***
Правительство Ее Величества – центральный орган исполнительной власти. Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов. Королева назначает премьер-министром лидера партии, получившей абсолютное большинство мандатов в палате общин. По предложению премьера королева назначает остальных членов правительства. Королевская прерогатива увольнения премьер-министра не использовалась с 1783 г. В последнее время роль премьера возрастает. По сути все государственное управление Великобритании зависит от него. Он составляет правительство, представляет на подпись монарху правовые акты и сам контрассигнует их, в любой момент может предложить монарху распустить нижнюю палату парламента с назначением новых выборов (что монарх всегда делает) и т.д. Министр, не согласный с решением премьера и кабинета, должен уйти в отставку.
Состав правительства (75-80 человек, предельная численность – 95 человек):
- старшие министры: госсекретари – главы министерств, и министры без портфеля;
- младшие министры: госминистры – заместители глав министерств, и парламентские секретари – помощники старших министров, обеспечивающие связь министерств с парламентом.
Из-за большой численности правительство давно не собирается, а все текущее управление осуществляется Кабинетом, который возник в конце XVII в. как комитет Тайного совета.
Кабинет (16-24 человека) – внутренний неофициальный орган, который формируется премьер-министром для согласования действий министерств в рамках политической программы партии. Традиционно включает в состав глав важнейших министерств: лорд-канцлер, канцлер казначейства (министр финансов), госсекретари внутренних и иностранных дел, обороны, торговли.
Характеристика:
- организационно обособленная часть правительства;
- регулярно действующий орган (заседания раз в неделю по четвергам и чаще);
- не имеет собственной резиденции (заседания проходят в доме премьер-министра по адресу Даунинг-стрит, 10);
- голосования редки, окончательное решение принимает премьер;
- деятельность не регулируется законом;
- компетенция определяется конституционным соглашением.
Деятельность:
- общее руководство исполнительным аппаратом;
- координация деятельности министерств и разрешение споров;
- определение основных направлений государственной политики;
- подготовка законопроектов.
Противоречие:
1) с одной стороны существует тенденция к расширению кабинета для приобретения властью опоры и политического веса через представительство ведущих министерств и лидеров правящей партии;
2) с другой стороны – стремление к административной эффективности (оптимальная численность органа – 10-12 человек).
Выход из противоречия – создание внутреннего кабинета.
Внутренний кабинет (5-12 человек) – неформальная группа министров, пользующихся особым личным доверием премьер-министра.
Сейчас сложилась следующая схема управления:
1) Внутренний кабинет во главе с премьером вырабатывает решения;
2) Кабинет обсуждает и утверждает эти решения;
3) правительство исполняет принятые решения.
Поскольку Внутренний кабинет и Кабинет не имеют правового статуса, то премьер-министр может и не прибегать к их помощи. Деятельность британского Кабинета носит закрытый характер (закон запрещает знакомиться с его протоколами в течение 30 лет).
В государственном управлении правительству помогают создаваемые премьером постоянные и специальные комитеты по различным вопросам.
Помимо администрирования британское правительство активно участвует в законодательной деятельности. Доля «правительственных биллей», т.е. законопроектов, вносимых на заседания парламента правительством, составляет 85%. Оставшиеся 15% – это «частные билли». Доля принятых парламентом «правительственных биллей» в общем числе всех законов – 95%.
Специфической особенностью парламентской практики Великобритании – наличие официальной оппозиции. «Лояльная оппозиция Ее Величества» формируется лидером партии, получившей меньшинство мест в палате общин. Он создает «теневой кабинет». «Теневые министры» вырабатывают альтернативные официальному правительству решения.
Судебная система Великобритании неоднократно подвергалась реформам и упрощению (последний раз в 2004 г.), но она осталась все-таки весьма сложной, сильно децентрализованной, даже запутанной (по существу действуют разные системы в Англии, Шотландии, Северной Ирландии, на островных территориях), но работают суды эффективно. Судебная система Великобритании представлена на схеме (рис. 3.1-3.3).
Все судьи в Великобритании назначаются: высшие суды – короной, низшие – министром юстиции. Судьи в Великобритании могут быть подвергнуты импичменту – смещены по решению обеих палат парламента. Исполнением решений судов ведают шериф графства и назначаемый им бейлиф.
Рис. 3.1 – Судебная система Англии и Уэльса
Рис. 3.2 – Судебная система Шотландии
Рис. 3.3 – Судебная система Северной Ирландии