего коллегу. Держалась подчеркнуто строго, пытаясь, видимо, тем самым скрыть свое волнение и неуверенность.
«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Ивановна, я проведу у вас несколько уроков вместо Ольги Тихоновны».
|
|
Минуты две класс с интересом наблюдал за новой учительницей, потом стали раздаваться реплики явно не по теме урока. Кто-то пытался шутить, кто-то вел себя смелее и развязнее, чем обычно. На замечания учительницы никто не реагировал, призывы вести себя тихо не действовали. Далее начались угрозы написать замечания в дневник, поставить двойки и т.д. Когда Ирина Ивановна в очередной раз повысила голос, едва не сорвавшись на крик, один из учеников сказал: «Ирочка, не волнуйся!».
Это был последний удар по самолюбию учительницы. Не владея больше собой, сдерживая слезы, она выбежала из класса, не закончив урок.
8. Приведите примеры интересных ситуаций с уроков (из литературных источников, из кинофильмов, материалов собственных наблюдений). Проанализируйте их.
9. Проанализируйте поведение ребят и поведение двух учителей в одной и той же ситуации. Подумайте, что обеспечило успех учителя в данной ситуации.
Ситуация. На перемене в 7-й класс забрел котенок. Ребята начали играть с котенком. Кто-то предложил устроить кошачий концерт на предстоящем уроке русского языка. Предложение было одобрено, так как на уроках русского языка всегда было скучно.
Из обычной веревочки сделали упряжку, котенка посадили в шкаф, а конец веревки пропустили под дверцей шкафа. В подходящий момент урока сидящий рядом со шкафом Сергей дернул за веревочку, раздалось громкое мяуканье. Учительница вздрогнула и подняла голову: «Кто это хулиганит? Какое безобразие!». Ребята засмеялись. Через некоторое время кошачий концерт повторился. «Прекратить сейчас же!»- крикнула учительница. Лицо ее побледнело, глаза покраснели. Ее уже никто не слушал. В классе стоял хохот. Учительница замолчала, растерянно оглядывая ребят, затем схватила журнал и выбежала из класса.
|
|
На перемене ребята устроили совещание. «Сейчас какой урок? История. Он какой-то чудак этот Петр Иванович, рассказывает интересно. Ну, ладно. Попробуем устроить маленький концерт».
Войдя в класс, учитель сделал ребятам замечание, что они плохо обошлись с учительницей: «Вы очень обидели женщину, рыцари», -и приступил к объяснению урока. В это время Сергей начал свои манипуляции и котенок заорал. Спокойно продолжая рассказ, учитель направился прямо к шкафу. Он сделал это так неожиданно, что Сергей не успел отбросить веревочку, и она выдала его с головой. Раскрыв дверцу шкафа, учитель рассмеялся весело и непринужденно. Он поднял котенка, снял с него веревочную упряжку и посадил к себе за пазуху. Так с котенком на руках он и продолжал вести урок, поглаживая время от времени его головку. Ребята смотрели то на учителя, то на котенка, и во взглядах их были недоумение и восторг. Урок прошел успешно.
План семинара
«Психологическое обеспечение планирования и анализа урока»
1. Психологическая характеристика целей урока.
2. Принципы обучения в школе будущего.
3. Анализ учебной деятельности учащихся на уроке.
План семинара
«Психологическое обеспечение индивидуального подхода к ребенку в организации учебной деятельности»
1. Понятие индивидуальности и индивидуального подхода к ребенку в обучении.
2. Проблема обучаемости. Обучение детей с пониженной обучаемостью.
3. Работа с одаренными детьми на уроках.
План семинара
«Развитие мышления школьников в обучении»
1. Пути обучения мышлению.
2. Проблемные ситуации в системе развития мышления.
3. Психологическое обеспечение обучения решению задач на уроках (на материале решения определенного класса задач: математических, физических, лингвистических).
Основная литература
1. Гончаров B.C. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1988.
2. Ерастов Н.П. Культура умственного труда (Беседы о рациональной организации познавательной деятельности). Ярославль, 1973.
3. Козлова И.Н. Психологические аспекты анализа урока. Вологда, 1990.
4. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.
5. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1995.
6. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.
7. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л, 1988.
Дополнительная литература
8. Амонашеили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.
9. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987.
10. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
11. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.